Базовые упражнения с акварелью

Краткий курс акварели, или 5 базовых приёмов для быстрого старта

На карантине общество делится на две части.

Одни люди, оставшись в добровольной изоляции, пытаются придумать себе цели, которые разгонят скуку. Другие судорожно генерируют контент, чтобы помочь скучающим получить пользу от карантина. Кто-то даже открывает свободный доступ к платным урокам!

Я последую примеру коллег. Правда, ничего платного здесь и так нет, поэтому я просто составлю для вас план уроков . Эта последовательность поможет с нуля понять суть работы с акварелью, познакомит вас с базовыми приёмами.

Осваивать акварель по этому плану можно и имея опыт работы с другими художественными материалами.

Заливка по-сухому

С этого упражнения я начинаю учить акварельным техникам. В среде художников есть стереотип, что в акварели краску для каждого мазка обязательно нужно смешивать отдельно. Поэтому многие восхищаются, когда пробуют работать заранее сделанным замесом краски.

Работа ведётся сверху вниз длинными горизонтальными мазками. Сползающая влага формирует красочный валик. Останавливаться во время работы нельзя!

Если вы попробуете использовать два цвета, совмещая заливки только точечно, то у вас получатся вливания, напоминающие деревья.

Никогда не угадаешь, будет ли вторая краска вытеснять первую, или первая устремится вниз. Чтобы деревья выросли непременно вверх, просто наклоните планшет в нужную сторону.

Пейзаж на основе заливки

Заливку по-сухому можно делать, чередуя разные цвета. А после высыхания минимумом деталей дополнить пейзаж.

Такой закат изобразит любой новичок, а знакомый с красками человек получит новый опыт.

Для этого пейзажа приготовьте четыре замеса: светло-фиолетовый, оранжевый, ярко-синий и приглушённый синий. Впрочем, ссылку на подробное описание процесса я оставлю под статьёй.

Понятно, что таким способом можно изобразить любой пейзаж в обобщённом состоянии. Закат, рассвет, туман – теперь вам это по плечу.

Плоский предмет

В качестве натуры для этого задания лучше взять перо птицы. Ценность для новичка здесь в том, что рисунок под акварель сделать очень просто. В крайнем случае перо можно просто обвести, положив на лист бумаги.

Для того чтобы смягчить коричневые оттенки, добавьте к жжёной сиене или марсу коричневому ультрамарин. Охра и сиена натуральная не подойдут, они тяготеют к жёлтому, поэтому ультрамарин в смеси с ними будут отдавать зеленью. Чистые коричневые тоже смотрятся не слишком естественно, избыточно ярко.

При работе цветом сначала смочите рисунок в пределах контура, а потом рисуйте чёрточки и пятна в нужных местах. По мере высыхания бумаги пятна будут получаться более чёткими, используйте это для планирования последовательности!

Подобным образом рисуют листья, и ссылку на этот урок я также оставлю под статьёй.

Объёмный предмет

Любой не плоский предмет делится на свет и тень. Если намочить фигуру внутри контура, то акварелью можно мягко сформировать объём.

Приготовьте заранее нужные цвета, и тогда вам хватит времени сделать работу по-мокрому.

Детали рисуйте после просушки.

Мягкий край предмета

Некоторые предметы не имеют чётких контуров. Их тоже нужно уметь изображать. Для тренировки навыка делать мягкий край нарисуйте кота по-мокрому. Для этой техники нужно увлажнить лист бумаги с обеих сторон. Можно даже замочить бумагу в лотке или ванне минут на пять. Когда вы расправите лист на гладкой поверхности, слейте лишнюю воду и дождитесь небольшого прожухания влажного блеска. Работайте быстро, нанося краску.

Со временем вы поймёте, сколько влаги должно быть на бумаге, а сколько на кисти. Кстати, область глаз тут сухая! Промокните салфеткой эти пятна, и тогда краска на глаза не затечёт.

Когда вы отработаете эти навыки, то сможете переходить к более сложным задачам! По тегу # акварель_кс есть ещё много уроков – и простых, и сложных!

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • ГАЛЕРЕЯ МАСТЕРОВ (283)
  • _Роспись (101)
  • _Декупаж (35)
  • _Шаблоны для Р. (87)
  • _Картинки для Декупажа (79)
  • БИБЛИОТЕКА (235)
  • _Декоративная роспись. (85)
  • _Восточное искусство (26)
  • _Декупаж (9)
  • _Художественная школа (90)
  • _Орнамент. Узоры. (44)
  • ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА (533)
  • _Масляная жив-сь (59)
  • _Уроки Рисования (225)
  • _Акварель +УР (147)
  • _Восточная жив-сь +УР (43)
  • _Орнамент. Узоры. + УР (89)
  • _Цветоведение (15)
  • РОСПИСЬ. М-К (338)
  • _Ткань. Трикотаж (94)
  • _Стекло. Керамика (62)
  • _Дерево. Мебель (64)
  • _Камень. Стены (37)
  • _Разное (107)
  • ДЕКУПАЖ. М-К (270)
  • _Перенос Изображения (20)
  • _Интересные Текстуры (82)
  • _Структурная паста (47)
  • _Тех-ка Старения (43)
  • _Золочение (48)
  • _Разное (126)
  • НА РАДОСТЬ ДЕТЯМ (129)
  • _Галерея. Разное. (24)
  • _Уроки. МК. (68)
  • _Книги (38)
  • ИНСТРУМЕНТЫ И ДР. (95)
  • _Кисти (29)
  • _Для рисования (9)
  • _Трафарет. Штамп. Принт. (39)
  • _Разное (21)
  • МАТЕРИАЛЫ (136)
  • _Для Рисования (41)
  • _Для Росписи (31)
  • _Для Росписи по ткани (28)
  • _Декупаж (58)
  • MIX (146)
  • _Объявления. Помощь. ЛиРу. (48)
  • _Интересное. Полезное. (44)
  • _Мотиватор. Позитив. (49)
  • _Рhotoshop и др. прогр-мы (8)
Читайте также:  Упражнения для позвоночника под водой

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Акварель: базовые упражнения.

Акварель: базовые упражнения

Это цитата от ITDalee ! Благодарю Вас за этот чудесный материал!

Я слишком долго игнорировала необходимость прокачивать скил рисования акварелью. Не единожды убедившись, что этот материал мне наиболее приятнее и комфортнее, я ограничивалась интуитивными попытками сделать красиво. Можно списать это на природную нерешительность или благоприобретенную лень, не суть важно. Важно то, что вопрос назрел и вызрел, чтобы заниматься им обстоятельно. Я решила покорять акварельное мастерство путем долгой планомерной осады – попрощалась с близкими, запаслась харчами и оружием массового воображения. Начать решила с того, чем старательно брезговала всю жизнь – с базовых упражнений, которые в нормальном состоянии навевают только скуку и желание заняться чем-то поинтереснее. Но надо, надо. После 12 задания марафона убедилась, что кроме творческого вдохновения [само собой разумеющееся] меня стимулирует кропотливая монотонная работа. Так что как-нибудь уж эти упражнения осилю.

Упражнение 1: растяжки. Я поставила его перво-наперво тк считаю, что перед последующими ухищрениями нужно познакомиться с имеющимися цветами в наборе. Недавно я решила собрать походный мини-вариант красок, чтобы не таскать с собой огромную коробку и всегда иметь под рукой любимые цвета. Так что, будем на практике выяснять, какие цвета – любимые.

Сначала на листе делаем водяную дорожку, кляксу или конкретно очерченную область. Смочите краску, наберите густо на кисточку и оставьте конкретное такое пятно на одной стороны мокрой полосы. Кистью распределите цвет от кляксы с затуханием до белого. Можно добавить воду, если слишком густо, или наоборот – снять салфеткой лишнюю воду. Важно – делать все быстро и не вазюкать на одном месте. Чтобы задание было не совсем скучным, можно сделать наглядную палитру, повторяющую расположение цветов в наборе, сделать рядом красивые подписи-расшифровки с названием цветов. Или наоборот – сгруппировать цвета в наборы [зеленые к зеленым, синие к синим] или удачные цветовые подборки.

Упражнение 2: цветовой круг Иттена. Я долго выбирала, какое именно пособие по колористике меня впечатляет и остановилась на варианте цветового круга с треугольниками. На мой взгляд, здесь все очень конкретно и наглядно: какие цвета базовые, какие из них получаются при смешивании и пр. Собственно, это упражнение для базового тестирования навыка смешивания цветов.

В центре находится треугольник с тремя первоосновами – желтый (кадмий желтый светлый), синий (церулеум синий или кобальт синий светлый), красный (кадмий красный светлый или киноварь), из которых при должном старании можно получить все, что душеньки вздумается. Они так и называются – первичные цвета. Вершины треугольника указывают на три аналогичных сектора круга. После того, как намалевали их в палитре и нарисовали исходные данные, приступаем к смешиванию. Синий+желтый = меньший зеленый треугольник в центре. Желтый+красный = меньший оранжевый треугольник в центре и т.д. Это называется – вторичные цвета. Каждый полученный цвет треугольник занимает свое место в круге. Последний этап – смешивание полученных – третичных (производных) цветов. К этому моменты сектора круга закрашены через один, так что очень понятно, что с чем смешиваем (цвета справа и слева от незакрашенной области)

Мне хочется сделать стандартный круг Иттена и вариант с базовыми цветами своих любимых оттенков тк кадмиями я практически не пользуюсь.

В целях повышения образованности могу предложить две книжки. Довольно скучные, почти без картинок, хе-хе. Но мало ли у вас будет приступ изучения матчасти:

Упражнение 3: смешивание цветов. Больше всего мне понравилось именно это задание т.к. там присутствует и большое поле для экспериментов и расчерчивание моих любимых квадратиков с последующей заливкой. Собственно, этому блоку я планирую уделить максимум времени.

Каждую сторону листа бумаги разделить на N равных частей и соединить их линиями. Получается сетка из прямоугольников. Количество ячеек по горизонтали и вертикали зависит только от уровня вашей усидчивости. Верхний ряд и крайний левый заполняем понравившимися цветами. Дальше, как в игре морской бой, на местах пересечения раскрашиваем квадратик тем цветом, который получится при смешивании двух образующих. Для этого задания понадобится намешать довольно больое количество исходных цветов и иметь при себе просторную палитру для экспериментов. По желанию можно подписать названия цветов верхнего и левого ряда, чтобы иметь удобную подсказку на будущее.

Читайте также:  Упражнения с кувалдой сколько калорий

Пример, где в верхнем и левом ряду одинаковые цвета:

Смешивание цветов от shelter85 Обязательно зайдите по ссылке и пролистайте все. Получите огромную порцию вдохновения и примеров, какие цвета взять как основу для смешивания.

Упражнение 4: заливка. Задание самое скучное, некрасивое, но очень полезное. Как показала практика, я довольно ловко владею лессировкой и смешиванием красок, но полный нуб, когда дело доходит до заливки цветом больших фрагментов. Собственно, именно поэтому у моих акварельных цветочков нет фона. Будем исправляться.

Расчертим несколько квадратов для тренировки, например 10х10 см. Первый квадрат для равномерной однотонной заливки. Второй – для заливки, в которой насыщенный цвет со временем сходит на нет. Третий – для градиентной заливки, в которой один цвет плавно переходит в другой. Градиентных заливок можно сделать много тк задание довольно интересное и зрелищное. Можно потренироваться делать своеобразные закаты и восходы, небо и поля и пр-пр-пр. Цвета уже смешивали так что будет интересно. Полезные ссылки с уроками, как это все делать правильно:

Упражнение 5: лессировочная решетка. Еще один вариант смешивания цветов, но не в ванночках палитры, а непосредственно на бумаге. Принцип простой: наносим один цвет, ждем когда высохнет, наносим второй цвет поверх (вторым слоем). В принципе, это упражнение делать необязательно, но лессировка – одна из основных акварельных техник, и будет лучше, если попробовать ее на квадратиках, а не на конкретном рисунке. Пример лессировочной решетки из 9 цветов – очень наглядный и поэтапный урок.

Еще одно видео по однотонной лессировке от Krzysztof Espero Kowalski:

И как обычно порция вдохновения, чтобы окончательно не впасть в тоску:

Напоминаю, что у нас есть группа Марафона в контакте , где можно выкладывать свои работы и следить за новыми заданиями. И местечко , посвященное исключительно вдохновению.

Источник

Пособие (акварель)

В пособии использованы фотографии работ учащихся Гомельского государственного художественного колледжа из архива Светланы Курашовой.

Аннотация

Данное пособие представляет собой выдержки из методической разработки автора, созданной на базе собственного двадцатилетнего педагогического опыта работы в художественном колледже и основывается на традиционной методике обучения акварельной живописи.

Методика преподавания акварельной живописи очень близка автору как художнику-акварелисту. Пособие сопровождается иллюстрациями работ учащихся, фотографиями процесса акварельного письма и работами автора разработки.
Преподавание акварельной живописи имеет свои особенности, начиная с положения мольберта, включая ведение процесса от светлого к темному и заканчивая рядом специфических технических приемов, невозможных ни в какой другой живописной технике.

В данном пособии автор, избегая подробного описания процесса работы над каждым программным заданием, останавливается именно на тех специфических моментах, которые касаются:

  • очень важных первых шагов в овладении навыкам работы акварелью;
  • специфики работы по курсу акварельной живописи именно в художественном колледже;
  • разработанной на основании собственного опыта системе домашних заданий по всему годичному курсу акварельной живописи.

Основной вид учебного задания по живописи – длительный этюд с натуры. Задачи учебных постановок даны в определенной последовательности и имеют тенденцию постоянного усложнения. Задачи каждой постановки ставятся особо.
В начале обучения важно акцентировать внимание учащихся на развитии культуры широкого живописного видения натуры, чувстве красоты и гармонии цвета, непосредственности его восприятия, практическом умении работать над цветовыми и тоновыми отношениями, целостности понимания натуры и этюда.

Очень часто приходится слышать на первом занятии «А я никогда не использовал акварельные краски, а только слышал, что акварель очень сложная техника». Да, действительно, акварель, как водяная краска обладает всеми свойствами водяной стихии. Она может быть своенравной и непредсказуемой. Но если изучить и полюбить ее свойства и особенности, то этот древнейший материал может покориться воле художника и стать его союзником.

Упражнение «заливка».

Упражнение «растяжка».

Далее следует предложить упражнения на «растяжку» цвета от насыщенного до почти белого цвета бумаги и наоборот от воды до насыщенного раствора.

Упражнение «впайка» цвета в цвет.

Следующим является упражнение на «впайку» цвета в цвет. Здесь уместно предложить учащимся одновременно попрактиковаться в какой-нибудь определенной гамме (теплой или холодной).

Упражнение на увеличение плотности красочного слоя.

Затем берем один из высохших прямоугольников на которых тренировались делать равномерную заливку и поделив его на 4 части добиваемся большей плотности красочного слоя не сгущая раствор краски, а лессируя тонким слоем поверх сделанных.

Упражнения «мазки».

Далее покрываем сухой лист бумаги отдельными мазками большой кистью слегка захватывая соседние участки.

Затем покрываем сухой лист прозрачными мазками оставляя незакрашенными маленькие участки белой бумаги.

Читайте также:  Инсульт упражнения для кисти

В акварельной технике существует много разных техник и приемов. Но стоит ли браться за них, не закрепив базовые знания практической работой. Впрочем, чтобы Вам было интереснее работать, можно попробовать применение парафина и эффект соли.

Упражнение «соль».

На еще влажный участок акварели мы сыпем соль. (можно использовать соль как мелкого, так и крупного помола)

Упражнения «парафин».

Те участки бумаги, которые мы хотим оставить незакрашенными, мы покрываем парафином. Далее наносим акварель прямо поверх парафинового рисунка.

Выполненных упражнений уже достаточно, что бы перейти к простейшим этюдам.

Выполнение первых этюдов акварелью

В качестве натуры подходят любые обычные овощи и фрукты: яблоки, груши, свекла, огурцы, томаты, капуста и т.д.
Задача: передать цвето-тональные отношения, «пролепить» объем предметов цветом, учитывая фон и падающую тень.
Поскольку мы отталкиваемся от того, что вы имеете понятие о способах передачи объема предметов, обратите внимание на характер освещения, на разницу между светом и тенью, на присутствии рефлексов.

Характерные ошибки при написании этюдов:

  • работа от контура;
  • вялость тоновых отношений;
  • использование «открытых» цветов;
  • отсутствие связи с фоном.

Натюрмортные постановки организуют сначала из небольшого количества предметов несложных по форме, выразительных по цвету, на однотонных драпировках, подчеркивающих выразительность предметов. Другими словами – от простого к сложному.

На начальной стадии обучения без твердых знаний о закономерностях распределения светотени и навыков тонального рисунка вам будет трудно убедительно передать цветом общую форму и материальность предметов, поэтому необходимо уделять серьезное внимание подготовительному рисунку и тщательно строить формы предметов.

Имеет смысл первые этюды поделать в технике «гризайль». Это поможет решить ряд вопросов проработки тона, светотени и пространства.

В идеале натурные постановки должны ставить педагоги в определенной последовательности. Каждая постановка должна содержать определенные учебные задачи. Усложнение установок должно идти не по линии увеличения количества предметов, а по пути повышения требований в вопросах передачи формы, колорита, световоздушного пространства.

При работе над подготовительным рисунком может несколько нарушаться структура и белизна акварельной бумаги, на которой планируется вести основную работу. Поэтому при работе акварелью практикуется перенесение подготовительного рисунка с отдельного листа на основной формат.

Следует сказать, что акварель считается достаточно сложной техникой и это имеет свои основания.

  • Во-первых: в акварели не используются белила, их роль играет белизна бумаги и прозрачность красочных слоев;
  • Во-вторых: исправления не всегда возможны, так как красочный слой достаточно прочно удерживается бумагой;
  • В третьих: бумага, даже самого высокого качества имеет свой «предел терпения». Работу достаточно легко «замучить» лишними перекрытиями цвета.

Тем не менее, в акварели возможны и исправления, и доработки, а трудности компенсируются ее неповторимыми свойствами, которыми не обладает больше не один живописный материал.

Как правило, на первых постановках вполне естественен следующий вопрос: с чего начинать работу?

Нужно сказать, что с одной стороны последовательность работы может быть индивидуальной, а с другой – необходимо сразу вырабатывать профессиональный подход к началу работы. Начинать работу следует с поиска основных цветовых отношений. Обычно колорит картины определяется сочетанием 2-3 основных цветовых пятен, которые обогащаются своими оттенками и сочетаются с другими.

Одно из отличий акварели от гуашевой и масляной живописи в том, что работу ведут от светлого к темному. Кроме того стоит всегда найти возможность оставить в работе белое, незаписанное пятно, передающее максимальную силу света, идущую с белого листа бумаги.

На практике многие на первых порах начинают работу с фоновых пятен дальнего плана, опасаясь испортить более важные участки работы. Этому не стоит препятствовать, так как вырабатывание навыков широкого, обобщенного письма, мягкого соединения пятен тоже необходимо. Здесь можно работать широкими заливками, используя растяжку цвета, впайку цвета в цвет, и можно попробовать работать «A La Prima», размочив большой кистью необходимый для работы участок. Так как с дальними планами начинающие работают более смело, не так боятся испортить, то данные навыки обычно легко осваиваются.

К ближним планам постановки следует использовать другой подход. Здесь необходима детализация, обострение контрастов, убедительная проработка формы предметов и складок. Способ работы здесь рекомендуется по сухой поверхности листа, небольшими заливками или мазками по форме. Некоторые навыки уже приобретены в процессе выполнения первых этюдов.

Большое значение имеют наглядные пособия, без которых обучение предметам художественного цикла немыслимо. Тут можно порекомендовать следующее:

  • Акварели Михаила Врубеля
  • Посмотреть ряд профессиональных печатных изданий по современной акварели.
  • Изучить работы, участвующие в крупнейших акварельных выставках. В масштабе Беларуси – это Биеннале “Вада + Фарба”, в мировом масштабе – ярмарка SALON DE L’Aquarelle-de Belgique

Учебные (аудиторные) и домашние работы, выполняемые студентами в процессе обучения акварельной живописи:

Задание №1. Этюд осеннего натюрморта из двух-трех предметов.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector