Артикуляционные упражнения при дцп

Артикуляционные упражнения при дцп

Таким образом, массаж проводится с целью ослабления патологических проявлений в мышцах артикуляционного аппарата, расширения возможностей движения речевых мышц и включения их в процесс произношения. Кроме того, для активизации мышц речевого аппарата применяют артикуляционную гимнастику.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Артикуляционная гимнастика с детьми раннего возраста, страдающими церебральным параличом, проводится как в пассивной, так и активной форме.

ПАССИВНАЯ ГИМНАСТИКА

Пассивные движения органов артикуляции, которые выполняет логопед, способствуют включению в процесс артикулирования мышц, до этого бездействующих. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры.

С детьми, находящимися на I уровне доречевого развития,проводится пассивная гимнастика для губ. Ее цель — стимулирование кинестетических ощущений, необходимых для развития подвижности губ.

Пассивная гимнастика для губ предполагает проведение следующих упражнений:

1. собирание туб в «трубочку» (рис. 51);

2. растягивание губ в улыбку, поставив указательные пальцы обеих рук в углы губ (рис. 52);

3. поднимание верхней губы — движения от углов губ поносогубным складкам вверх к крыльям носа, обнажая верхние десны;

4. опускание нижней губы (рис. 53); поставив пальцы в углы губ, опускают нижнюю губу, обнажая десны.

Все движения выполняют 3-4 раза, неоднократно повторяя в течение дня.

Иногда у ребенка с церебральным параличом отмечается гиперчувствительность лицевой или артикуляционной области, и стимуляция этих зон вызывает у них неприятные ощущения, отрицательные эмоции, повышение общего мышечного тонуса. В этих случаях массаж особо чувствительных зон не проводится.

Источник

Буклет «Особенности выполнения артикуляционных упражнений при дизартрии у детей с ДЦП»
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Артикуляционная гимнастика при ДЦП сначала проводится в пассивной форме, затем в пассивно-активной и, наконец, в активной форме.

Скачать:

Вложение Размер
artikulyatsionnaya_gimnastika_pri_dtsp.doc 58 КБ

Предварительный просмотр:

ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»

«Особенности выполнения артикуляционных упражнений при дизартрии у детей с ДЦП»

Артикуляционная гимнастика при ДЦП сначала проводится в пассивной форме, затем в пассивно-активной и, наконец, в активной форме.

ПАССИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Пассивная артикуляционная гимнастика проводится после массажа. Логопед выполняет пассивные движения органов артикуляции. Их целью является включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействовавших, или увеличение интенсивности мышц, ранее включенных. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Направление, объем и траектория пассивных движений те же, что и активных. От последних они отличаются тем, что их начало и конец, фиксация не зависят от ребенка. Логопед оформляет схему артикуляционного движения, по возможности объясняя ее ребенку и требуя от него зрительного контроля.

Пассивные упражнения осуществляются сериями по 3-5 движений. Ребенку предлагается освоить три стадии каждого движения: вход, фиксация, выход. Нужно постепенно воспитывать способность зрительно контролировать и оценивать каждое движение, ощущать и запоминать его.

ПАССИВНАЯ ГИМНАСТИКА ЯЗЫКА

  • выведение языка из ротовой полости вперед;
  • втягивание языка назад;
  • опускание языка вниз (к нижней губе);
  • поднимание языка вверх (к верхней губе);
  • боковые отведения языка (влево и вправо);
  • придавливание кончика языка ко дну ротовой полости;
  • приподнимание кончика языка к твердому небу;
  • легкие плавные покачивающие движения языка в стороны.

ПАССИВНАЯ ГИМНАСТИКА ГУБ

  • собирание верхней губы (поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, проводят движение к средней линии);
  • собирание нижней губы (тем же приемом);
  • собирание губ в трубочку – «хоботок» (движение производится к средней линии);
  • растягивание губ в улыбку при фиксации пальцами углов рта;
  • поднимание верхней губы;
  • опускание нижней губы;
  • смыкание губ для выработки кинестетического ощущения закрытого рта;
  • создание различных укладов губ, необходимых для произнесения гласных звуков (а, о, у, и, ы, э).

АКТИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

При проведении артикуляционной гимнастики большое значение придается тактильно-проприоцептивной стимуляции, способствующей развитию статико-динамических ощущений и четких артикуляционных кинестезий.

Осуществляя принцип компенсации, на первых этапах работы используют максимальное подключение различных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного).

Тактильный анализатор играет существенную роль в кинестетическом восприятии, поэтому массаж и пассивную гимнастику проводят перед активной артикуляционной гимнастикой.

Далее для развития более четких и дифференцированных артикуляционных кинестезий постепенно исключают участие тактильного анализатора, зрения и слуха. Многие упражнения можно проводить, попросив ребенка закрыть глаза, акцентируя его внимание на проприоцептивных ощущениях.

При выполнении активных артикуляционных движений в мимической, губной и язычной мускулатуре важно формировать полноту объема движений, дифференцированность включения различных мышц, плавность, симметричность движений; скорость включения и переключения. Необходимо развитие произвольности, дифференцированности артикуляционных движений и контроля за их выполнением.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МИМИЧЕСКИХ МЫШЦ ЛИЦА

  • закрывание (обычное и плотное) и открывание глаз;
  • нахмуривание бровей;
  • поднимание бровей, образование продольных морщин на лбу;
  • надувание щек;
  • проглатывание слюны;
  • открывание и закрывание рта;
  • жевательные движения.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГУБНОЙ МУСКУЛАТУРЫ

  • вытягивание губ вперед трубочкой;
  • растягивание их в стороны;
  • чередование движений «хоботок — оскал»;
  • смыкание губ (обычное и плотное) при сомкнутых и разомкнутых челюстях;
  • размыкание губ при закрытом и открытом рте;
  • мгновенное смыкание губ с разрывом (типа «поцелуй»);
  • вялый губной выдох (струя воздуха направлена под губы, щеки надуваются не напряженно);
  • целевой губной выдох (в определенном направлении с напряженными и расслабленными щеками);
  • поднимание верхней губы с обнажением зубов (плаксивое выражение лица).

Для создания большей иннервационной активности, повышения степени кинестетического чувства речевого аппарата, для увеличения объема артикуляционных движений можно использовать следующие задания:

  • выталкивание языком марлевой салфетки, засунутой за щеку (попеременно слева и справа),
  • перемещение в полости рта предметов различного размера, фактуры и формы (пуговицы, шарики),
  • удержание губами различных предметов (пробка, марля). Упражнения с сопротивлением.

Особенно большая работа должна проводиться над мышцами языка. Необходимо развитие общих, менее дифференцированных движений языка, а затем формирование тонких и дифференцированных его движений, активизация его кончика, отграничение языка и нижней челюсти.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫЧНОЙ МУСКУЛАТУРЫ

  • прикосновение кончиком языка к краю нижних зубов;
  • выдвигание языка вперед;
  • втягивание языка назад, внутрь;
  • опускание языка вниз;
  • приподнимание языка вверх;
  • боковые отведения (влево и вправо);
  • приподнимание вверх и прижимание средней части языка к боковым зубам верхней челюсти;
  • суживание языка и заострение его;
  • переключение различных позиций.

Далее переходят к специальным упражнениям, имеющим артикуляционное значение для постановки звуков.

Источник

Артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика с детьми раннего возраста, страдающими церебральным параличом, проводится как в пассивной

Артикуляционная гимнастика с детьми раннего возраста, страдающими церебральным параличом, проводится как в пассивной, так и в активной форме.

Пассивная гимнастика. Пассивные движения органов артикуляции, которые выполняет логопед, способствуют включению в процесс артикулирования мышц, до этого бездействующих. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры.

С детьми, находящимися на I уровне доречевого развития, проводится пассивная гимнастика для губ.

Ее цель – стимулирование кинестетических ощущений, необходимых для развития подвижности губ.

– Пассивная гимнастика для губ предполагает проведение следующих упражнений:

1) собирание губ в трубочку (рис. 51);

2) растягивают губы в улыбку, поставив указательные пальцы обеих рук в углы губ (рис. 52);

3) поднимание верхней губы – движения от углов губ по носогубным складкам вверх к крыльям носа, обнажающие верхние десны;

4) опускание нижней губы. Поставив пальцы в углы губ, опускают нижнюю губу, обнажая десны (рис. 53).

Все движения выполняют 3-4 раза, неоднократно повторяя в течение дня.

Иногда у ребенка с церебральным параличом отмечается гиперчувствительность лицевой или артикуляционной области, и стимуляция этих зон вызывает у них неприятные ощущения, отрицательные эмоции, повышение общего мышечного тонуса. В этих случаях массаж особо чувствительных зон не проводится. С детьми, находящимися на II уровне доречевого развития, пассивная гимнастика усложняется.

Пассивные движения выполняются логопедом утрированно с большей траекторией движения, в медленном темпе, ритмично. При выполнении пассивного движения логопед следит за изменениями тонуса в артикуляционной области, при нарастаний которого движения прекращаются, и за состоянием ребенка, его эмоциональным тонусом и отношением к этому виду воздействия.

– Пассивные движения губ. Кроме приемов, описанных выше, проводятся следующие приемы:

1) поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, собирают верхнюю губу, производя движения к средней линии, тем же приемом собирают нижнюю губу (рис. 54, 55);

2) опускают верхнюю губу с нажатием на точки прикрепления верхней квадратной мышцы;

3) попеременно перетягивают углы рта вправо и влево, поместив пальцы в углы губ;

4) смыкают губы для выработки кинестетического ощущения закрытого рта;

5) пассивное открывание рта – поместив указательные пальцы на верхнюю губу, а большие пальцы обеих рук на нижнюю губу, производят раздвигающее движение.

Каждое движение повторяют 4-6 раз по нескольку раз в день.

– Пассивные движения языка.

Для языка используют следующие приемы:

1) прижимание шпателем кончика языка ко дну ротовой полости;

2) пассивное приподнимание кончика языка шпателем к твердому нёбу или к верхней губе. Движения производятся 4-6 раз неоднократно в течение дня;

3) язык захватывается с помощью марлевой салфетки, осторожно подтягивается вперед на нижнюю губу (рис. 56) и отводится в стороны. Движение выполняют 2-3 раза.

Пассивная гимнастика, проводимая с детьми III уровня доречевого развития, должна способствовать повышению активности губ и языка. Она направлена на то, чтобы вызвать сопротивление мышц ребенка.

– Упражнения для губ. Кроме приемов, используемых для детей, находящихся на I и II уровне доречевого развития, добавляют следующие:

1) губы сближают вместе и растягивают их в стороны, пока не возникнет сопротивление; собирают губы в трубочку, пока ребенок не начинает сопротивляться этим движениям; ребенка побуждают губами тянуться к соске, пище, к шпателю с вареньем. Движения повторяются 3-5 раз ежедневно;

2) отклоняют язык шпателем в стороны от средней линии. Это упражнение проводят плавно, нежно, осторожно, так, чтобы ребенок положительно на него реагировал;

3) если у ребенка отмечается отклонение языка от средней линии в полости рта, то вначале язык продвигают в сторону отклонения, а затем уже в противоположную. Это движение выполняют очень осторожно и плавно, постепенно добиваясь все большего объема пассивных движений с пораженной стороны. Движения 1, 2, 3 повторяются 5-6 раз ежедневно;

4) вырабатывают схему жевания. При кормлении ребенка с ложки пальцы логопеда располагаются под подбородком ребенка и ритмично подталкивают нижнюю челюсть вверх-вниз при попытках ребенка к самостоятельному жеванию. Движения проводятся 2-3 раза в процессе кормления (в дальнейшем выполняет мать ребенка).

С детьми IV уровня доречевого развития пассивная гимнастика предполагает проведение всех вышеперечисленных упражнений. С целью стимулирования речевых кинестезии логопедические занятия включают мероприятия по созданию определенных поз губ и языка.

Активная гимнастика. Развитие подвижности языка и губ следует проводить с детьми II и III уровня доречевого развития.

Активные движения языка вызываются пищевым подкреплением:

1) при раздражении середины губы сиропом шиповника стимулируют выдвижение языка вперед (рис. 57), вверх, слизывание (рис. 58, 59);

2) при раздражении углов губ стимулируют боковые движения языка (рис. 60).

Эти приемы проводятся по 2-3 раза ежедневно перед кормлением.

Проводя активную гимнастику с детьми, находящимися на IV уровне доречевого развития, особое внимание уделяют активным движениям языка и губ, которые необходимы для формирования четких артикуляционных кинестезий. Ребенка настойчиво обучают жеванию, кусанию. Для этого предварительно проводят массаж жевательной мускулатуры, учат пассивно-активному открыванию рта и пассивно-активно вызывают жевательные движения. «Схему жевания» вначале отрабатывают пассивно, ребенку в рот кладут хлеб и двигают его челюсти вверх-вниз в соответствии с ритмом собственных жевательных движений ребенка.

Ребенок обучается таким произвольным движениям, как «поцелуй», «подуй», «плюнь», «покашляй», «закрой глаза», «покажи язык», «улыбнись», «покажи зубы», «пощелкай языком», «закрой или открой рот». Ребенка также учат облизывать верхнюю и нижнюю губы, слизывать из углов рта, для чего используют сироп шиповника, варенье. Упражнение проводится ежедневно по 3 минуты.

Источник

Читайте также:  Через какое время после еды можно делать физические упражнения
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector