Артикуляционные упражнения для театра

«Использование театральной деятельности при разучивании артикуляционной гимнастики»
консультация по логопедии

Практикум семинар для педагогов

Скачать:

Вложение Размер
seminar_praktikum.doc 53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 станицы Копанской

муниципального образования Ейский район

Семинар – практикум для педагогов

«Развитее речевого творчества через театрально-игровую деятельность»

Выступление на тему:

« Использование театральной деятельности при разучивании артикуляционной гимнастики»

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Плохая восприимчивость ко всему новому, неустойчивость внимания, нарушение эмоционально-волевой сферы, недостаточная познавательная активность, трудности в целенаправленном заучивании и припоминании чего-либо – основные недостатки, мешающие обучению детей с нарушениями речи. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста остается одной из актуальных проблем на сегодняшний день. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Процесс развития диалогической речи ребенка дошкольного возраста с нарушением речи – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность. Это яркий, красочный и доступный восприятию ребёнка вид искусства, доставляющий детям радость, развивающий воображение и фантазию, способствующий творческому развитию. Мы много говорим о том, что игра – это ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок преодолевает трудности. А исправление недостатков речи – огромный труд. Поэтому, наша задача – окружить ребёнка игрой так, чтобы он не заметил, что занимается тяжёлой работой. Я считаю, что в этом нам могут помочь средства театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность и сама сказка, по моему мнению, наиболее близка и интересна ребёнку по мироощущению, ведь он воспринимает мир эмоционально-чувственно.

Элементы театра можно использовать на всех видах логопедических занятий, а также в ходе режимных моментов. Главной целью использования театрализованной деятельности на логопедических занятиях является создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей и развитие мотивации на устранение собственных речевых дефектов.

Каждое индивидуальное логопедическое занятие, а также занятия по обучению грамоте и звуковой культуре речи я начинаю с артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика — совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов.

Цели артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, объединение простых движений в сложные для правильного произношения звуков.

К этому хочется добавить, что артикуляционная гимнастика — это поле для полета фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произнесению звука, но и для развития у детей воображения, внимания, произвольности, усидчивости. Для достижения этих целей используют сказочные сюжеты.

«Карлсон, который живет на крыше»

(постановка звука [р])

Высоко на крыше живет Карлсон.

Дети тянутся кончиком языка к носу.

Он веселый, толстый.

Улыбаются, надувают щеки.

Утром просыпается, потягивается. Делает зарядку: наклоны в стороны.

Выполняют упражнения «Качели», «Часики».

Потом он умывается.

Облизывают губы по часовой стрелке и против нее.

Наводит чистоту в своем доме на крыше.

Имитируют чистку верхних и нижних зубов.

Завтракает плюшками, пьет чай с вареньем.

Выполняют упражнения «Лопаточка», «Чашечка», «Вкусное варенье».

После завтрака Карлсон заводит моторчик.

«Стучат» молоточком- язычком за верхние зубки: д-д-д.

Он сломался — не заводится.

«Смазывают» моторчик мёдом.

Поглаживание язычка губами.

Проверяет, крепкий ли мотор.

Выполняют упражнение «Грибок».

Отталкивается от края крыши и перелетает с крыши на крышу.

Произносят: др-р-р-р. (язычок прыгает, дрожит)

(постановка звука [р], автоматизация звука [л] в слогах)

Жил-был в домике папа Карло.

Дети открывают рот.

Однажды достал он большое полено и решил из него смастерить себе сыночка.

Постучал топором, пожужжал пилой.

Произносят: д-д-д, дж-дж-дж.

Получился мальчик веселый, с длинным носом.

Улыбаются, имитируют движения иглой .

Папа Карло назвал его Буратино, потому что мальчик получился любопытный и шустрый.

Выполняют упражнение «Часики».

Однажды папа Карло ушел по делам, а Буратино дома остался.

Выполняют упражнение «Медленная лошадка».

Стало ему скучно. Начал он бегать.

Выполняют упражнение «Быстрая лошадка».

И вдруг Буратино увидел в углу нарисованные на холсте очаг с большим котлом.

Выполняют упражнения «Лопатка», «Чашечка».

«Там, наверное, варится горячий суп, — подумал Буратино, — или каша, или картошка».

Произносят: ш-ш-ш, ша-шо-ши- шу.

Ткнул Буратино носом в холст и проткнул его.

Произносят: др-р-р. Выполняют упражнение «Футбол» (язык упирается в одну щеку, затем в другую).

Смотрит Буратино в дырочку, а там дверь.

Выполняют упражнение «Заборчик».

В это время вернулся папа Карло. Увидел, что Буратино холст испортил, и решил его наказать.

Покусывают кончик языка.

Буратино плачет, просит прощения.

Произносят: ла-ла-ла, ло-ло-ло, лу-лу-лу, лы-лы-лы.

Простил его папа Карло. Тут крыса прибежала. Буратино поймал ее за хвост.

Произносят: ал-ал-ал, ол-ол-ол, ул-ул-ул, ыл-ыл-ыл.

Произносят: ла-ла, ло-ло, лу-лу, лы-лы.

Буратино ее передразнивает.

Выполняют упражнение «Индюк (движение широким язычком по верхней губе бл-бл…)».

Крыса показала ему свои острые зубы.

Выполняют упражнения «Забор».

Буратино задрожал и больше крысу не обижал.

Комплексы артикуляционных упражнений, представленные в виде занимательных сказок о Язычке, вызывают у дошкольников интерес к органам артикуляции, развитию их подвижности и активизации зрительного восприятия. Подобные артикуляционные сказки легко адаптировать к изучаемой лексической теме, что делает стройной и логичной подачу материала. В то же время однообразные упражнения, предлагаемые в различных сказочных ситуациях, никогда не наскучат детям!

Сказка о Весёлом Язычке

Жил-был Весёлый Язычок. Он любил играть, путешествовать. Захотелось Язычку порезвиться. Открыл он сначала одну дверку домика (губы), затем вторую дверку (зубы).

(Дети улыбаются , обнажая нижние и верхние передние зубы, приоткрывая рот, раздвигают зубы.)

Выглянул он из домика, увидел ласковое солнышко и решил погреться, позагорать. ( Упражнение «Лопаточка».)

Позагорал и опять спрятался в домик. Снова выглянул из домика Язычок, посмотрел направо, потом налево. Понравилось ему смотреть по сторонам и закачался он, как маятник в старинных часах: вправо-влево. ( Упражнение «Часики».) Покачался-покачался и в домик спрятался.

Через минутку непоседа выглянул снова. Увидел, как девочка на качелях качается: вверх- вниз. Сначала медленно, потом быстрее и быстрее. ( Упражнение «Качели».) И он так же покачался.

Посмотрел Язычок, а перед ним стоит сказочный домик с тремя ступеньками.

Язычок пошел гулять,

По ступенькам шагать.

Прыгнул он сначала на первую ступеньку, затем на вторую и на третьей весело попрыгал: Д-Д-Д. .(Упражнение «Ступеньки».)

Любопытный Язычок заглянул в окошко и увидел там. Девочка собралась чистить зубы! Решил Язычок вместе с девочкой и свои зубы почистить. (Упражнение «Чищу зубы».) Чистил он их старательно, вычистил добела.

В это время девочка умылась и ушла. Загрустил Язычок, но ненадолго. Огляделся вокруг и увидел, как возводится новый многоэтажный дом.

Интересно стало Язычку, что делают внутри дома, и он с любопытством посмотрел в окно. Кого же он там увидел? Маляра! Стал он ему помогать. (Упражнение «Маляр»)

Хорошо потрудился Язычок, устал и спрятался в домик поспать .Спит Язычок, и снится ему Чебурашка с крокодилом Геной, поют они свою песню. Весело стало Язычку, проснулся он и запел:«Ла-ла- ла, ла-ла-ла-ла. »

Вдруг услышал Язычок весёлую дробь барабана. Это Буратино стучит своими барабанными палочками по красному барабану. Д-д-д — слышалось вокруг. «Д-д-д», — повторял за барабаном Язычок. (Упражнение «Барабанщик».)

Увидел Весёлый Язычок лошадку и вспомнил, что давно не катался. А лошадка хороша!

С головы до копыта.

И снова за дело.

(После каждой строчки дети «цокают».)

Вот какая сказка про путешествия Весёлого Язычка у нас получилась. Но ведь на этом его приключения не заканчиваются.

Придумайте новую сказку про то, что случилось дальше с Весёлым Язычком!

Как мы знаем, сейчас по телевизору показывают множество различных мультфильмов. Использование героев любимых мультфильмов очень увлекает детей, ведь это интересная своеобразная игра. Сейчас мы с вами отправимся в гости к Смешарикам (презентация «Смешарики и гимнастика для языка») Так же можно использовать игры – бродилки со сказочными и мультипликационными героями.

И, напоследок, хочется сказать, что мы – не боги, и дети наши очень индивидуальны. Но, может быть, когда-нибудь они станут настоящими артистами и народными любимцами и с них будут брать пример, в том числе и в речи, а это будет, пусть маленькая, но и наша с вами заслуга.

Театрализованные игры являются одним из важных элементов работы с детьми, с нарушениями речи. Они способствуют творческому развитию личности ребёнка, навыков общения, формированию его вкуса, интеллекта, речи, действенно – практической деятельности и социальной адаптации детей. Проведение театрализованных игр позволяет решать не только учебно-воспитательные, но и коррекционные задачи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: расширять представления о сказках. Развивать творческое воображение, тренинг эмоций, образное мышление. Использовать в речи сложные предложения разных видов. Воспитывать культуру речевого общени.

Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе детского сада по ознакомлению дошкольников с бытом и традициями русского народа с элементами театральной деятельности.

Известно, что в основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь темы проектов в основном рождаю.

Презентация “Виды театра” в помощь молодым специалистам.

Как привлечь детей к театральным играм.Игры.

разработанный сценарий преднезначен для проведения активного отдыха детей младшего и среднего дошкольного возраста. Представленный игровой сюжет и использование театральной деятельности помогут воспит.

разработанный сценарий преднезначен для проведения активного отдыха детей младшего и среднего дошкольного возраста. Представленный игровой сюжет и использование театральной деятельности помогут воспит.

Источник

Методическая разработка по использованию артикуляционной гимнастики в театрализованной деятельности

Анастасия Кудлаева
Методическая разработка по использованию артикуляционной гимнастики в театрализованной деятельности

Что такое артикуляция и зачем она нужна?

Артикуляция – это работа речевого аппарата для правильного создания звука.

Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, щёк, нижней челюсти, мышц мягкого неба, необходимые для правильного звукопроизношения.

Упражнения бывают статические, т. е. без движения и динамические, упражнения с определённым ритмом.

Благодаря артикуляционным упражнениям, дети смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, так как их мышцы будут уже подготовлены к постановке звуков.

Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы.Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу?

Но что бы артикуляция лучше запоминалась и проходила легче, предлагаю использовать её в театрализованной деятельности, например, проиграем сказку, к которой я приготовила сопутствующие картинки.

“ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС”

Жили в лесу зверушки, каждый занимался своим делом.

Ёжик, ни головы, ни ножек, собирал грибы на опушке.

А лисички-сестрички и зайчики-побегайчики решили построить качели на полянке.

Стали они строить качели: взяли гвозди, да не один, а целую дюжину.

Один, другой, третий – много гвоздей…

Взяли доску широкую – широкую, без сучков,

Затем взяли каждый по молотку и стали заколачивать гвозди. Молоток.

Трудно строить качели. Тук, тук, тук. Качели получились на славу!

Всё хорошо, осталось только покрасить качели. Краску раздобыли красную, жёлтую, зелёную – и покрасили качели.

Сели звери на качели, весело им, смеются, радуются. Вдруг увидели идёт Индюшка – болтушка.

– Что вы делаете? – спрашивает.

– На качелях качаемся, иди, с нами играть будешь. Обрадовалась индюшка.

Зверюшки так громко и заразительно смеялись, что, услышав эти звуки, к ним подошла большая мудрая Лошадь.

Очень ей захотелось тоже покататься на качелях.

Медленно со скрипом качели стали раскачиваться: вверх-вниз, вверх-вниз.

Замечательные качели! Молодцы, зверюшки!

Хорошие качели построили!

Методическая разработка образовательной деятельности «Белая берёзка» Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Белая берёзка» Возраст воспитанников: старший дошкольный возраст (седьмой.

Картотека артикуляционной гимнастики АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА 7группа «ГРИБОК» Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба,.

Методическая разработка проведения бодрящей гимнастики с элементами дыхательной гимнастики Пояснительная записка. Дыхательная гимнастика – это составная часть лечебной физкультуры, которая ставит своей целью тренировку дыхательного.

Методическая разработка комплекса утренней гимнастики «Веселые мячики» Комплекс утренней гимнастики “Веселые мячики” для средней группы. Цель: Укрепления здоровья детей. Задачи:Совершенствовать двигательные.

Методическая разработка образовательной деятельности «Я и папа» Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Я и папа». (занятие разработала и провела Русанова О. Ю., воспитатель МБДОУ.

Методическая разработка «Оздоровление детей 4–15 лет посредством проведения дыхательной гимнастики в условиях санатория» Тема самообразования: «Оздоровление детей 4-15 лет посредством проведения дыхательной гимнастики в условиях санатория для детей с родителями».

Методическая разработка образовательной деятельности «Дом Дружбы» Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Дом дружбы» Возраст воспитанников: старший дошкольный возраст Виды детской.

Методическая разработка проектной деятельности «7-Я» Методическая разработка проектной деятельности «7-Я» (Развитие семейных ценностей у дошкольников старшего возраста) Актуальность проекта.

Методическая разработка «Развитие речи дошкольников 4–5 лет средствами театрализованной деятельности» Введение Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка,.

Источник

Читайте также:  Поль брэгг упражнения рисунки
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector