- Баскетбол специальные упражнения для развития выносливости
- Ведение мяча на скорости
- Быстрый бег с ведением мяча
- Бег и передача мяча
- Развитие выносливости у баскетболистов
- РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ рабочая программа по физкультуре на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Баскетбол специальные упражнения для развития выносливости
В. Корягин, кандидат педагогических наук, М. Паулаускас, заслуженный мастер спорта.
Современный баскетбол предъявляет большие требования не только к технической, тактической, психологической подготовке спортсменов, но и к их физическим кондициям. Чтобы успешно вести игру, баскетболисты должны овладеть сложным искусством выполнять технические приемы на высоких скоростях, нередко после основательной физической нагрузки.
Предлагаемые упражнения способствуют росту технического мастерства, развитию тактического мышления, физическому совершенствованию баскетболистов. Приступать к выполнению упражнений следует после разминки.
Ведение мяча на скорости
Баскетболисты делятся на две группы, каждая выстраивается на лицевой линии. По сигналу игроки ведут мяч левой или правой рукой на полной скорости к противоположной линии и назад. В упражнениях, выполняемых на высокой скорости и направленных на развитие специальных физических качеств, очень важно правильно выбирать параметры физической нагрузки: интенсивность, продолжительность, величину пауз отдыха, количество повторений. Приведенное упражнение выполняется при максимальной интенсивности, продолжительность его — 6—10 сек., пауза отдыха — 50—60 сек., количество повторений — 8—10. Если баскетболистам дается задание выполнить это упражнение при предельной интенсивности, но не 1 раз от лицевой линии, а 3 раза, то продолжительность его составит 18—30 сек., а паузы отдыха — 2—2,5 мин. В этом случае упражнение в большей степени будет способствовать тренировке специальной скоростной выносливости. Поэтому выбору дозировки физической нагрузки, как показывают примеры, следует уделять особое внимание.
Быстрый бег с ведением мяча
Второе упражнение (схема 1) включает в себя быстрый бег с ведением мяча и передвижение в защитной стойке. Последовательность выполнения упражнения такая: баскетболист с угла площадки на предельной скорости ведет мяч к средней линии и передает его партнеру, стоящему на другой половине площадки. После передачи мяча он передвигается в защитной стойке вдоль центральной линии, а от места пересечения центральной и боковой линий делает рывок к щиту, где получает мяч назад от партнера и забрасывает его в корзину. Затем, подобрав мяч после броска, возвращается с ведением вдоль боковой линии к месту старта. При выполнении упражнения необходимо следить за правильной стойкой и передвижениями баскетболистов. Стартовать игроки должны на расстоянии двух метров друг от друга. Упражнение следует включать в каждую тренировку и выполнять как с ведением мяча, так и без него (схема 2).
Бег и передача мяча
Начинают упражнение игроки 4 и 10 (схема 3). «Четвертый» передает мяч «седьмому» и движется, как показано на схеме. В середине площадки он получает мяч обратно и передает его баскетболисту 8. После передачи мяча «четвертый» направляется прямо к щиту и, получив мяч от партнера 8, выполняет бросок в корзину, после чего становится в конец колонны за баскетболистом 9. Мяч подбирает следующий за ним от центра площадки игрок 7 и передает его баскетболисту 11, а сам становится в конец колонны за игроком 12. К середине площадки на смену «седьмому» сразу же после его передачи баскетболисту 4 движется партнер 8. Одновременно аналогичным образом действуют баскетболисты и на другой половине площадки. Продолжительность упражнения — 10—15 мин. Его можно выполнять и в другую сторону, но тогда мячи должны находиться у игроков 8 и 9, которые начинают упражнение. Броски мяча в корзину в этом случае выполняются левой рукой. Задание можно усложнить тем, что игрок 7 после передачи мяча партнеру 4 становится защитником и препятствует получению нападающим 4 мяча от «восьмого» и дальнейшим его действиям вплоть до броска мяча в корзину.
Следующее упражнение — это также бег с передачами мяча. Игроки располагаются на площадке, как показано на схеме 4. Баскетболист 4 передает мяч игроку 5, стоящему на боковой линии, и движется к центру. Примерно на 1/4 площадки он получает мяч обратно, передает его игроку 6 и вновь получает на середине площадки, откуда посылает его партнеру 7, который возвращает мяч «четвертому» для броска в корзину в движении. Сделав подбор, игрок 4 продолжает выполнять упражнение с другой стороны площадки, взаимодействуя с партнерами 8, 9, 10, и возвращается к месту старта. После второй передачи «четвертого» из-за лицевой линии на дистанцию выходит следующий игрок. Как только баскетболисты выполнят упражнение 6—8 раз, тренеру надо сделать перерыв, высказать игрокам замечания и снова повторить упражнение 4—5 раз. Затем игроки меняются ролями, то есть передающие становятся в общую группу, и наоборот. Упражнение можно выполнять в обе стороны, но так, чтобы спортсмены бросали мяч в корзину левой и правой рукой.
На схеме 5 изображено еще одно упражнение в беге с передачами мяча. Игроки 4, 8, 9 и 10 с мячами в руках. Баскетболист 4 передает мяч ударом об пол «восьмому», а тот, в свою очередь, передает мяч по воздуху «четвертому», который устремляется к противоположному щиту. Поймав мяч от «восьмого», игрок 4 передает его ударом об пол партнеру 9, а он по воздуху пасует четвертому». Поймав мяч, игрок 4 посылает его ударом об пол «десятому», получает от него мяч по воздуху, бросает в кольцо и становится на место баскетболиста 10, который, приняв пас от «четвертого», кладет мяч на пол и бежит на место игрока 9, занимающего после передачи позицию партнера 8, а тот становится в конец колонны за баскетболистом 7. Так игроки друг за другом со сменой мест выполняют упражнение. Мячи после выполнения броска в корзину передает за противоположную лицевую линию тренер или специально выделенный для этого игрок. Продолжительность упражнения — 10—15 мин.
В трех последних упражнениях передачи мяча можно выполнять правой и левой рукой, двумя руками от груди, ударом об пол, по воздуху и т. п. Задача тренера — правильно определить, с какого места, каким способом и в каком направлении должен передавать мяч баскетболист.
Хороший эффект для тренировки специальной выносливости дает бег по площадке с ведением мяча. Бег с ведением мяча баскетболисты начинают от лицевой линии, бегут до ближайшей линии штрафного броска, возвращаются к лицевой линии, разворачиваются и бегут с ведением мяча до центра площадки и назад, затем до противоположной лицевой линии и назад. Интенсивность выполнения упражнения предельная, продолжительность — 30—40 сек., паузы отдыха между повторениями — 2—2,5 мин., число повторений — 3—4 раза.
Для тренировки специальной скоростной выносливости полезно и такое упражнение. Игроки стартуют на лицевой линии и бегут до противоположной лицевой линии. Как только нога баскетболиста коснется ее, он поворачивает в обратную сторону и т. д. в течение 40 сек. После минутного отдыха упражнение выполняется снова, и так 3 раза.
Предложенными упражнениями не ограничивается круг возможных вариантов. Тренеры должны творчески подходить к их подбору и обязательно учитывать, что для тренировки специальных физических качеств надо правильно выбирать параметры физической нагрузки. Кроме того, все упражнения на физическое совершенствование должны развивать у спортсменов игровое мышление, а также эффективную технику выполнения передвижений, передач, ведения и бросков мяча в корзину.
Развитие выносливости у баскетболистов
Выносливость… Кто посмеет спорить с тем, что часто именно запас физических силвлияет на конечный результат в игре. В баскетболе выносливость выходит на один уровень значимости с техникой игры и моральной готовностью. Поэтому развитие выносливости является неотъемлемой частью подготовки спортсменов. В этой статье мы поговорим о наиболее важных моментах, о которых нужно знать в процессе тренировок на выносливость, а также разберем эффективные упражнения на выносливость в баскетболе.
Выносливость может проявляться по-разному в разных видах спорта. Для баскетболиста в процессе работы над силовой выносливостью необходимо работать над тем комплексом упражнений, которые максимально адаптированы к игровой ситуации. Ведь что значит «быть выносливым»? Выполнять определенные действия на протяжении длительного временного отрезка без существенного снижения работоспособности и эффективности. В баскетболе это означает способность бегать, прыгать, выполнять броски и обороняться на протяжении всей игры на большой скорости, без ущерба технике игры, сохраняя стабильность дыхания.
Каждый человек имеет свой предел выносливости. Однако, он может быть повышен путем выполнения определенного набора упражнений. Большинство верит в то, что повышение выносливости происходит в результате бега (утром или вечером). Безусловно, это правда отчасти, ведь если вы постоянно увеличиваете пробегаемое расстояние. Тем не менее для баскетболиста 10-15 км бега в одном ритме — не показатель. Бег на дальние расстояния в любом случае станет полезным, тем не менее, для развития выносливости на площадке необходимо делать упражнения, макимально подобные к игровой ситуации. Баскетбол — это постоянные смены ритма, беговые рывки в комбинации с толчками и прыжками. Здесь 10 секунд нагрузки сменяются 3 секундами отдыха, пока соперник вбрасывает мяч, например. Поэтому для игрока так важно быть выносливым именно в «баскетбольном плане».
Что нам потребуется для того, чтобы стать более стойкими? Регулярные игры, здоровый сон, нормальное питание и несколько упражнений для тренировки. Первое упражнение — челночный бег (в народе — челноки). Бег на переменной скорости на разные дистанции наиболее точно отвечает беговой траектории во время игры. Кроме того, игрокам постоянно приходится прыгать, поэтому второе упражнение является дополнением к первому: высокие прыжки. При этом их следует выполнять чередуя с бегом, подшагиванием и краткосрочным отдыхом. Пошерстив просторы Интернета мы нашли следующее видео, на котором весьма удачно и подробно описаны все нюансы данных упражнений для развития скоростной выносливости баскетболистов.
Подводим итоги. Баскетболистам для тренировки выносливости необходимо особое внимание уделять упражнениям, которые максимально приближены к игровой ситуации. Таковыми являются челноки и разнообразные прыжки. Очень важно отрабатывать упражнения с постоянной сменой ритма и вида активности. Это позволит играть на максимуме возможностей целый матч!
РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ
рабочая программа по физкультуре на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_vynoslivosti_u_yunyh_basketbolistov.docx | 26.48 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ
Выносливость — одно из главных составляющих баскетбола.
Выносливость — способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности. Уровень развития выносливости определяется прежде всего функциональными возможностями сердечно-сосудистой и нервной системы, уровнем обменных процессов, а также координацией деятельности различных органов и систем. Кроме того, на выносливость оказывает влияние уровень развития координации движений, силы психических процессов и волевых качеств.
Под общей выносливостью понимают выносливость в продолжительной работе умеренной интенсивности. Хорошо развитая выносливость является фундаментом спортивного мастерства.
Специальная выносливость — это выносливость к определенной деятельности. Для баскетболиста необходима скоростная выносливость, которая позволяет поддерживать высокую скорость на протяжении всей игры.
При развитии выносливости необходима следующая последовательность постановки задач:
1) воспитание общей выносливости
2) воспитание скоростной и скоростно-силовой выносливости
3) воспитание игровой выносливости
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ:
МЕТОДЫ ДЛИТЕЛЬНОГО НЕПРЕРЫВНОГО УПРАЖНЕНИЯ С РАВН0МЕРН0Й.И ПЕРЕМЕННОЙ НАГРУЗКОЙ: (в практике их часто называют сокращенно «метод равномерной тренировки» и «метод переменной тренировки).
Характерной особенностью данного метода является, в первом случае, выполнение циклического упражнения с большой длительностью в зависимости от подготовленности от 30 мин. до 2-х часов и, во втором случае, в процессе выполнения циклического упражнения баскетболист выполняет несколько упражнений с нагрузкой на другие группы мышц. Например, кроссовый бег 40 мин.-1 час, во время которого выполняется несколько прыжковых упражнений или несколько ускорений на различных дистанциях. Этот метод характерен для воспитания общей выносливости.
МЕТОД ИНТЕРВАЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ:
характеризуется тоже двумя вариантами. В одном и другом вариантах работа выполняется сериями, но в одном случае в каждой серии выполняется одинаковый объем работы, а время отдыха между сериями сокращается. Во втором варианте объем работы увеличивается, а время отдыха остается постоянным. Данный метод характерен для воспитания специальной выносливости.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ:
1.Скоростное ведение 1-2 мячей в парах (челноком)
а) от лицевой линии до штрафной линии и обратно;
б) до центра и обратно;
в) до противоположной штрафной и обратно;
г) до противоположной лицевой и обратно.
2. Усложненный вариант — с попаданием каждый раз в кольцо
3. Упражнение выполняется потоком. Баскетболисты построены в колонну по одному, у первых трех по мячу (если мячей достаточно, то у каждого). Первый занимающийся начинает упражнение — передачи и ловля мяча в стену без ведения мяча с продвижением вперед, бросок одной рукой сверху в движении, подбор мяча, ведение до боковой, прыжки толчком двумя (одной) одновременно вращая мяч вокруг туловища (или ведение вокруг туловища правой и левой) до средней линии, ведение мяча с поворотами или изменением направления перед собой, бросок с места или штрафной, мяч передают следующему или баскетболист становится в конец колонны. Как только игрок выполнил передачи в движении, упражнение начинает следующий занимающийся.
4. Занимающиеся стоят в колонне по одному на пересечении боковой и лицевой линий. Первый посылает мяч вперед, выполняет ускорение и как только мяч один раз ударится о площадку ловит его двумя руками, переходит на ведение мяча, ведет мяч на максимальной скорости, бросок в кольцо после двух шагов. После броска подбирают мяч и идут в противоположный «угол» площадки и начинает упражнение сначала. Так игрок проходит 7-10 кругов.
5. Упор присев, мяч внизу. Продвижение вперед по прямой, перекатывая руками мяч (два мяча, три мяча)
6. Игра в баскетбол 6 таймов по 10 мин. Отдых между первым и вторым таймом 5 мин., между вторым и третьим 4 мин., между третьим и четвертым 3 мин., между четвертым и пятым 2 мин. между пятым и шестым 1 мин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Регулярные занятия положительно влияют на развитие таких качеств, как быстрота, ловкость, внимание, скоростная и силовая выносливость. Целью моей работы является раскрытие основных средств для развити.
Современный баскетбол характеризуется интенсификацией соревновательной деятельности, что проявляется в увеличении плотности игровых действий, уменьшении времени выполнения как технических приемов в це.
§Для повышения уровня тренированности игрока необходимо развивать физиологические функции организма, которые происходят в процессе развития физических качеств, что позволяет скорректироват.
Развитие необходимых качеств юных баскетболистов в процессе тренировки. Из опыта работы с командами девочек 10-12 лет,13-14 лет, 15-16 лет.
для педагогов ОДОД.
Цель:Способствовать развитию двигательных качеств юных баскетболистовЗадачи:Образовательные:Развитие «чувства мяча» и координационные способности. Совершенствование техники передачи — ловли баскетболь.