Артикуляционное упражнение по коррекции нарушения

Артикуляционная гимнастика, ее роль в коррекции речевых нарушений

Анна Прокофьева
Артикуляционная гимнастика, ее роль в коррекции речевых нарушений

Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна?

В логопедической практике артикуляция подразумевает под собой работу органов речи при произнесении слогов, слов, фраз. К органам артикуляции относят: голосовые связки, губы, язык, нижнюю челюсть, глотку и др.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Выработка того или иного движения открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за их отсутствия. Таким образом, развитие органов артикуляции дает возможность правильно произносить те звуки, которые нарушены.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно. Выполнять упражнения каждый день по 3-5 минут.

2. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

3. Каждое упражнение выполняется по 5-10 раз.

4. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

6. Ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом, чтобы ребенок хорошо видел и себя и взрослого. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом, тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

7. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

8. Взрослый показывает выполнение упражнения. Далее упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

9. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Комплекс артикуляционных упражнений для звука « Л»:

Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: «тя-тя-тя».

Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.

Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд, затем убрать за нижние зубы, рот не закрывать, повторить 5 – 10 раз.

Чередовать «Блинчик – Иголочка»

Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

Делать предыдущее упражнение в более быстром темпе со звуками «бл» (как болбочет индюк)

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов (как кисточкой).

«Почистим верхние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

Улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук «Л».

Комплекс артикуляционных упражнений для звук а Р

Плотно прижать всю поверхность языка к небу, сначала широко улыбнуться, а затем – полностью открыть рот. Нужно чтобы язык напоминал шляпку гриба на «ножке» — подъязычной связке.

В течение минуты-двух делать цокающий звук – как копыта лошади – с открытым ртом.

Наполовину приоткрыть рот, сделать широкую улыбку и бить кончиком языка по альвеолам (бугоркам на небе, говорится «ДДДД». Делать на протяжении всего выдоха, повторить 5 раз.

С открытым ртом провести языком по поверхности неба вперед-назад.

Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

«Почистим верхние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

Приставить язык к альвеолам, в таком положении начать смыкать и размыкать челюсти, ненадолго задерживаясь в открытом состоянии.

Взаимодействие педагогов при осуществлении коррекции речевых нарушений у воспитанников ДОУ в контексте ФГОС Управление образованием Администрации г. Юрги Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного.

Игровые приемы по коррекции речевых нарушений у детей с билингвизмом Наличие билингвизма у дошкольников логопедических групп представляет определенные сложности в коррекционном обучении, т. к. для данной категории.

Использование биологической обратной связи для коррекции речевых нарушений у дошкольников Российским ученым-физиологом, кандидатом биологических наук, Президентом Ассоциации Биологической Обратной Связи Сметанкиным Александром.

Использование стихов С. А. Есенина в коррекции речевых нарушений у дошкольников Поднялись туманы Над рекой и лугом. Стал Сергей Есенин Нашим близким другом. (П. Мерзляков) Согласно Федеральному государственному образовательному.

Компенсаторные возможности логопедической ритмики в коррекции речевых нарушений у дошкольников Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, “речевое развитие включает владение.

Читайте также:  Йога упражнения средний уровень

Обобщение опыта учителя-логопеда «Использование инновационных подходов в коррекции речевых нарушений у дошкольников» Обобщение опыта по теме: «Использование инновационных подходов в коррекции речевых нарушений у дошкольниковИнновационные технологии приобретают.

Роль песочной и игровой терапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием.

Презентация «Технологии использования камешков Марблс в коррекции позновательно-речевых нарушений у детей с поражением ЦНС» История «Марблс» – «Марблс» – это сияющий стеклянный шарик, далекий потомок тех кремниевых и глиняных шариков, которые многие тысячи лет.

Виды речевых нарушений. Причины возникновения речевых нарушений. Задачи коррекционного обучения детей 5–6 лет В человеческой деятельности нет областей, где бы не употреблялась речь. Речевая функция – одна из важнейших психических функций человека.

Проект по взаимодействию учителя-логопеда и родителей для организации работы по коррекции речевых нарушений у детей Тип проекта: информационный; по содержанию, детско-взрослый; долгосрочный. Начало проекта: сентябрь 2017года. Участники: родители,.

Источник

Проведение артикуляционной гимнастики в работе по коррекции ротацизмов у детей 5-6 лет.
статья по развитию речи на тему

Скачать:

Вложение Размер
provedenie_artikulyatsionnoy_gimnastiki.docx 58.08 КБ

Предварительный просмотр:

Проведение артикуляционной гимнастики

в работе по коррекции ротацизмов у детей 5-6 лет.

Громова Ирина Владимировна,

учитель-логопед ГБДОУ №14 Василеостровского района

г. Санкт- Петербурга

Овладение правильной чистой речью имеет большое значение для ребенка‚ для формирования полноценной личности. Ребенок с хорошо развитой речью легко ступает в общение, обменивается информацией, выражает свои мысли, чувства, желания.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно. Произношение звуков – это сложный двигательный навык, который начинает формироваться с младенчества. В норме формирование правильного произношения заканчивается к 5-6 годам.

Одним из условий нормального становления произношения является полноценная работа артикулярного аппарата. Артикуляция связанна с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических. В процессе голосообразования участвуют гортань, трахеи, диафрагма, бронхи, легкие, межреберные мышцы. Не все дети могут овладеть фонетической системой языка самостоятельно. (без специального воздействия и помощи взрослых). Дефекты произношения могут быть выраженными в разной степени. В легких случаях возможна помощь воспитателей, самостоятельное участие родителей в процессе становления звуков речи ребенка. В остальных – требуется квалифицированная помощь логопеда.

Совместная деятельность логопеда, воспитателей и родителей является хорошей предпосылкой для формирования правильного звукопроизношения ребенка. Коррекция звукопроизношения проводится поэтапно.

Рассмотрим подготовительный этап работы. Его цель – подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука, На данном этапе логопедическая работа идет по нескольким направлениям:

– Формирование точных движений органов артикуляционного аппарата

– Формирование правильной воздушной струи

– Развитие мелкой моторики рук

– Развитие фонематического слуха

– Отработка опорных звуков или артикуляционных укладов, для постановки звуков.

Подробнее рассмотрим раздел «Формирование точных движений органов артикуляционного аппарата.»

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности, дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные.

Важными характеристиками арт. движений являются:

их точность, темп выполнения движений, дозировка количества повторений.

Точность движения определяется правильным (заданным) положением речевого органа, его местоположением и формой.

Плавность и легкость- предполагают движение артикуляционных органов без толчков, подергиваний, дрожания.

Движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах, симметрично по отношению к правой и левой стороне лица .

Темп- это скорость движения (может варьироваться в зависимости от успешности овладения тем или иным положениям органа речевого аппарата).

Дозировка количества повторений обязательно должна быть индивидуальной- как для каждого ребенка , так и для данного периода работы с ним .

На начальном этапе рекомендуется проводить гимнастику в течении 2-3 минут постепенно увеличивая количество повторений каждого упражнения. Не следует предлагать детям более 2,3 упражнений. В дальнейшем -к предлагаемым трем упражнениям добавляется 1 или 2 новых.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность – идти от простых упражнений к сложным. Принципом отбора арт. упражнений служит характер дефекта произношения. Для каждого ребенка логопед составляет индивидуальный комплекс упражнений.

Опыт работы показал, что наиболее распространенным речевым нарушением у детей являются- ротацизм. Поэтому, наиболее важным для себя считаю изучение коррекции данного нарушения.

Ротацизм- ( лат. Rhotacismus, от названия буквы греческого алфавита ro)- расстройство произношения фонем (р) и (рь) которое выражается в искажении этих фонем или их отсутствии в речи, в результате большой сложности артикуляционной работы, в частности языка ( участвуют все мышцы языка).

Встречаются ротацизмы следующих видов

1. Картавый ротацизм

-язычковый (увулярный). Вибрирует не кончик языка, а увула (малый язычок )

-нёбный(велярный). Язык участия в артикуляции не принимает. Вибрирует нёбная занавеска.

2. Губной (билабиальный)-звучание среднее между (в) и (у) , без вибрации языка. Активно работают губы.

-кучерский-. Язык участия в артикуляции не принимает. Активно работают губы.( звучание , как (бр)).

3. Боковой ротацизм.

– Кончик языка и передняя часть спинки языка прижимаются к внутренней поверхности резцов. Боковые края опущены либо с одной‚ либо двух сторон.

Происходит утечка воздуха через боковые щели.

Данный вид ротацизма во временной речевой группе встречается редко, т.к. в его основе лежат причины органического характера‚ что несомненно ведет к искажению не одной а нескольких звуков

4. Носовой ротацизм.

– Обусловлен неправильной работой мягкого нёба (оно опущено) ‚ вследствие чего происходит утечка воздуха через носовую полость.

– Звучание приобретает гнусавый оттенок (кг). Язык стремится занять положение заднеязычного звука. Данный ротацизм при моей работе во временной речевой группе не встречался.

5. Одноударный ротацизм.

— Вибрации нет. Кончик языка один раз ударяется об альвеолы

— Наиболее распространённые виды ротацизмов во временной группе увулярный‚ одноударный и губной . Встречается также параротацизм ( замены звука «р» другими звуками), чаще “л” ‚ “й” ‚ “ль” ‚ которые превращаются из физиологической замены в патологическую после 5-6 лет.

При правильной артикуляции звука “р” органы артикуляционного аппарата занимают следующее положение:

-кончик языка поднят к нёбу (альвеолам) ‚ боковые края языка прижаты к

верхним коренным зубам, средняя часть спинки языка прогибается , принимая

форму ложечки ‚ корень языка поднят под напором выдыхаемого воздуха , который

проходит посредине языка кончик языка вибрирует у альвеол;

– Губы открыты ( принимают положение последующего звука );

– ощущается сильная струя воздуха на ладони , поднесенной ко рту;

– мягкое нёбо поднято;

-голосовые связки вибрируют.

При нарушении иннервации мышц языка, короткой подъязычной связке у детей при произношении звуков “р”,”рь” встречаются различные искажения данного звука.

Цель моей работы— разработка и использование игровых моментов в проведении артикуляционной гимнастики. (работа над звуком “р” на подготовительном этапе).

Работа с ребенком начинается с логопедического обследования, которое позволяет собрать и выявить следующие данные:

-данные о развитии речи ребенка ;

—состояние звукопроизношения (определение характера нарушения звука: отсутствие ‚ замену на другие звуки, искажение ‚ дефектную артикуляцию в различных условиях.);

-состояние слуховой функции;

-состояние общей моторики;

-состояние дыхательной и голосовой функции;

-особенности динамической стороны речи;

—состояние фонематического анализа , синтеза, фонематических представлений;

-особенности словарного запаса;

-состояние грамматического строя речи;

Анализ результатов логопедического обследования дает возможность определить речевое нарушение и наметить путь его коррекции. В данном случае определить вид ротацизма и подвижность органов артикуляционного аппарата. На основе чего построить работу по артикуляционной гимнастике (обшей и укрепляющей определенные мышцы языка)

Для постановки звука “р” важна как общая артикуляционная гимнастика(упражнения для губ, языка), так и упражнения направленные на установку кончика языка, подготовку его к вибрации.

Работу над артикуляцией целесообразно начинать со сказки о “Весёлом язычке. Дети 5—6 лет, также как и дети младшего возраста слушают её ‚повторяют движения по подражанию (на слух или с опорой на зеркальное изображение). Эта сказка эмоционально настраивает детей на занятия, способствует уточнению знаний детей об органах артикуляционного аппарата.

А кто живёт в этом домике?

В этом домике дружок,

Живёт Весёлый Язычок—

Ох, И шустрый он мальчишка

И немного шалунишка.” ( по Новоторцевой И.В.)

Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата. По ходу сказкивыполняют простейшие движения языком. Логопед объясняет детям, что разныедвижения языком (игры) имеют своё название. Перед детьми выставляют домик, различными картинками – символами. Дети рассматривают И называют аргинки(“Заборчик”, ” Мостик”, ” Лошадка”.)

2.Логопед показывает детям альбом ‹: картинкаМИ—символами. Для разучиваниядаёт на занятии 2-3 упражнения. Каждая картинка сопровождается чтениемстихотворения или загадкой.

Рассмотрим основные арт. упражнения, целью которых является установка кончика языка И подготовка его к вибрации.

З.Перед тем как перейти к упражнениям непосредственно направленным на установку кончика языка И подготовку его к вибрации , дети разучивают и закрепляют основные арт. упражнения, как статические ( “Птенчики”, “Окошечко”)‚ так и динамические (направленные на распластывание языка).

4. Рассмотрим основные арт. Упражнения, целью которых является установка кончика языка и подготовка его к вибрации.

а . Арт. упражнение “Спрячь конфетку” (др. название —”Орешек”, ” Футбол”)

Описание упражнения: Кончик языка упирается во внутреннюю поверхность слизистой щеки, затем перемещается на другую сторону.

Наглядный материал: предметные картинки, фотографии. Ход работы:

Логопед: “Ребята, послушайте загадку:

В рот положишь – тает,

В разноцветных обёртках бывает”

Логопед: показывает картинки с изображением разных конфет (шоколадных, сосулек и т.п.) Дети описывают, какие конфеты они знают, какая конфета по вкусу‚ форме, цвету. Логопед “Сейчас мы с вами поиграем. Посмотрите, за какую щёку я спрятала “конфетку” ( имитационные движения языком). Дети определяют.

Логопед показывает движения сначала в медленном темпе, затем в убыстрённом темпе. Далее предлагает ребёнку показать это упражнение И после его выполнения сказать какую конфету он прячет от всех. Например: ” Я прячу шоколадную конфету” И т.п. Ребёнок должен выполнить упражнение так, чтобы другие дети видели за какой щекой у него конфета (т.е.язык должен быть напряжённым). Дети выполняют это упражнение, а логопед пытается угадать какая у них конфета ( “очень сладкая, круглая” И т.п., т.е . даёт речевой образец.)

б . Арт. упражнение ” Вкусное варенье”.

Описание упражнения: Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Наглядный материал: плоскостное изображение героев сказки «Малыш и Карлсон”, предметные картинки, фотографии.

Логопед” Ребята, угадайте, что за человечек прилетел к нам в гости. Он мужчина в полном расцвете сил, в меру упитанный, с кнопкой на животе и пропеллером на спине.”

Логопед Достаёт его предметное изображение. ” А что больше всего на свете любит Карлсон?”

Дети: Сладости ( перечисляют их)

Логопед: А с кем дружит Карлсон?…

Вместе с Карлсоном прыгал с крыш

Логопед: “Давайте вспомним, когда Карлсон заболел, чем лечил его Малыш.

А каким вареньем лечат нас наши бабушки И мамы когда мы болеем?”

Дети перечисляют названия варенья.

Логопед даёт речевой образец:

варенье из малины— малиновое,

варенье из клубники -клубничное,

варенье из вишни- вишнёвое и т.п.

Дети продолжают по образцу.

Логопед:” Представьте, что мы с вами кушали варенье И оно осталось у нас на губах. Давайте его слижем с губ.” Логопед показывает упражнение, дети повторяют. Логопед обращает внимание на то, что язык, которым слизывают варенье, должен быть широким. После выполнения упражнения ” Карлсон” угадывает какое варенье “кушал” ребёнок ( И определяет, правильно ли он “слизывал”)

Данное упражнение так же, как и “Спрячь конфетку”, проводится как часть занятия. В конце занятия дети из предложенных фотографий находят ту, где изображена девочка, выполняющая упражнение ” Вкусное варенье”.

в . Арт. упражнение “Лошадка”.

Описание упражнения: “Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком; цокать медленно И сильно ‚ тянуть подъязычную связку”.

Наглядный материал: предметные картинки.

Логопед: ” На скаку играя гривой,

Скачет быстро он, красиво.

Не догонишь, не дого.

Ишь, как скачет. (И-го-го!)” (В. Степанов)

Логопед:” Кто так говорит?”

Логопед достаёт картинки с изображением лошадок. Дети рассматривают картинки И описывают, какая ИМ понравилась (“рыжая, белая, самая быстрая. ” И т.п.)

Логопед:” Давайте покажем, как цокают лошадки” (показ артикуляционного упражнения).

” Лошадка поскакала быстро. медленно…”

Дети выполняют упражнение сопряжённо с логопедом. Затем логопед просит каждого ребёнка выполнить упражнение, а другие дети слушают И комментируют медленно или быстро скакала лошадка.

Далее логопед предлагает игру.

Логопед: ” Предложил щенок лошадке

Поиграть с друзьями в прятки.

Говорит ему она:

Я хочу побыть одна.” ( Е. Лавреньтева)

Логопед выбирает одного ребёнка ” лошадкой”, другого— ” щенком.” “Щенок закрывает глаза И пытается на слух определить какая ” лошадка” скачет (цокает). 3атем роли меняются. Логопед следит за правильностью выполнения упражнения. При обучении данному артикуляционному упражнению были использованы как зрительные образы, так и слуховые. В занятии были включены:

угадывание загадки, прослушивание стихотворения, игра ” Угадай, кто сказал. “.

г . Артикуляционные упражнения: ” Маляры”, ” Молоточек”.

” Маляры”- открыть рот, широким языком, как кисточкой, ведём от верхних

резцов до мягкого нёба ( вперёд- назад), по щекам (вверх— вниз).

” Молоточек”- улыбнуться, открыть рот И постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно И отчётливо произнося т-т-т”.

Наглядный материал: сюжетные картинки. картинки ” предмет в действии”

Логопед показывает детям картинку ” Ну, погоди”, где волк И заяц находятся на стройке. ” Ребята, посмотрите, куда это попали Заяц И Волк?!”

Дети: ” На стройку”.

Логопед:” А что хочет сделать Волк?”

Дети: ” Поймать зайца, съесть его. “

Логопед :” Давайте помещаем волку догнать зайца, будем его отвлекать. “

Вот бежит Волк за Зайцем, а перед НИМ

” То не град, то не гром-

Кровельщик на крыше.

Бьёт он громко молотком — вся округа слышит.

Он железом кроет дом,

Чтобы сухо было в нём.”

Логопед: ” Как кровельщик стучит молотком?”

Логопед:” Интересно будет Волку слушать обычный стук молотка? Думаю, что нет. А вот если наш весёлый язычок постучит как молоток, то Волк удивится.”.

Логопед показывает детям упражнения.

Дети повторяют его перед зеркалом, затем самостоятельно, т.е. с опорой на

Логопед: ” Волк дальше погнался за Зайцем. Вдруг видит: маляр красит стены в доме.

“В новый дом маляр пришёл,

Красит стены, двери, пол.

А наличник на окне

Он поверил красить мне.” ( В. Степанов)

Логопед показывает арт. упражнение ” Маляры”. Дети выполняют упражнение.

Логопед: ” Молодцы ребята, пока мы показывали Волку как работают наши весёлые язычки, Заяц успел убежать далеко, Далеко. Волку осталось лишь прокричать Зайцу вслед…”

Дети: ” Ну, 3аяц‚ погоди. “

Выполнение данных артикуляционных упражнений на занятии связано одним сюжетом дети с удовольствием переходят от одного упражнения к другому.

Д. Арт. упражнение ” Грибок”.

Описание упражнения: Язык всей массой присасывается к нёбу, при этом подъязычная связка должна быть хорошо натянута. Рот открыт.

Оборудование: зеркало, предметные картинки с изображением грибов.

Логопед читает скороговорку

” Шла лисица вдоль тропинки

И несла грибы в корзинке.

Пять опят И пять лисичек.

Для лисят И для лисичек.” ( Л. Ульяницкая)

После чтения скороговорки логопед беседует с детьми на тему какие ещё грибы знают дети”. Показывает картинки со съедобными И несъедобными грибами, обращает внимание детей на то, что у гриба есть шляпка И ножка. Показывает артикуляционное упражнение ” грибок”.

Дети определяют, что язык становится похожим на грибок, ” шляпка”- широкий язык, ” ножка” – подъязычная связка.

Логопед предлагает выбрать какой гриб понравился ребёнку больше всего (из предметных картинок) И выполнить арт. упражнение ” Грибок”. Проводится как часть занятия с использованием скороговорки, которую можно выучить с детьми на занятиях по Дифференциации звуков “р”—”л”.

При проведении артикуляционной гимнастики также можно использовать следующие игры— упражнения:

1. Логопед предлагает ребёнку картинку с изображением лабиринтов. На одной стороне листа изображены разноцветные точки, на другой- предметы символы ( грибок, гармошка, лошадка, молоточек‚. и.т.д.) Ребёнку предлагается выбрать себе цветную точку И разгадать лабиринт (к какому предмету приведёт его линия от точки).

2. Ребёнку можно предложить каточки символы, на которых стрелками обозначены положения языка( вверх, вниз, в стороны). Ребёнок должен разгадать, при каких арт. упражнениях, язык занимает положение, направление кот. указывает стрелка.

З. Перед ребёнком разложены карточки. На них : изображение губ ( открытых— 3акрытых), стрелок, указывающих направление языка, нижней челюсти. Ребёнок должен назвать И выполнить артикуляционное упражнение, подходящее под данную схему . ( отличие от предыдущего упражнения заключается в более детальном изображении линии лица и губ. В упражнении №2 – используется только схема).

4. Перед ребёнком выкладываются по очереди карточки. На них— схематичное изображение ротовой полости, языка. Заштрихованная часть языка обозначает: какую часть языка ( кончик, боковые края И Т.Д.) необходимо поднять при выполнении арт. движений.

Эти задания развивают не только артикуляционный аппарат, но и образное, логическое мышление детей.

Артикуляционная гимнастика является важной частью логопедического занятия с детьми. Благодаря ей, у детей закрепляются основные движения органов арт. аппарата, тем самым создаётся основа для постановки звуков.

Удачи и успехов в проведении артикуляционной гимнастики!

1. «Понятийно-терминологический словарь логопеда», под ред. Проф. В.И. Селивёрстова . М. Владос, 1997

2. Волкова Г .А. « Психолого—логопедическое исследование детей с нарушениями речи» СПб, 1993 г.

З.Степанов В. А. « Профессии», серия « Для самых маленьких», М. : Омега, 1998 г

4.Лаврентьева Е.А. «Посчитай дружок», 1 М.: Росмен—лига, 1996.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector