Артикуляционные упражнения для пения

Дыхательные и артикуляционные упражнения при подготовке певческого голоса к выступлению.

Для подготовки певческого голоса к пению в классе и выступлению на сцене необходимы не только вокальные упражнения, но и дыхательные и артикуляционные упражнения. Без таких упржнений невозможна полноценная подготовка певческого голоса учащегося к творческому воплощению вокального материала. Примеры дыхательных и артикуляционных упражнений.

Скачать:

Вложение Размер
uprazhneniya_dlya_trenirovki_artikulyatsionnogo_apparata_i_gruppy_dyhatelnyh_myshts_uchastvuyushchih_v_protsesse_peniya.docx 21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхательные и артикуляционные упражнения при подготовке певческого голоса к выступлению.

Работа над певческим голосом по подготовке к выступлению включает в себя развитие дыхания, силы звука, расширение диапазона, протяжённости, гибкости и подвижности, а также выносливости голоса, активизацию артикуляционного аппарата. Дыхательные и артикуляционные упражнения, выполненные перед выступлением на вокальном концерте или конкурсе, помогут активизировать дыхательный аппарат и органы звукообразования. Без предварительной подготовки певческого голоса вышеуказанными упражнениями нельзя приступать к вокальным упражнениям, т.к. дыхательно и дикционно неподготовленный певческий аппарат не сможет правильно функционировать и развиваться, и, соответственно, качество исполнения вокальных произведений будет занижаться.

Перед выполнением дыхательных и вокальных упражнений необходимо позаниматься скороговорками. Проговаривать их нужно активно, чётко, сначала в медленном темпе, затем постепенно увеличивая темп и повторяя скороговорку несколько раз на одном дыхании. Следующий этап- выразительное произнесение скороговорок, т. к. от выразительного произношения текста при пении зависит не только доходчивость содержания вокального произведения, но и артистичность его исполнения. Эта задача достигается при помощи интонационных упражнений. К примеру, можно привести следующее игровое упражнение: детям даётся задание произнести одну и ту же скороговорку с различными оттенками- радостно, грустно, страшно, насмешливо, игра «вопрос- ответ».

  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • Ткёт ткач ткани на платье Тане.
  • Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека – в pеке pак. Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку цап!
  • Тpидцaть тpи коpaбля лaвиpовaли, лaвиpовaли, лавировали, дa не вылaвиpовaли.
  • Идут три брата: брат Клим брит, брат Глеб брит, брат Игнат бородат.
  • Вылит колокол, да не по-колоколовски. Шит колпак, да не по-колпаковски. Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать. Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
  • Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
  • Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
  • Маланья-болтунья молоко болтала-выбалтывала, болтала-выбалтывала, да не выболтала.

В арсенал обязательных упражнений в классе вокала у детей независимо от возраста обучающихся входит комплекс приемов на мышечное расслабление и напряжение, специальные упражнения для тренировки как артикуляционного аппарата, так и группы дыхательных мышц, участвующих в процессе пения. Упражнения со звуковой имитацией помогают придать голосу такие необходимые качества, как звонкость, объём, полётность. Упражнения способствуют развитию чувства темпа, чувства акцента, чередующихся ударений; развитию речевой и артикуляционной моторики, созданию артикуляционной базы звуков.

Большое внимание уделяется развитию певческого дыхания, для чего используются упражнения без фонации (глубокий вдох, активизация мышц живота и постепенный выдох с сохранением положения вдоха) и артикуляционная гимнастика. Основная цель артикуляционных упражнений- выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произношению фонем.

Задачи артикуляционной гимнастики:

  1. формирование артикуляции различных звуков;
  1. закрепление артикуляционных укладов различных звуков в слогах, словах, фразах;
  1. совершенствование подвижности и точности движений языка и губ (активизация движений кончика языка, выполнение дифференцированных движений кончиком языка, отграничение движений языка и нижней челюсти);
  1. увеличение объема слуховой памяти и внимания;
  • Свечка– Спокойно и глубоко дышим. Вдох – носом, долгий ровный выдох – ртом. Контролируем плечи, они не должны подниматься. Если поднимаются плечи, это значит, что дыхание поверхностное, воздухом заполняются только верхушки легких. Такого дыхания может быть недостаточно для пропевания или проговаривания фразы.
  • «Язык-кисточка»- Язычок-кисточка тянется вверх и красит потолок-нёбо вдоль и поперёк. Обязательное условие: кончик языка крепко прижимается к поверхности нёба И ещё: «двери» в домике (зубы, губы) закрывать нельзя! Закончив покраску потолка-нёба, язык –кисточка красит и двери-зубки, и двери-губки с наружной и внутренней стороны.
  • «Полощем рот»-Губы плотно сжаты. Набрать воздух в ротовую полость и «полоскать» им рот по очереди, двумя способами: перекатывая воздух за щеками; полоща рот воздухом, направлять его за губы, с передней стороны зубов (но губы при этом не разжимать!).
  • Сделайте несколько энергичных вдохов и выдохов. Вдох – носом, выдох – ртом. При этом передняя стенка живота идет на вдохе вперёд, а при выдохе возвращается в первоначальное положение. Перед выполнением и первого, и второго упражнения следует сделать полный выдох, чтобы удалить весь воздух из легких, и тем самым подготовить дыхательный аппарат для качественного выполнения упражнения.
  • «Вежливый зевок». Представьте, что вы хотите зевнуть, но вокруг – люди. И поэтому зеваем с закрытым ртом и сомкнутыми губами. Ощутите, как активно при зевке поднимается мягкое нёбо.
  • Зевок на выдохе. Делаем предыдущее упражнение. Выдох озвучиваем долгим «ааааа». При этом потянитесь, сделайте полный вдох и долгий выдох, ровный и без толчков. Благодаря этому упражнению, речь будет плавной и объемной. Представьте, как звучание заполняет ваше тело от головы до нижних ребер и выходит через широкое свободное горло. Звуки приобретут такую же форму – округлую, и будут литься свободно и широко. Благодаря упражнению, гласные наполнятся звуком, и речь станет напевной и музыкальной, гласные будут звучать ровно, в единой манере.
  • «Поцокайте» кончиком языка по твердому нёбу. Кончик языка острый, не прилипает к нёбу. При выполнении упражнения меняем положение губ: собрать губы вперед в трубочку, затем растянуть уголки рта. Контролируйте, как меняется высота звука при цоканье. Представьте нёбо, по которому ударяет кончик языка. Оно высокое, как купол парашюта. Это упражнение придаст вашему голосу объем.
  • Работа у зеркала. Погримасничайте, активизируйте губы и мышцы лица. Когда привыкните к своему отображению в зеркале, появится сценическая свобода. Поэтому, чаще работайте у зеркала.
  • «Немая рыба». Для активизации и выработки свободы нижней челюсти открывайте и закрывайте рот. Нижняя челюсть свободно опускается. Лицо при этом спокойное. Контролируйте выражение лица, глядя в зеркало. Потом будет легче воспроизвести упражнение по памяти, представляя свое изображение в зеркале.

Задачи дыхательных и артикуляционных упражнений:

  1. Активизация дыхательного аппарата;
  2. Активизация органов звукообразования;
  3. Активизация артикуляционного аппарата;
  4. Подготовка и разогрев речевого и певческого аппарата.

После выполнения дыхательных и артикуляционных упражнений можно приступать к вокальным упражнением- распевке.

Источник

Методическая разработка «Вокально-артикуляционная гимнастика для развития вокальных навыков у дошкольников»

Ирина Соловьева
Методическая разработка «Вокально-артикуляционная гимнастика для развития вокальных навыков у дошкольников»

Многие дети дошкольного возраста имеют проблемы с произношением звуков. Одним из эффективных методов коррекции речевых нарушений является систематическое использование в процессе пения вокально-артикуляционных упражнений, цель которых выработка четкости, ловкости, правильности работы всех частей артикуляционного аппарата.

Вокально-артикуляционные упражнения представляют собой специально организованные упражнения, направленные на развитие и овладение навыками певческой дикции и артикуляции.

Цель вокально-артикуляционных упражнений конкретизируется в частных задачах:

1. Освобождение артикуляционных мышц от напряженности, скованности;

2. Развитие подвижности, моторики артикуляционного аппарата;

3. Преодоление дефектов произношения, мешающих не только красоте звучания певческого голоса, но и речи;

4. Развитие способности тянуть гласный звук, петь связно, при этом четко произнося согласные звуки;

5. Развитие способности петь слово интонационно чисто;

6. Овладение приемами произношения слова для улучшения вокальных качеств голоса.

Упражнения для дошкольников должны быть предельно просты и иметь игровой характер. Данная подборка упражнений может представлять собой единый цикл игровой формы.

Чтобы выполнение упражнений было более эффективным и носило результативный характер, в первую очередь, стоит обратить внимание на исходное положение, которое принимают дети, в вокальных методиках этот термин обозначается как певческая установка.

Под певческой установкой понимают положение, которое должен принять вокалист перед началом пения.

Чтобы голос звучал свободно, нужно сесть или встать прямо, голову высоко не поднимать, ноги поставить ровно. Можно предложить детям постоять в неудобной позе, чтобы они сами поняли, что долго сохранять такое положение неудобно.

При ознакомлении с певческой постановкой корпуса педагог может использовать стихи, песенки и поговорки по данной теме.

Мы проверим спинку,

Если хочешь сидя петь,

Не садись ты как медведь.

Спину выпрями скорей,

Ноги в пол упри смелей

Раз! Вдох! И запел!

Птицей звук полетел.

Руки, плечи – все свободно,

Петь приятно и удобно!

Если хочешь стоя петь,

Головою не вертеть.

Встань красиво подтянись,

И спокойно улыбнись.

Сидит дед, ему сто лет.

А мы детки маленькие,

У нас спинки пряменькие.

Ручки как у вас лежат?

Ножки как у вас стоят?

Вы разок, вы другой,

Посмотрите за собой!

Мы тихонько все сидим,

Мы несколько не шалим –

«Мы разок, мы другой,

Посмотрели за собой!»

Вокально – артикуляционная гимнастика

Данная вокально-артикуляционная гимнастика состоит из специальных упражнений, которые направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Чтобы дети проявляли активный интерес, данный комплекс упражнений представлен в виде истории – сказки.

1 часть не озвученная артикуляционная гимнастика

Жил был язычок. Ему очень удобно жилось в своем домике-ротике. Однажды утром он проснулся, повернулся с боку на бок (пошевелить языком во рту вправо-влево). Поздоровался с одной щечкой (постучать языком в одну щеку, не открывая рта), потом с другой (постучать языком в другую щеку). Погладил верхние зубки (не открывая рта провести языком по задней стенке верхних зубов), затем нижние (так же погладить нижние зубы). Облизал красные губки (круговым движением провести языком по губам). Это он так с ними поздоровался. Затем он открыл широко дверь и отправился на встречу к своим друзьям (широко открыть рот).

Язычок весело перепрыгивал с одной ступеньки на другую (прикасаться языком к нижней губе и прятать его в рот), а проходя вдоль забора, пересчитал все ступеньки (погладить язычком верхние зубы). И наконец, он встретил своих друзей львенка (открыть рот, поднять верхнюю губу, показав верхние зубы) и тигренка (опустить нижнюю губу, показав нижние зубы, челюсть, выдвинув вперед). Друзья всегда весело проводят время: они гуляют по лесным тропинкам (быстро проводить языком по верхней губе), катаются на горках (зацепиться кончиком языка за нижние зубы и поднять середину языка, выгибая его горкой), надувают воздушные шары (надуть обе щеки). Но сегодня у них не обычный день, они собрались в путешествие к морю и хотят взять нас с собой, ребята согласны отправиться в путешествие вместе с язычком, тигренком и львенком? Тогда в путь.

2 часть озвученная артикуляционная гимнастика

Ребята вы знаете, дорога к морю не близкая, и наши друзья предлагают нам поскакать на лошадках, только вот лошадки у нас старенькие и скачут они очень медленно.

Упражнение «Старые лошадки»

Медленно клацаем языком, открывая рот, губы в позиции звука «О», изображаем медленный шаг уставшей, старенькой лошадки.

Скажите ребята, сможем ли мы быстро доехать на таких лошадках? Конечно нет, правильно, нам нужно пересесть на молодых и быстрых лошадей.

Упражнение «Молодые лошадки»

Быстро клацаем языком, челюсть свободна, рот немного приоткрыт, губы расслаблены в полуулыбке. Изображаем галоп молодой лошадки.

Как хорошо, быстро и легко мы скачем к морю, но смотрите, впереди нас ждет туннель.

Упражнение «Лошадки в туннеле»

Клацаем языком, вытянув губы в трубочку, в позиции звука «У», челюсть свободна, без активных движений.

И вот мы наконец-то выскочили из туннеля прямо на лед замерзшего озера, лошадки скачут осторожно, чтобы не поскользнуться и не упасть.

Упражнение «Лошадки на льду»

Клацаем языком, сомкнув зубы, губы в улыбке в позиции звука «И».

Вот мы и перешли ледяное озеро, наши лошадки очень устали, ведь идти по скользкому льду не так уж и легко, им нужно отдохнуть, а мы продолжим свой путь к морю на мотоциклах. И так садимся на мотоциклы, заводим их (активно произносим несколько раз «Др-р-р», как бы пытаясь завести мотоцикл, чтобы почувствовать опору диафрагмы). Поехали.

Пропеваем глиссандо вверх и вниз «Р…Р…Р…». Мотоцикл уезжает все дальше и дальше «Р-р-рь…Р-р-рь…» – затихая.

Мы уже почти доехали до моря, но у нашего мотоцикла закончилось топливо. На чем же еще мы можем доехать до моря? Правильно на машине.

Пропускаем воздух сквозь сомкнутые губы, изображая движение автомобиля, на глиссандо вверх и вниз.

Можно так же поспрашивать детей, на чем еще можно добраться до моря. И включить в разминку Упражнения на развитие грудобрюшного дыхания «Поезд» и «Самолет», отображая их звучание: «Чух-чух-чух», «У-у-у-у». Или же использовать упражнения по В. В. Емельянову на нарастание силы голоса.

Вот мы и добрались до моря, а на море гуляют волны и маленькие и большие.

[i]Упражнение «Море»или «Волна» (по В. В. Емельянову)

ИП ноги в устойчивой позиции. Руки расслаблены, изображают движение волн вверх-вниз. С штро-басса перейти на звук «А», каждый раз усиливая динамику голоса. С каждой волной усиливая звук от pp до ff .

А над морем летают чайки и кричат.

ИП ноги в устойчивой позиции. Руки вверх, кистями изображают полет чайки. Не шевеля губами и не поднимая подбородка, предельно высоко взвизгнуть четыре раза «А! А! А! А!», подражая крику чайки.

Вот одна чайка села на большое старое сухое дерево.

Упражнение «Скрип дерева»

В штро-басе извлекать звук «хххА», подражая скрипу дерева, язык лежит полностью расслабленный на нижней губе, связки расслабляются.

Которое росло недалеко от большого, дремучего леса.

Упражнение «Эхо в лесу» или «Страшная сказка» (по В. В. Емельянову)

Дети повторяют за музыкальным руководителем в угрожающей интонации – «У», «УО», «УОА», «УОАЭ», «УОАЭЫ», затем в обратном порядке –«Ы», «ЫЭ», «ЫЭА», «ЫЭАО», «ЫЭАОУ».

Но в этом лесу совсем не страшно, потому что в нем живет добрый и хороший бронтозаврик. Давайте попробуем его нарисовать, но не карандашами и красками, а голосом.

Упражнение «Бронтозаврик» (по В. В. Емельянову)

Издать легкий высокий «тонкий» звук («у» или «ы») в фальцетном режиме. И через нисходящую глиссирующею интонацию перевести в грудной режим на том же гласном. В грудном режиме гласные выстраиваются в последовательности с переводом последнего гласного («ы» или «у») в штро-бас с расслаблением языка. Схематически данное упражнение можно изобразить так:

Вот такой добрый и хороший бронтозаврик живет в этом лесу. Теперь нам нужно с ним поздороваться, но он не понимает нашей речи и говорит на своем волшебном языке.

Произносим звуки «А-ШУ-ЖУ» на глиссандо переходя от грудного к головному регистру и наоборот «У-ШУ-ЖУ» от головного к грудному.

Можно отметить, что мы хотим сказать бронтозаврику: «Здравствуй», снизу вверх, так как мы значительно меньше его, а он нам отвечает сверху вниз.

Вот какое у нас получилось замечательное путешествие к морю с язычком и его друзьями.

Список использованной литературы:

Емельянов В. В. // Фонопедический метод формирования певческого голосообразования : методические рекомендации для учителей музыки. – Новосибирск: Наука, 1991. – 41 с.

Картушина М. Ю. // Вокально-хоровая работа в детском саду. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2010 г. – 176 с.

Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М. ; Прометей, 1992. – 270 с.

Шамина Л. В. Основы народно-певческой педагогики: Учебное пособие. М., 2010. – 202с.

Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников Для правильного звукопроизношения нужно, чтобы органы речи — язык, губы, мягкое небо — были хорошо развиты и подвижны. Все органы, в том.

Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Чтобы малыш научился произносить.

Методическая разработка «Артикуляционная гимнастика в стихах» Зарядка. Свои губы прямо к ушкам растяну я как лягушка. («Улыбка»). А теперь комарик я, хоботок есть у меня. («Трубочка»). На лист кувшинки.

Картотека игр для развития вокальных навыков «Поющие листочки» Цель: развивать певческие навыки, закреплять гласные звуки. Ход игры Педагог и взрослый договариваются о том, как они.

Картотека музыкально-дидактических игр для развития вокально-хоровых навыков детей дошкольного возраста 1. Название/ Источник игры – «Хор соловушек» Т. Э. Тютюнникова «Ушки на макушке», стр. 17 Задачи игры – Развивать умение детей осуществлять.

Консультация для воспитателей «Артикуляционная гимнастика, логоритмика, пальчиковая гимнастика в речевом развитии дошкольников» «Артикуляционная гимнастика, логоритмика, пальчиковая гимнастика и другие технологии, способствующие речевому развитию детей дошкольного.

Методическая разработка «Флористика как средство развития творческих способностей дошкольников» Много лет работая с дошкольниками, я видела, с каким интересом они занимаются изготовлением поделок из природного материала, я понимала,.

Методическая разработка «Лыжная подготовка старших дошкольников как один из способов физического развития в ДОУ» Методическая разработка на тему: «Лыжная подготовка старших дошкольников как один из способов физического развития в ДОУ» Составила:.

Методическая разработка учебного занятия «Постановка дыхания на примере вокальных упражнений» Методическая разработка учебного занятия Тема занятия: Постановка дыхания на примере вокальных упражнений Цель: Раскрыть значение правильного.

Методическая разработка «Вокально-хоровая работа в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста» Методическая разработка «Вокально-хоровая работа в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста» Цель: обучить детей дошкольного.

Источник

Читайте также:  Короткая головка двуглавой мышцы упражнения
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector