Артикуляционные упражнения по исправлению межзубного сигматизма

Постановка звука С при межзубном и призубном сигматизме
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Межзубный сигматизм – при произношении звука С кончик языка просовывается между передними зубами, придавая звуку оттенок шепелявости.

Призубный сигматизм – при произношении звука С кончик языка упирается в зубы, преграждая свободный выход воздуха через межзубную щель, так что вместо С слышится притупленный звук.

Скачать:

Вложение Размер
postanovka_zvuka_s.docx 188.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

Тема: «Звук С» (Постановка звука С при межзубном и призубном сигматизме)

Учитель-логопед Белова Ирина Ивановна

КОУ Сургутская школа для обучающихся с ОВЗ

(Лексическая тема: «В осеннем лесу»)

Межзубный сигматизм – при произношении звука С кончик языка просовывается между передними зубами, придавая звуку оттенок шепелявости.

Призубный сигматизм – при произношении звука С кончик языка упирается в зубы, преграждая свободный выход воздуха через межзубную щель, так что вместо С слышится притупленный звук.

Цель: Постановка звука С, исправление межзубного (призубного) сигматизма.

  1. Научить ребенка правильно произносить звук С;
  2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
  3. Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;
  4. Развивать фонематический слух;
  5. Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.
  6. Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.

Оборудование: Картинка «Осенний лес», «Осенний ветерок», «Грибы», вырезанные из картона картинки грибов, на обратной стороне которых прикреплены артикуляционные упражнения на звук С, корзинка (настоящая или нарисованная); картинка артикуляционного уклада звука С, схема характеристики звука, мяч, картинки для проведения игры «Четвертый лишний» (Подберезовик, подосиновик, мухомор , лисичка

клюква, земляника, сыроежка , брусника, белый гриб, груздь , земляника , опята); раскраска для домашнего задания «Грибы» ( мухомор, лисичка, волнушка, сморчок, белый гриб ).

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Логопед: Сегодня малыш, я приглашаю тебя в осенний лес. Ты знаешь, кто живет в лесу? (ответы ребенка).

Логопед: Да, правильно, молодец! А еще там живет наш старый знакомый ОСЕННИЙ ВЕТЕРОК! В прошлый раз он приходил к нам в гости, а сегодня мы пойдем к нему. Согласен? (Да).

Логопед: Мы идем по осеннему лесу и собираем грибы.

Пальчиковая игра «Топ-топ-топ, 5 шагов»

Топ-топ – пять шагов

(«шагать» пальчиками по столу).

В туесочке пять грибов.

( переплели пальцы обеих рук – сделали «туесочек», большие пальцы – ручка, показали 5 пальцев правой руки).

А второй – лисичка,

Третий гриб – волнушка,

А четвертый гриб – сморчок,

Пятый гриб – белый,

( На каждое двустишие ребенок разгибает по одному пальчику, начиная с мизинца, на одной или на обеих руках).

Логопед : Малыш, ты знаешь, какой гриб здесь был ядовитым, несъедобным? (Мухомор)

Призубный сигматизм- даются упражнения для выработки длительной, направленной воздушной струи; положения широкого кончика языка за нижними резцами; вырабатывается умение удерживать губы в улыбке.

Логопед : Малыш, давай вспомним, как дует ОСЕННИЙ ВЕТЕРОК?

Упражнение для развития напора воздуха:

1. Набрав в легкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать) его через вытянутые вперед «трубочкой» губы. Контролировать выдыхаемую струю ладонью, бумажкой или ваткой: ощущается резко бьющая холодная струя воздуха, бумажка или ватка отклоняются в сторону. Повторять упражнение 3-5-7 раз.

2. Высунуть язык, чтобы он лежал на нижней губе. Вдоль языка до его середины положить круглую тонкую палочку (спичку) и надавить для образования канавки. Губы округлить, но не напрягать. Зубы разомкнуты. Вдохнув, с силой выдувать воздух, раздувая щеки. Контролировать поток воздуха ладонью, бумажкой или ваткой. Повторить упражнение 3-5-7 раз.

«Забьем шайбу (мяч) в ворота» (с ватными шариками)

Логопед: Вот тебе корзинка, давай будем собирать в нее грибы и ягоды. (ребенок выбирает картинки, которые ему больше нравятся, но перед тем как положить их себе в корзинку, он должен сделать артикуляционное упражнение, которое нарисовано на обратной стороне картинки).

При межзубном произнесении звука С: проводятся упражнения для укрепления мышц кончика языка и передней части спинки языка; выработки направленной воздушной струи; отрабатывается звук [и], при котором положение языка близко к нормальной артикуляции звука [с].

Упражнение для губ:

Растянуть губы в улыбку до предела и удержать их в напряженном положении некоторое время под счет. Зубы сомкнуть. Повторить упражнение 3-5-7 раз.

Мы идем по лесу. Листья шуршат под ногами. И вдруг видим – бежит мышонок. Он тоже нас заметил и испугался.

Игра «Пугливый мышонок».

Изобразите мне пугливого мышонка. Вы должны сжаться в комочек, и изобразить на лице испуг.

  1. Голосовые упражнения и упражнения на интонационную выразительность речи

А как мышонок голос подает? ( он пищит )

А давай будем пищать, как мышки:

С разным ударением: ПИ-пи-пи, пи-ПИ-пи, пи-пи-ПИ

Речевое развитие, Познавательное развитие

  1. Постановка звука С при межзубном (призубном) сигматизме

Логопед: Малыш, давай вспомним песенку ОСЕННЕГО ВЕТЕРКА!

При межзубном и призубном сигматизме необходимо убрать кончик языка за нижние резцы, для чего можно прибегнуть к механической помощи: специальным зондом или концом шпателя легко нажать на кончик распластанного (а не комообразного!) языка, опустив его за нижние зубы. Механически придерживая язык в таком положении, предложить ребенку произнести изолированно звук С (сделать «Холодный ветерок», «Насос», «Песенку водички» – СССССССССССССС).

Затем так же с механической помощью отрабатывается слог СА-СА-СА.

(Межзубный сигматизм звука С часто требует длительной логопедической работы. При отсутствии контроля часто наблюдаются рецидивы).

Логопед: Давай покажем ОСЕННЕМУ ВЕТЕРКУ, что мы знаем, как петь его песенку! (что мы знаем, как правильно произносить звук С).

– Зубы сближены («заборчиком»)

– язычок «горочкой», кончик языка касается нижних резцов;

– воздушная струя холодная

– горлышко не дрожит

Характеризовать звук желательно лишь после того, как он уже получился. После этого можно сказать ребенку, что «ПЕСЕНКА ОСЕННЕГО ВЕТЕРКА» (песенка насоса, песенка водички) – это и есть звук С.

Звук С – согласный, твердый, глухой, обозначается синей фишкой.

Дидактическая игра «Чего много в лесу?» (отработка использования ребенком Р.П. имен существительных)

Логопед бросает ребенку мяч и спрашивает: «Чего много в лесу?», ребенок возвращает мяч и отвечает либо полным предложением, либо словосочетанием со словом МНОГО

МНОГО ЗВЕРЕЙ и др.

Умственная деятельность, игровая деятельность

Логопед: Я буду читать тебе стихотворение, а ты, как услышишь название какого-нибудь гриба, должен положить перед собой счетную палочку (или грибок, вырезанный из картона)

Игра «Сосчитай грибы»

Только я в кусты зашла –

Две лисички, боровик,

И зеленый моховик.

Сколько я нашла грибов?

У кого ответ готов?

Игровая деятельность Познавательная деятельность

Логопед: ОСЕННИЙ ВЕТЕРОК хочет с нами поиграть. Он приготовил нам по 4 картинки, и просит нас ответить на вопрос: «Какая картинка тут лишняя?»

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Подберезовик, подосиновик, мухомор , лисичка

Клюква, земляника, сыроежка , брусника

Белый гриб, груздь , земляника , опята

Малыш, нам пора возвращаться из осеннего леса в наш класс.

К кому в гости мы сегодня ходили? Кого видели? Что делали?

Чему учил нас ОСЕННИЙ ВЕТЕРОК?

Ты научился петь песенку ОСЕННЕГО ВЕТЕРКА?

Давай посмотрим, как у тебя это получается?

Завтра ветерок придет к нам еще раз.

Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие

Речевая деятельность Изо-деятельность

Раскрасить грибы из Пальчиковой игры «Топ-топ-топ – пять шагов», ядовитый гриб обвести в круг красным карандашом! ( раскраска готовится заранее – мухомор, лисичка, волнушка, сморчок, белый гриб )

Источник

Преодоление межзубного и губно – зубного сигматизма
статья по логопедии на тему

Статья опубликована также в журнале “Логопед” (№6, 2015). В статье автор подробно пишет о формах, подходах, методах и приёмах коррекционной логопедической работы по преодолению межзубного и губно – зубного сигматизма.

Скачать:

Вложение Размер
mezhzubnyy_sigm.docx 30.54 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 1909 (2-е дошкольное отделение)

Учитель – логопед Фетисова М.В.

Преодоление межзубного и губно-зубного сигматизма в условиях дошкольного учреждения.

Искажение свистящих и шипящих звуков называется сигматизмом, а замена их другими звуками – парасигматизмом . Межзубный, призубный и губно – зубной сигматизм наблюдается при:

– слабой подвижности языка;

– глотании с упором языка в нижнюю челюсть (так называемый инфантильный тип глотания).

Причиной нарушений часто являются аномалии развития челюсти и языка (макроглоссия), аденоиды (нос не дышит, а рот открыт) и, конечно же, дизартрия (гипотония продольных мышц языка). На практике макроглоссия встречается довольно редко. При нарушениях прикуса мы направляем родителей с детьми к ортодонту. Но чаще встречаются именно дизартрические нарушения: язык вялый, не удерживается во рту, иногда картина дополняется саливацией (слюнотечением).

О проблеме дизартрии я писала в журнале «Логопед» (№4, 2012). В статье «Проблема дизартрии: взгляд логопеда – практика» поднимаются наболевшие для логопедов проблемы: отсуствие диагностики речевого нарушения ЦНС врачами – невропатологами, отсуствие лечения детей с диагнозом «Дизартрия» в шаговой доступности (диагноз иногда ставит учитель – логопед или логопед поликлиники) и т.д.

Пример из практики. На консультации мама с ребёнком, который свистящие и шипящие звуки произносит одинаково: язык между зубами, рот широко раскрыт. Нарушены и искажены в общей сложности 12 звуков. Диагноз невропатолога: «Норма». Пытаюсь рассказать, что гипотонус мышц напрямую связан с нарушением ЦНС. Мама сразу недоумевает: «А невропатолог сказала, что у нас всё нормально!»

Печально и преступно то, что многие невропатологи забывают, что речь является проявлением высшей нервной деятельности, присущей только человеку; в обязанности невропатолога обязательно должно входить обследование моторики мышц лица, языка, рук, координации движений ребёнка.

Дизартрия (речедвигательное расстройство) – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрия является следствием органического поражения ЦНС, при котором расстраивается двигательный механизм речи.

Межзубный и губно – зубной сигматизмы чаще всего являются следствием гипотонии (снижения тонуса мышц). При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта; губы вялые, не могут плотно смыкаться. В силу этого рот обычно полуоткрыт, может быть выражена гиперсаливация.

На практике учителя – логопеды стараются сделать всё для ребёнка. Для преодоления дизартрии мы используем традиционные и нетрадиционные методы, включающие в себя элементы нейрореабилитации. Логопедическая работа по преодолению стёртой формы дизартрии предусматривает обязательное участие родителей в коррекционном процессе. Поскольку дефект межзубного и губно – зубного сигматизма носит стойкий характер и при улучшении часто возвращается в виде рецидивов, совместная работа родителей и учителя – логопеда бесспорно необходима.

Начиная работать над преодолением межзубного и губно – зубного сигматизма, нужно обязательно сформировать положительную мотивацию у ребёнка . Если с девочками проще (они все хотят быть принцессами и красавицами, выйти замуж за принца и говорить как дикторы ЦТ), то с мальчиками придумываем игры (язычок должен сидеть дома, не выглядывать во двор, язычок прилёг на диванчик в квартире, и его не видно). Наконец, карикатурно, но тактично изображаем речь шепелявую, с высунутым языком. Красиво? Нет. Часто этот театральный приём очень действенно влияет на критическое мышление ребёнка, заставляет его взглянуть на себя со стороны, подталкивает его к самоконтролю.

Затем начинаем выполнять упражнения активной артикуляционной гимнастики , направленные на повышение тонуса губ и языка. Предпочтительны именно статические, силовые упражнения.

  1. Сомкнуть губы, чуть вытянуть их вперёд. Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
  2. «Обезьянка». Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Удерживать его в таком положении в течение 5-10 секунд.
  3. «Бульдог». Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении в течение 5-10 секунд.
  4. «Хомяк». Рот закрыт. Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении в течение 5 секунд. Можно контролировать движения языка, приложив пальчики снаружи щёк.
  5. «Кружок». Рот закрыт. Язык медленно движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (направление по часовой стрелке, а затем в противоположную сторону).
  6. «Покусаем язык»: зубки покусывают кончик, затем середину языка, язык продвигается вперёд – назад.
  7. «Горка». Улыбнуться, приоткрыв рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
  8. «Чистим нижние зубки» (с внутренней стороны).
  9. «Чистим верхние зубки» (с внутренней стороны).
  10. «Катушка». Улыбнуться, открыв рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта, медленно. Повторить 8-10 раз.
  11. «Жуём блинчик». Улыбнуться, приоткрыть рот поставить кончик языка как в упражнении «Горка», потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10 – 15 раз.
  12. «Чашечка». Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. Язык во рту. Удерживать его при открытом рте в течение 5 – 10 секунд. Затем усложняем упражнение: «Не разбей чашечку». Медленно выдвигаем вперёд (удерживаем 3-5 секунд) чашечку и задвигаем обратно в рот (также удерживаем 3-5 секунд), не разрушая «чашечки».
  13. «Маляр». Улыбнуться, «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»).
  14. «Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно повторяя: «Д-д-д», «Т-т-т», «Дын-дын-дын» («звоночек») или «Т-д, т-д» («скачет лошадка»).
  15. «Лошадка». Цокаем, щёлкаем кончиком языка наверху.
  16. «Грибок». Улыбнуться, широко открыв рот, присосать язык к нёбу, удерживать язык в таком положении в течение 5-10 секунд.
  17. «Гармошка». Усложняем упражнение «Грибок»: присасываем язык к нёбу, при этом медленно открываем и закрываем рот (как растягиваются меха гармошки).
  18. «Иголочка». Открыть рот, язык высунуть, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
  19. «Качели». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении в течение 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Менять положение языка 5-6 раз.

Упражнения пассивной артикуляционной гимнастики – такая форма гимнастики, при которой ребёнок производит движение только при помощи механического воздействия: под нажатием пальцев и рук логопеда или соответствующего зонда, шпателя. При межзубном и губно – зубном сигматизме мы наблюдаем вялость, пассивность продольных мышц языка. Язык совершает примитивные движения только вперёд, за пределы передних и нижних зубов. Пассивные движения органов артикуляции способствуют включению в процесс артикуляционных мышц, до этого бездействующих. Это создаёт условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Вовлечение в работу разных групп мышц (продольных, поперечных, косых) способствует гармонизации общей моторики языка, коррекции всех звуков.

  1. Логопед тремя пальцами (как монету) захватывает язык ребенка в передней и средней части и делает медленные повороты как «ключиком» на 90 – 100 градусов по часовой и против часовой стрелке.
  2. Логопед большим пальцем снизу прижимает кончик и передне – среднюю часть языка к нёбу. Подержать1-2 минуты.
  3. Логопед прижимает большим пальцем сверху кончик и передне – среднюю часть языка в точке, находящейся внутри нижней челюсти. Язык статично и послушно «сидит и ждёт» 1-2 минуты.

Изотонические упражнения (с элементами сопротивления) очень эффективны в работе над преодолением межзубного и губно – зубного сигматизма, поскольку заставляют работать и напрягаться мышцы языка.

  1. Язык ребёнка высунут. Логопед просит ребёнка убрать язык в рот. Стерильным бинтом старается удержать язык в исходном положении. Разжимает пальцы в момент наивысшего напряжения в корне языка.
  2. Язык ребёнка находится в полости рта у нижних зубов. Логопед пальцем надавливает на кончик языка (фиксирует его). Далее просит ребёнка с силой вытолкнуть язык, вытолкнув палец. При наиболее сильном напряжении спинки языка палец следует приподнять.
  3. «Прогоним Карлсона». Большой палец логопеда (в стерильном бинте) («Карлсон») «залетает» в рот ребёнка. Задача для малыша: прогнать Карлсона, т.е. вытолкнуть с силой палец («пока тот не съел всё варенье и конфеты»). Рекомендую палец прижимать как к средней точке, так и к боковым точкам языка, чтобы язык с силой « отвечал» не только прямо, но и влево, вправо.

При помощи вышеописанных упражнений ребёнок приобретает кинестетический самоконтроль, лучше начинает ощущать выполняемые движения (особенно языком), что способствует преодолению межзубного, призубного и губно – зубного сигматизма.

Сроки коррекции зависят от тяжести речевого дефекта, возраста и индивидуальных особенностей ребёнка. Большое значение имеют такие факторы как регулярность занятий и участие в коррекционной работе родителей.

Массаж языка широко используется при коррекции межзубного, призубного и губно – зубного сигматизма. Растирание, разминание, вибрация м поколачивание, плотное нажатие, точечный массаж, – эти активные виды логопедического массажа особенно эффективны. Я проанализировала большое количество литературы, касающееся нашей темы. В основном все авторы говорят в один голос о том, что массаж при межзубном сигматизме должен проводиться от корня языка к кончику. Но я больше доверяю методике Ю.В.Микляевой [1] (поскольку на практике занимаюсь этим вопросом и имею стаж логопеда 25 лет), которая доказывает в своей работе, что массажные приёмы при этом виде нарушений будут направлены от кончика языка вглубь, к задней части языка. При коррекции пониженного тонуса мышц языка важно и то, что движения зондом осуществляются от боковых краёв языка к средней линии (а не наоборот, как при гипертонусе).

В XXI веке учитель – логопед должен опираться на помощь медицины, новейших технологий . Обязательно при сигматизме ребёнка нужно направлять к стоматологу – ортодонту. Преодолению межзубного сигматизма должно предшествовать устранение открытого прикуса во фронтальном отделе. Для коррекции открытого прикуса детские стоматологи – ортодонты рекомендуют применять специальные вестибулярные пластинки – или трейнеры – мягкие силиконовые миофункциональные позиционеры, корректирующие положение языка и способствующие нормализации мышечного баланса. Достаточно 20 – 30 минут тренировки в день дома под контролем родителей. В среднем курс лечения продолжается 3 месяца.

Список используемой и рекомендуемой литературы:

  1. Приходько О.Г. «Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста», М., 2008.
  2. Костина Я.В., Чапала В.М. «Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта», М., 2008.
  3. Крупенюк О.И., Воробьёва Т.А. «Исправляем произношение. Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств», С- Пб, 2009.
  4. Шафеева А.А. «Логопедический массаж», М., 2009.
  5. Микляева Ю.В. «Логопедический массаж и гимнастика. Работа над произношением», М., 2010.
  6. Блыскина И.В. «Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж», С-Пб, 2010.
  7. Архипова Е.Ф. «Логопедический массаж при дизартрии», М.,2012.
  8. Дьякова Е.А. «Логопедический массаж», М.,2012.

[1] Микляева Ю.В. «Логопедический массаж и гимнастика. Работа над произношением», М., 2010.

Источник

Читайте также:  Комплекс физических упражнений при межпозвонковой грыже
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector