Артикуляционные упражнения рекомендации для родителей

Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики
статья

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбе. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т.д., значит, можно тренировать и мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Даже если ребенок еще не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.

Скачать:

Вложение Размер
rekomendatsii_dlya_roditeley.docx 19.45 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики

Прежде чем начать заниматься с ребёнком, необходимо знать следующие правила:

  • Надо выбрать комплекс упражнений для усвоения тех звуков, которые неправильно произносит ребёнок.
  • Если он искажает все группы звуков, то одновременно можно брать упражнения из комплексов для свистящих и сонорных звуков, а потом переходить к другим комплексам.
  • Принуждать ребёнка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребёнка.
  • На одном занятии не следует давать больше 2-3 упражнений.
  • К последующим упражнениям можно переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие.
  • Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения.
  • (Ребёнок сидит спокойно, плечи не поднимаются, пальцы рук не напряжены и не двигаются).
  • Некоторые упражнения выполняются под счет, который ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка.

У ребёнка не всегда может сразу всё хорошо получаться, порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таком случае нельзя фиксировать внимание ребёнка на том, что не получается, надо подбодрить его, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что когда-то это тоже не получалось.

Выполнять все упражнения надо поэтапно, в той последовательности, в какой они будут даны далее. Нельзя объяснять ребёнку сразу всю последовательность движений органов артикуляционного аппарата -дети не могут их запомнить и правильно выполнить. Инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д.

Также поэтапно следует проверять выполнение ребёнком упражнения. Это даёт возможность определить, что именно затрудняет ребёнка и отработать с ним данное

движение. Если у ребёнка появятся звуки, надо их постепенно вводить в его речь, т. е. учить правильно употреблять звук в словах, а затем во фразовой речи.

Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители согласовывают с воспитателем и логопедом, обращаются к ним при всех возникающих затруднениях.

Начинать работу по дифференциации звуков с ребёнком можно лишь после того, как он научится правильно произносить дифференцируемые звуки (с – ш, з -ж. б-п. л-р и другие), но в речи их еще смешивает, т, е. вместо одного звука употребляет другой.

Начинать работу по любому комплексу необходимо со следующих двух упражнений, помогающих научить ребёнка в дальнейшем выполнять любое упражнение для языка без одновременных движений губ (губы при этом должны находиться в улыбке).

Рекомендации для родителей по проведению

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы

самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом.

Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), нотогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом

  1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Показывает его выполнение.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица.

В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка.

Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, – это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким») , подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема вашего ребенка серьезнее, чем вы думали.

В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту-логопеду.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям о правилах проведения артикуляционной гимнастики в условии дома. Примеры заданий.

Описание основных артикуляционных упражнений . Можно использовать как консультацию для воспитателей или родителей с целью ознакомления и обучения их артикуляционным упражнениям.

Обоснование важности артикуляционной гимнастики и предоставление первого комплекса.

Обоснование важности артикуляционной гимнастики и предоставление первого комплекса.

Обоснование важности артикуляционной гимнастики и предоставление первого комплекса.

Советы и рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики.

Источник

Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики
консультация по логопедии на тему

Скачать:

Вложение Размер
rekomendatsii_roditelyam_po_provedeniyu_artikulyatsionnoy_gimnastiki.docx 13.89 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики.

Уважаемые родители! Если ваши дети занимаются на логопункте, вы уже знаете, что для закрепления навыков, полученных на логопедических занятиях в детском саду, необходимо выполнять домашние задания. Задания и рекомендации логопеда записываются в тетради, которую в начале недели нужно приносить в детский сад, а в конце недели забирать. В тетради ребенка вы обязательно увидите комплексы артикуляционных упражнений, которые нужно выполнять регулярно, пока идет постановка звуков. Так что же такое артикуляционная гимнастика и как правильно организовать ее проведение, чтобы она оказала ребенку максимальную помощь в постановке звуков?

Гимнастика для рук, ног – дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, – чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так “без костей”? Оказывается, язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее “поставить” правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция – автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: “Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем”. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. В начале обучения не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Перед началом выполнения взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы, и показывает выполнение упражнения.

6. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

7. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

8. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

9. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

10. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение артикуляционой гимнастики, рекомендации родителям по проведению гимнастики. Упражнения для язычка с картинками и стихами из книги Н.В. Нищевой “Веселая артикуляционная гимнастика”.

Здесь описаны основные упражнения для губ, щек, языка в игровой форме.

Подборка игр и упражнений для проведения артикуляционных упражнений по подготовке речевого аппарата к постановке звуков.

Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики.

Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики Оказывается, язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен .

Живя в современном мире, зачастую сталкиваешься с той проблемой, что дети готовящиеся идти в первый класс, не правильно произносят все звуки родного языка.

Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики.

Источник

Картотека артикуляционной гимнастики. Рекомендации для родителей
материал по логопедии на тему

Комплекс артикуляционной гимнастики в помощь родителям

Скачать:

Вложение Размер
kartoteka_artikulyatsionnoy_gimnastiki.doc 49 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по проведению

  1. Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку.
  1. Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.
  1. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15 см.), в спокойной обстановке, при достаточном освещении.
  1. Комплекс на 1 занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка, 1 упражнение для развития речевого дыхания.
  1. Каждое упражнение выполняется по 5 раз.
  1. Упражнения выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к гимнастике используются стихи.
  1. После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).
  1. Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.

Комплексы артикуляционной гимнастики.

  1. Общеукрепляющие упражнения: № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
  2. Для звуков С, З, Ц: № 1, 2, 6, 7, 8.
  3. Для звуков Ш, Ж, Ч, Щ: № 1, 4, 5, 6, 9, 10, 11, 12.
  4. Для звука Л: № 2, 7, 9, 11, 13, 14, 15.
  5. Для звука Р: № 1, 6, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18.

Следует учесть, что в каждом конкретном случае комплекс упражнений может изменяться в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Гимнастика для губ и языка.

Рот широко открыть. Все зубы видны. Язык спокойно лежит за нижними зубами. Удержать под счет от 1 до 5.

Губы растянуть в улыбке. Показать верхние зубы. Нижние зубы не должны быть видны. Удержать под счет от 1 до 5.

Зубы сомкнуть, губы вытянуть хоботком. Удержать под счет от 1 до 5.

Верхнюю губу поднять, нижнюю опустить. Показать сомкнутые зубы. Удержать под счет от 1 до 5.

Округленные губы слегка вытянуть вперед. Зубы открыть. Удержать под счет от 1 до 5.

Широкий язык расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Удержать под счет от 1 до 5.

Рот широко открыть. Все зубы видны. Напряженный язык высунуть далеко вперед, сделать его узким.

Удержать под счет от 1 до 5.

Рот приоткрыт, видны все зубы. Языком почистить нижние зубы с внутренней стороны (движениями вправо-влево). Нижняя челюсть неподвижна. Выполнять под счет от 1 до 5.

Высунуть узкий язык. Кончиком языка тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. Нижняя губа не натягивается на нижние зубы. Нижняя челюсть неподвижна. Выполнять под счет от 1 до 5.

10. «Вкусное варенье».

Представить, что верхняя губа намазана вареньем. Рот приоткрыть, широким кончиком языка облизать губу сверху вниз (но не по кругу). Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5 раз.

Рот широко открыть. Все зубы видны. Язык «прыгает» на первую ступеньку – верхнюю губу (кончик языка должен быть широким), затем на верхние зубы и за верхние зубы. Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5 раз.

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Нижняя губа не должна натягиваться на зубы. Удержать под счет от 1 до5.

Рот приоткрыть. Нижняя губа не натягивается на зубы. Широким кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз, добавить голос. Нижняя челюсть неподвижна.

Рот широко открыть. Все зубы видны. Широким кончиком языка гладить верхнее небо вперед-назад. Нижняя челюсть неподвижна.

Рот широко открыть. Широким кончиком языка ударять по верхним зубам с внутренней стороны (английское Д). Нижняя челюсть неподвижна.

Рот широко открыть. Присосать спинку языка к небу и оторвать ее (пощелкать языком). Все зубы видны. Нижняя челюсть неподвижна.

Открыть рот. Присосать язык к небу. Язык похож на гриб-волнушку: подъязычная уздечка – ножка, спинка языка – шляпка.

Рот широко открыть. Все зубы видны. Присосать язык к небу («грибок»). Смыкать и размыкать зубы, не отрывая языка от неба. Губы в улыбке.

Развитие речевого дыхания.

Для всех упражнений:

Вдох через нос. Выдох через рот. Щеки не надуваются.Плечи не поднимаются. Темп выполнения – медленный. Количество повторений – не более 5.

Вырезать из тонкой бумаги листочек (бабочку, лягушку, снежинку и т.д.), положить на ладонь ребенка. Прямая ладонь поднята на уровень рта (расстояние от губ 10-15 см.). Плавно выдыхая через «хоботок», сдуть листок с ладони.

На столе построить «ворота» из кубиков.

Скатать ватный шарик. Длительной, плавной струей выдыхаемого воздуха загнать шарик в ворота.

Открывает рыба рот,

Да не слышно, что поет.

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам;

А глаза у них, как блюдца.

Подражаю я слону,

Губы хоботом тяну.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

А сейчас раздвинем губы,

Посчитаем наши зубы.

Бублик мы изобразили –

Плавно губы округлили.

Их теперь нельзя смыкать,

Бублик надо удержать.

Язык лопатой положи

И под счет его держи.

Раз, два, три, четыре, пять,

Язык надо расслаблять.

Язык иголочкой потом.

И потянем острием.

Чищу зубы, посмотри,

Не болели чтоб они.

На качелях я качаюсь

И все выше поднимаюсь –

Ох, и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И варенье оближу.

Язычок пошел гулять,

По ступенечкам шагать.

Язык широкий положи

И под счет его держи.

В рот ее мы занесем

И края к зубам прижмем.

Красить потолок пора.

Кисть ведем вперед-назад,

Наш маляр работе рад.

Целый день я стучу,

Червячка поймать хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно ты будешь мой!

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

На лесной опушке

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю.

К небу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

Упражнения для развития подвижности губ.

Упражнения выполняются ежедневно перед зеркалом, каждое – по 5 раз. Необходимое положение губ удерживается под счет от 1 до 5. В один день следует выполнять 5-7 упражнений.

  1. Вытянуть сомкнутые губы вперед, вернуть в исходное положение.
  1. Растянуть губы в улыбку (зубы сомкнуты), и. п.
  1. Растянуть губы в улыбку (зубы приоткрыты), и. п.
  1. Подтянуть верхнюю губу вверх (зубы сомкнуты), и. п.
  1. Языком вытягивать верхнюю губу.
  1. Удерживать губами трубочки разного диаметра, обхват их губами.
  1. Втянуть губы внутрь рта, плотно прижимая их к зубам.
  1. Прикусывать нижнюю губу верхними зубами.
  1. Вращательные движения губами, вытянутыми хоботком.
  1. Плотно сомкнуть губы, надуть щеки, перемещать воздух из одной щеки в другую.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях.

родителям на заметку.

Практически у всех детей дошкольного возраста встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Они обусловлены тем, что .

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Чтобы ребенок смог научиться произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, продолжительное время удерживать определенное положение, без труда совершать необходимые переклю.

Источник

Читайте также:  Упражнения для развития мелкой моторики с карандашом
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector