Артикуляционное упражнение охотник идет по болоту

Артикуляционное упражнение охотник идет по болоту

Поскольку артикуляция твердого звука л сложнее артикуляции л’ мягкого, то и нарушается он наиболее часто. Дефекты л многообразны, но здесь мы остановимся на наиболее характерных.

Предрасполагающими факторами, ведущими к неправильному произношению звука л, могут быть следующие:

— укороченная подъязычная связка, ограничивающая движения кончика языка вверх;

— слабость мышц языка;

— нарушения фонематического слуха.

Отсутствие звуков л, л’

Речь ребенка, пропускающего звук л, будет звучать так: «Мышка весео жиа, на пуху в угу спаа. Мышка еа сыр и сао, но все мышке быо мао».

Подготовительный этап. Для правильного произношения звука л надо выработать: подъем кончика языка вверх (см. упражнения на с. 105); подъем задней части спинки языка вверх, которого можно добиться, отрабатывая звуки о, у, а также ы; умение опускать боковые края языка и выдыхать воздушную струю в щель между боковыми краями языка и коренными зубами. Решению последней задачи служит упражнение «Охотник идет по болоту». Воспитатель говорит: «У охотника большие резиновые сапоги, он идет по болоту. Под ногами у него хлюпает вот так». Зажав широкий кончик языка передними зубами, выдыхает воздух через щеки, во время выдоха равномерно указательными пальцами обеих рук слегка ударяет себя по щекам, в результате чего слышится хлюпающий звук.

Постановка звука. Показывая ребенку, как прикусывать широкий кончик языка, ему объясняют: «Сделай свой язык похожим на блинчик. Покажи, как ты прикусишь его зубами. Делай это легко, чтобы не было больно, и смотри, как язык будет неподвижно лежать внизу на зубах, как блинчик на тарелке. Теперь открой рот, а язык пусть лежит по-прежнему. Сделай так несколько раз подряд». (Ребенок упражняется перед зеркалом.) Подражая взрослому, ребенок скоро научится слегка закусывать широкий язык передними резцами, затем, открывая рот, оставлять язык в прежнем положении.

Источник

Презентация для логопедических занятий с детьми на тему: Артикуляционная гимнастика (звуки [Л][Л`])
презентация к уроку по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

На логопедических занятиях с детьми при проведении артикуляционной гимнастики я использую презентации.

Скачать:

Вложение Размер
artikulyatsionnaya_gimnastika_zvuki_l_l.pptx 1.24 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Артикуляционная гимнастика ( звуки [ Л ][ Л ` ] ) Выполнила учитель – логопед МДОУ «Детский сад № 217» Журавская О. В.

«Наказать непослушный язычок»

«Охотник идёт по болоту»

«Загнать мяч в ворота»

Спасибо за внимание.

Описание артикуляционных упражнений на звуки [Л][Л `] « Лопаточка» Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек . «Наказать непослушный язычок» Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и прикусывать его губами, произнося ля-ля-ля, удерживать язык в свободном положении при открытом рте. Упражнение повторять на счёт 1-5-10 (зубами та-та-та ). « Качели» Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать при этом. Упражнение проводится под счёт логопеда 10-15 раз . «Пароход гудит» Приоткрыть рот, улыбнуться и длительно произносить звук «Ы ». «Почистим зубы» Улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот, кончиком языка почистить нижние зубы. Делается сначала в стороны, затем снизу-вверх . «Вкусное варенье» Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить 15 раз . «Грибок» Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз . «Лошадка» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка, присасывать при этом язык к нёбу . «Охотник идёт по болоту» Зажав широкий кончик языка передними зубами выдыхать воздух через щёки, во время выдоха указательными пальцами слегка ударять себя по щекам, в результате слышится хлюпающий звук . «Маляр» Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо вперёд – назад . «Часики» Высунуть узкий язык. Двигать языком попеременно то вправо, то влево, от одного угла рта к другому. Рот не закрывать при этом. Упражнение проводится под счёт логопеда 10-15 раз . «Загнать мяч в ворота» Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками В помощь логопеду!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На данном занятии продолжается работа по автоматизации шипящего звука Ш в словах и фразах. С целью развития грамматического строя речи детям предлагаются игры на употребление предлогов.

На логопедических занятиях с детьми при проведении артикуляционной гимнастики я использую презентации.*Описание артикуляционных упражнений на звуки [К] [К`] [Г] [Г`] [Х] [Х`]*«Лопаточка»*Ши.

На логопедических занятиях с детьми при проведении артикуляционной гимнастики я использую презентации.*Описание артикуляционных упражнений на звуки [С] [С`] [З] [З`] [Ц]*«Заборчик»*Улыбнуться, чтобы в.

На логопедических занятиях с детьми при проведении артикуляционной гимнастики я использую презентации.*Описание артикуляционных упражнений на звуки [Ш][Щ][Ж][Ч]*«Заборчик»*Улыбнуться, чтобы видны были.

На логопедических занятиях с детьми при проведении артикуляционной гимнастики я использую презентации.*Описание артикуляционных упражнений на звуки [Р][Р`]*«Лопаточка»*Широкий язык высунуть, расслабит.

В презентации представлены основные артикуляционные упражнения, а так же даны рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики дома.

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группе.

Источник

Использование игровых упражнений на занятиях по постановке звука [л]

Мария Артемова
Использование игровых упражнений на занятиях по постановке звука [л]

Использование игровых упражнений на занятиях по постановке звука л

Искаженное произношение звука л в речи детей дошкольного и младшего школьного возраста встречается довольно часто.Выделяются наиболее распространенные виды ламбдацизмов:

1. Губно-губное произношение, напоминающее краткий звук у или звук w, свойственный фонетическому строю английского языка.

2. Губно-зубное произношение, напоминающее звук в.

3. Межзубное произношение.

4. Смягченное произношение, среднее между мягким и твердым произношением.

Параламбдацизмы. Звук л чаще всего заменяется кратким гласным ы, фрикативным г, мягкими л’, j (йот, изредка звуком р.

Исправление недостатков произношения звука л у одних детей занимает немного времени. У других детей устранение данных дефектов вызывает значительные затруднения и требует продолжительной работы.

В своей логопедической практике я использую традиционные приемы постановки звука л. Однако стараюсь проводить эту работу в игровой форме.

При постановке звука л от звука а применяю следующие игровые упражнения.

Упражнение «Ловим мышку» (или «Мышеловка»)

«- У нас есть рыжий кот, большой и ленивый. Это про него стихотворение «Кот»:

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе живот.

Но лень ворочаться.

Вот и ждет рыжий кот —

Может, миска подползет?

Вот какой лентяй! И мышей не ловит. Приходится ставить мышеловку.

Посмотри, как мышеловка поймала мышку за хвостик. Нужно растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот, произнести «а-а» и прикусить широкий кончик языка – «поймать мышку за хвостик» (показ упражнения).

— Давай «поймаем мышку» вместе (выполнение упражнения вместе с ребенком).

— А теперь попробуй «поймать мышку» сам».

Получается слог, похожий на ал, звук л в межзубном положении.

Упражнение «Кот играет с мышкой»

«- Вот поймали мы мышеловкой мышек и отдали их коту. Он съел несколько,а с последней мышкой сытый кот стал играть: то поймает, то отпустит. Посмотри, как «кот играет с мышкой»: растягиваем губы в улыбке, приоткрываем рот, произносим «а-а» и прикусываем широкий кончик языка – «ловим мышку», а затем раскрываем рот, продолжая произносить «а-а»«отпускаем мышку».

Получается ала с межзубным л. Аналогично «играем с мышкой» и произносим алы, ало, алу.

Научившись выполнять данные упражнения, ребенок с легкостью начинает произносить прямые слоги с межзубным звуком л.

Упражнение «Лягушачий хор»

«— Споем вместе с веселыми лягушатами песенки: ла-ла-ла, ло-ло-ло, лы-лы-лы, лу-лу-лу, ла-ло-лу-лы».

В дальнейшем межзубное положение языка переводим в зазубное и автоматизируем звук л.

Однако не всегда удается сразу поставить звук л от гласных звуков а, у, ы или другими способами. Нередко ребенок не может принять правильное положение языка и направить струю выдыхаемого воздуха по бокам языка, в стороны. Иногда при попытке поставить звук л от звука ы мы наблюдаем, как у ребенка струя воздуха проходит через нос. В этом случае приходится проводить большую подготовительную работу. Для правильного произношения звука л вырабатываем:

— подъем кончика языка вверх (с помощью артикуляционных упражнений);

— подъем задней части спинки языка вверх, которого можно добиться, отрабатывая звуки о, у а также ы;

— умение опускать боковые края языка и выдыхать воздушную струю в щель между боковыми краями языка и коренными зубами.

Решению последней задачи служат следующие упражнения.

Упражнение «Жабе жарко»

«- Лето. Жара. Духота. Жабе жарко, она сидит в болоте и отдувается. Посмотри, как она отдувается. Нужно широкий кончик языка зажать передними зубами, выдыхать воздух через щеки, раздувая их.

— Покажи, как жаба отдувается».

Упражнение «Охотник идет по болоту»

«- У охотника большие резиновые сапоги, он идет по болоту. Под ногами у него хлюпает вот так. Нужно зажать широкий кончик языка передними зубами, выдыхать воздух через щеки, во время выдоха равномерно указательными пальцами обеих рук слегка ударять себя по щекам, в результате чего слышится хлюпающий звук».

Аналогично выполняется упражнение «Охотничья собака бежит по болоту», только пальцами по щекам хлопаем быстрее.

Данные упражнения можно объединить и придумать рассказ «На охоте», добавив упражнения «Заяц скачет по кочкам», «Утка хлопает крыльями» (выполняются так же, как предыдущие упражнения на дыхание). Желательно сопровождать рассказ предметными картинками или иллюстрировать сюжетной картинкой.

После такой подготовительной работы приступаем к постановке звука л.

Использование игровых упражнений на логопедических занятиях позволяет разнообразить работу, снизить утомляемость у детей, поддержать у них интерес к занятиям, повысить эффективность коррекционной работы.

Использованная литература

1. Лалаева Р. И.Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителя-логопеда. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001

2.Логопедия: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»/ Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др. ; Под ред. Л. С. Волковой. –М: Просвещение, 1989

3. Правдина О. В. Логопедия. Учебное пособие для дефектологических фак. педвузов. М., «Просвещение», 1969

4. Фомичева М. Ф.Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателя дет. сада. М., «Просвещение», 1980

5. Школьник Ю. К. Логопедия. Пособие по автоматизации свистящих, шипящих и сонорных звуков. – М. : Изд-во Эксмо, 2006

Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука [Р] ЦЕЛИ: закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений; научить правильно произносить звук [р] с механической помощью;научить.

Использование игровых методов и упражнений при обучении детей плаванию с целью повышения их двигательной активности Использование игровых методов и упражнений при обучении детей плаванию с целью повышения их двигательной активности. Одной из форм двигательной.

Использование нетрадиционных приемов и игровых упражнений в логопедической работе с детьми Несмотря на значительную разработанность проблемы воспитания чистой, внятной, выразительной речи, процесс автоматизации звуков у детей с.

Использование в методике обучения плаванию игр и игровых упражнений (из опыта работы) Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он научится, тем лучше. Купание, игры в воде, плавание благоприятны для всестороннего.

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 5 лет по постановке звука [Л] Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Л] Тема: постановка звука [Л]. Время занятия: 15 минут. Цель: ребёнок.

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [р] ЦЕЛИ • Закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений. • Продолжать формирование длительной направленной воз душной струи.

Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш] Конспект индивидуального занятия по постановке звука «Ш» Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука.

Конспект занятия по постановке звука [Р] Тема: Постановка звука Р. Цель: Научить ребенка правильно произносить звук Р. Задачи: Коррекционно -образовательные: • Формирование понятия.

Консультация для родителей «Использование игр и игровых упражнений в работе по формированию связной речи» ЦЕЛЬ: Ознакомление родителей с формами и средствами развития связной речи МАТЕРИАЛ: — методическая литература для оформления выставки-презентации;.

Структура логопедического занятия по постановке звука Тема: Звук … Цель: постановка звука… Задачи: •развитие мышц артикуляционного аппарата; •развитие речевого выдоха и голоса; •развитие фонематического.

Источник

Развитие речевого дыхания у ребенка. Формирование воздушной струи

Калиновская Юлия
Развитие речевого дыхания у ребенка. Формирование воздушной струи

Известно, что органы дыхания наряду с основной биологической функцией газообмена, осуществляют также голосообразовательную и артикуляторную функции. Развитие речевого дыхания у ребенка в онтогенезе происходит одновременно с развитием речи и завершается примерно к 10 годам. «Речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи»

Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.

Система логопедической работы на подготовительном этапе по формированию воздушной струи базируется на выработке у ребенка с дислалией следующих основных противопоставлений.

Произнесение большинства звуков позднего онтогенеза требует направленной воздушной струи.

Три основных направления воздушной струи:

1)воздушная струя направлена прямо по центру языка.Это характерно для произнесения большинства звуков: губно-зубных (в, в’, ф, ф’, заднеязычных (к, к’, г, г’, х, х’, переднеязычных (т, т’, д, д’, свистящих (с, с’, з, з’, ц).

2) воздушная струя направлена по центру языка вверх. Это характерно для произнесения шипящих (ш, ж, щ, ч) звуков и вибрантов (р, р’).

3) воздушная струя направлена по боковым краям языка. Это характерно для произнесения смычно-проходных (л, л’) звуков.

В соответствии с перечисленными направлениями прохождения воздушной струив полости рта в логопедической работе используются следующие упражнения:

1. «Сдуй снежинки с горки». «Наказать непослушный язык». «Желобок».

3. «Идет охотник по болоту».

Выработка воздушной струи может проводиться до артикуляционной гимнастики или одновременно с артикуляционной гимнастикой, поскольку в формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык.

В системе логопедической работы по воспитанию воздушной струиможно выделить основные направления:

1. Дутье при сомкнутых губах.

2. Дутье сквозь губы, вытянутые трубочкой.

3. Дутье сквозь растянутые в улыбке губы.

4. Дутье на язык.

Рассмотрим подробнее каждое направление.

1. Дутье при сомкнутых губах.Для укрепления мышц щек подготовительными могут считаться следующие упражнения:

«Надуть два шарика». Надувать щеки и удерживать в них воздух.

«Перекатывание шаров». Щеки надуваются поочередно.

«Худенький Петя». Втягивать щеки при сомкнутых губах и при приоткрытом рте.

2. Дутье сквозь губы, вытянутые трубочкой. Напряжение круговой мышцы рта.

• Не надувая щек, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы, образующие посередине круглое «окошечко».

• Сдувать с поднесенной ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку и т. п.). Дуть на

кусочки ваты, привязанные на нитке. Можно дуть снизу вверх на пушинки одуванчика, стараться, чтобы они дольше продержались в воздухе.

• Дутье на парусник, салфетку, лист, флюгер и т. п.

• Дуть на карандаш, лежащий на столе так, чтобы тот покатился.

• Надувание воздушных шаров, резиновых игрушек.

• Пускание мыльных пузырей.

• Дутье с использованием свистков, гудков, дудочек, губной гармошки.

• Гонки по воде бумажных корабликов, целлулоидных игрушек, например, поддувание «рыбок». Детям предлагают поочередно дуть на легкие игрушки, находящиеся в тазу с водой.

• Сильно дуть на воду до образования брызг.

• Можно натянуть горизонтально нитку и к вертикально висящим на ней ниткам привязать легких бумажных птичек.

• Дутье-катание по желобку легких деревянных или целлулоидных шариков.

3. Дутье сквозь растянутые в улыбке губы.

«Пропеллер». Образовать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближенными губами. Углы рта прижаты к зубам. Струю воздуха, направленную в эту щель, ребенок рассекает движениями указательного пальца из стороны в сторону. Если щель образована правильно и струя достаточно сильная, звук от рассекаемого пальцем воздуха хорошо слышен.

• Образовать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближены ми губами. Ребенку предлагают положить между губами широкий кончик языка. Подуть на кончик языка.

• Образовать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближенными губами. «Пошлепать» язык губами, произнося на выдохе звуки пя-пя-пя.

4. Дутье на язык.

• Посередине языка вдоль его переднего края «сделать дорожку» — положить спичку со срезанной головкой и пустить ветерок, сдувая бумажные листочки.

• Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Держи язык широким наверху. Чувствуешь ветерок? Подуй так еще раз. Почувствуй, как подую я!» Можно использовать зеркало, чтобы ребенок видел положение своего языка.

• Широкий язык положить на нижнюю губу. Края языка свернуть так, что бы образовался желобок. Легко подуть сквозь желобок.

«Сдуй снежинки с горки». Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Кончик языка удержи за нижними зубами. Приподними язык горкой. Подуй на язык. В процессе коррекционной работы по формированию воздушной струиважно придерживаться следующих методических рекомендаций:

• Упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении.

• Лучше выполнять упражнения стоя, при свободном положении тела в пространстве. Грудная клетка расправлена. Следить за осанкой.

• Обращается внимание на то, чтобы ребенок производил вдох глубоко и спокойно, через нос. Выдох через рот должен быть легким, плавным, длительным, экономным, без напряжения.

• Следить за точностью направления воздушной струи.

• Кратковременность упражнений (от 30 секунд до 1,5 минут). Гипервентиляция легких ведет к обильному снабжению коры головного мозга кислородом, вследствие чего может возникнуть головокружение.

• Дозированность количества и темпа упражнений. Интенсивное дутье проводится не более 5 раз за 1 прием, в течение нескольких секунд.

• Нельзя надувать щеки.

Выдыхаемый воздух не задерживать. Можно придерживать щеки руками для использования тактильного контроля.

• На начальных этапах можно использовать зеркало для привлечения зрительного контроля.

• Контроль, за выдыхаемой струей воздуха, осуществляется с помощью ватки, поднесенной ко рту ребенка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться.

• Упражнения могут выполняться под счет.

Для формирования длительной и плавной воздушной струиможно использовать следующие приемы:

• Тактильный контроль. Тыльная сторона ладони одной руки ребенка удерживается перед собственным ртом. Тыльная сторона ладони другой руки ребенка подносится ко рту логопеда. Тем самым ребенок ощущает производимую им воздушную струю и имеет возможность сравнить ее с образцом. Тот же самый прием можно выполнять с закрытыми глазами с целью концентрации внимания на тактильных ощущениях.

«Наматываем нитку на клубок». В процессе дутья ребенок изображает руками наматывание нитки на клубок.

• Графическая схема. Изображение длительных и прерывистых линий

Графическое изображение «дорожек». Дутье под счет.

• Графическое изображение «волн», «горок». В процессе дутья ребенок проводит пальцем ведущей руки по изображенным дорожкам. Направление движения пальца слева направо.

• Графическое изображение «спирали». В процессе дутья ребенок ведет пальцем ведущей руки по изображению спирали. Направление движения пальца по часовой стрелке и в обратном направлении.

Упражнения на развитие воздушной струи

Педагог дает ребенку кусочек ваты. «Это снежинка. Посмотри, как она летает». Кладет ватку на ладонь и сдувает ее с руки. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Попробуй так же подуть на снежинку». Ребенок сдувает ватку-«снежинку» с руки. Упражнение повторяется несколько раз несколько раз. «Чей одуванчик раньше улетит?» Проводится на воздухе, во время прогулки (май-июнь). Когда дети гуляют на полянке, педагог предлагает им сорвать по отцветшему одуванчику и по очереди подуть на цветок. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на одуванчик». Дети дуют на одуванчик так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть все пушинки с одуванчика нужно за 3-4 раза.

• Небольшой тонкий листок бумаги (5 х 10 см) зеленого цвета разрезают на 12-15 узких полосок. Полоски привязывают ниткой к карандашу. «Пусть это будет дерево с листочками. Когда ветер дует, то листочки колышутся вот так.» Дуют на листочки. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на листочки».

• Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Положи широкий язык на нижнюю губу. Сдуй ватку со стола». Нижняя губа не должна натягиваться на зубы.

Из плотной бумаги вырезают лыжи. Длина лыж, сложенных вместе, 7,5 см, ширина 2,5 см. Передняя часть лыж (1,5 см) загибается. Посредине карандашом проводится черта, которая как бы отделяет одну лыжу от другой. В центре лыж приклеивается силуэт человека, который можно вырезать из такой же бумаги (высота 5,5 см, предварительно ему придается соответствующее положение (полусогнутое: согнуть лист с силуэтом человека в двух местах). Когда фигурка будет готова, педагог предлагает ребенку подуть на нее. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на лыжника. Помоги ему покататься на лыжах».

«Забей мяч в ворота»

Для игры используют поролоновый или ватный мячик диаметром 2-3 см. Футбольные ворота можно сделать из проволоки или обозначить двумя кубиками. Мячик кладут перед футбольными воротами и дуют на него. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на мяч. Забей гол в ворота».

Для игры поролоновый (ватный) шарик диаметром 2-2,5 см, прикрепляют на нитку длиной 10-12 см.

Инструкция: «Держи шарик перед губами. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетает от твоих губ».

Инструкция: «Держи шарик перед губами. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Положи язык лопаточкой на нижнюю губу. Плавно и долго дуй с лопаточки на шарик. Смотри, как красиво шарик удерживается под углом, если сила воздушной струи не ослабевает».

Инструкция: «Держи шарик у носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй резко на кончик языка. Смотри, как красиво шарик отлетает вверх».

Инструкция: «Положи ватку на кончик носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Сдуй ватку с кончика носа. Смотри, как красиво ватка летит вверх». Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Следить, что бы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

«Наказать непослушный язык»

Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Положи язык на нижнюю губу. Произноси на выдохе звуки пя-пя-пя, пошлепывая язык губами».

Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Положи широкий язык на нижнюю губу. Приподними боковые края языка. Образуй желобок. Подуй на язык». Боковые края лопатообразного языка поднимаются, по средней продольной линии языка образуется впадина. Боковые края языка придерживаются губами.

• Прикрепить узкую полоску бумаги, свисающую до середины лица, между бровями. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Положи широкий язык на нижнюю губу. Приподними боковые края языка. Образуй желобок. Подуй на язык». При правильном выполнении упражнения бумажная полоска отклоняется вверх. Стараться, как можно дольше удерживать ее на выдыхаемой воздушной струе.

«Шторм в стакане»

Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Захвати губами соломинку. Подуй через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила».

Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Приподними язык вверх. Подуй на язык. Сдуй снежинки с горки». Широкий кончик языка упирается в нижние резцы, а передне-средняя (или задняя) часть его спинки сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

«Идет охотник по болоту»

Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Слегка прикуси кончик языка. Подуй». Воздушная струя будет проходить по боковым краям языка. Для контроля направления воздушной струи указательными пальцами легко постукивать по щекам. В результате слышится звук, напоминающий хлюпанье воды под сапогами охотника. Щеки расслаблены.

«Чей пароход лучше гудит?»

Заготавливаются чистые стеклянные пузырьки высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1-1,5 см.

«Послушайте, как гудит пузырек, если я в него подую. Гудит. Загудел как пароход. А как у тебя загудит пароход?» Дети гудят по очереди, а затем гудят все вместе. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Дотронься кончиком языка до края горлышка пузырька. Подуй. Погуди». Чтобы погудеть в пузырек, надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка. Пузырек касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка.

• Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики. Можно дуть, вытягивая губы трубочкой. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на кораблики».

• Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п.» — дует ребенок. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на кораблик».

Дети стоят тесным кругом, наклонив головы вниз, имитируя ненадутый пузырь. Затем, медленно поднимая головы и отходя назад, они растягивают круг,приговаривая: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся». Образуется большой круг. По сигналу педагога «воздух выходит» или «пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося звук ф и подражая выходящему воздуху. Во время игры нужно следить, чтобы дети растягивали круг постепенно. После сигнала «лопнул» следить, чтобы дети не бежали, а шли («воздух медленно выходит в маленькую дырочку»).

Педагог заготавливает для каждого ребенка надувную игрушку маленького размера, такую, чтобы ее можно было надуть за 3-4 выдоха. Педагог показывает детям,как надо надуть игрушку: набирает воздух через нос и медленно выдыхает его через рот в отверстие игрушки. Тот, кто правильно выполнит задание, может поиграть с надувной игрушкой. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Захвати игрушку губами. Глубоко вдохни. Выдыхая воздух медленно надувай игрушку».

Глубоко воздух вдыхаем,

С силой ветер выдыхаем.

ФОРМИРОВАНИЕ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Известно, что органы дыхания наряду с основной биологической функцией газообмена, осуществляют также голосообразовательную и артикуляторную функции. Развитие речевого дыхания у ребенка в онтогенезе происходит одновременно с развитием речи и завершается примерно к 10 годам. Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Звуки произносятся в фазе выдоха. Сонорные звуки и щелевые требуют сильной длительной воздушной струи.

Артикуляционные упражнения,выполняемые на выдохе:

«Индюшата». На выдохе произносится «Бл-бл-бл».

«Наказать непослушный язык». На выдохе произносится «П-п-п».

«Пулемет». На выдохе произносится «Т-т-т».

«Моторчик». На выдохе произносится «Р-р-р».

«Жук». На выдохе произносится «Ж-ж-ж».

Для укрепления мышц щек подготовительными могут считаться следующие упражнения:

«Надуть два шарика». Надувать щеки и удерживать в них воздух.

«Перекатывание шаров». Щеки надуваются поочередно.

«Худенький Петя». Втягивать щеки при сомкнутых губах и при приоткрытом рте.

• Дутье сквозь губы, вытянутые трубочкой.

• Не надувая щек, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы, образующие посередине круглое «окошечко».

• Сдувать с поднесенной ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку и т. п.). Дуть на кусочки ваты, привязанные на нитке. Можно дуть снизу вверх на пушинки одуванчика.

• Дутье на парусник, салфетку, лист, флюгер и т. п.

• Дуть на карандаш, лежащий на столе так, чтобы тот покатился.

• Надувание воздушных шаров, резиновых игрушек.

• Пускание мыльных пузырей.

• Дутье с использованием свистков, гудков, дудочек, губной гармошки.

• Гонки по воде бумажных корабликов, целлулоидных игрушек, например, поддувание «рыбок»

• Сильно дуть на воду до образования брызг.

• Можно натянуть горизонтально нитку и к вертикально висящим на ней ниткам привязать легких бумажных птичек.

• Дутье-катание по желобку легких шариков.

• Дутье сквозь растянутые в улыбке губы.

«Пропеллер». Образовать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближенными губами. Углы рта прижаты к зубам. Струю воздуха, направленную в эту щель, ребенок рассекает движениями указательного пальца из стороны в сторону. Если щель образована правильно и струя сильная, звук от рассекаемого пальцем воздуха хорошо слышен.

• Образовать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближены ми губами. Ребенку предлагают положить между губами широкий кончик языка. Подуть на кончик языка.

• Образовать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближенными губами. «Пошлепать» язык губами, произнося на выдохе звуки пя-пя-пя.

• Посередине языка вдоль его переднего края «сделать дорожку» – положить спичку со срезанной головкой и пустить ветерок, сдувая бумажные листочки.

• Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Держи язык широким наверху. Чувствуешь ветерок? Подуй так еще раз. Почувствуй, как подую я!» Можно использовать зеркало, чтобы ребенок видел положение своего языка.

• Широкий язык положить на нижнюю губу. Края языка свернуть так, что бы образовался желобок. Легко подуть сквозь желобок.

«Сдуй снежинки с горки». Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Кончик языка удержи за нижними зубами. Приподними язык горкой. Подуй на язык. В процессе коррекционной работы по формированию воздушной струиважно придерживаться следующих методических рекомендаций:

• Упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении.

• Лучше выполнять упражнения стоя, при свободном положении тела в пространстве. Грудная клетка расправлена. Следить за осанкой.

• Обращается внимание на то, чтобы ребенок производил вдох глубоко и спокойно, через нос. Выдох через рот должен быть легким, плавным, длительным, экономным, без напряжения.

• Следить за точностью направления воздушной струи.

• Кратковременность упражнений (от 30 секунд до 1,5 минут). Гипервентиляция легких ведет к обильному снабжению коры головного мозга кислородом, вследствие чего может возникнуть головокружение.

• Дозированность количества и темпа упражнений. Интенсивное дутье проводится не более 5 раз за 1 прием, в течение нескольких секунд.

• Нельзя надувать щеки.

Выдыхаемый воздух не задерживать. Можно придерживать щеки руками для использования тактильного контроля.

• На начальных этапах можно использовать зеркало для привлечения зрительного контроля.

• Контроль, за выдыхаемой струей воздуха, осуществляется с помощью ватки, поднесенной ко рту ребенка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться.

• Упражнения могут выполняться под счет.

Для формирования длительной и плавной воздушной струиможно использовать следующие приемы:

• Тактильный контроль. Тыльная сторона ладони одной руки ребенка удерживается перед собственным ртом. Тыльная сторона ладони другой руки ребенка подносится ко рту логопеда. Тем самым ребенок ощущает производимую им воздушную струю и имеет возможность сравнить ее с образцом. Тот же самый прием можно выполнять с закрытыми глазами с целью концентрации внимания на тактильных ощущениях.

«Наматываем нитку на клубок». В процессе дутья ребенок изображает руками наматывание нитки на клубок.

• Графическая схема. Изображение длительных и прерывистых линий

Графическое изображение «дорожек». Дутье под счет.

• Графическое изображение «волн», «горок». В процессе дутья ребенок проводит пальцем ведущей руки по изображенным дорожкам. Направление движения пальца слева направо.

• Графическое изображение «спирали». В процессе дутья ребенок ведет пальцем ведущей руки по изображению спирали. Направление движения пальца по часовой стрелке и в обратном направлении.

Развитие дыхания у детей

Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Предлагаю вам некоторые игры и упражнения для развития правильного речевого дыхания у детей:

Упражнения для развития дыхания

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.

Один ребенок пускает мыльные пузыри, остальные дети дуют на них и не дают им упасть.

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

Дети стоят кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. Затем, повторяя за взрослым «надувайся пузырь, надувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!», дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу взрослого «Пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося «С», подражая выходящему воздуху.

«Чья птичка дальше улетит?»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

Птичек, сделанных из тонкой цветной бумаги, ставят на край стола. Двое детей становятся напротив птичек.По сигналу: «Птички полетели!» дети дуют на фигурку. Продвигать птичек можно только на одном выдохе. Остальные дети следят чья птичка улетит дальше.

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.

Взрослый по очереди подносит детям листочек с лежащей на нем бабочкой (листок из зеленого картона, легкая бабочка из кальки, привязана ниточкой к листочку). Каждый ребенок должен плавно выдохнуть, так, чтобы бабочка плавно слетела с цветка, а не резко или рывками.

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.

Игру можно проводить на даче или в парке. Дети дуют на одуванчики, чтобы слетели все пушинки.

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

Ребенок, вытянув губы трубочкой, не надувая щек, дует на бабочку, чтобы она полетела (бабочка на ниточке прикреплена к прямоугольной рамке с ручкой).

«Чей кубик поднимется выше?»

Цель: развивать диафрагмальное дыхание.

Дети лежат на ковре, на живот кладется легкий пластмассовый кубик. Дети делают глубокий вдох через нос и выдыхают через нос, а взрослый смотрит, чей кубик поднимется выше.

Цель: чередование длительного плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.

Дети сидят полукругом. В центре на маленьком столе большой таз с водой. Взрослый предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краю таза. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука «Ф». Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер «П-п-п.». Дуть следует, не надувая щек, вытянув губы трубочкой. Вызванный ребенок дует, сидя на маленьком стульчике, придвинутом к столу.

Формирование правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет.

Виды речевых нарушений. Формирование речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Можно долгое время обходиться без пищи, без воды, но без дыхания жизнь.

Формирование речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями Формирование речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями, посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений.

Игры на развитие речевого дыхания Игры на развитие речевого дыхания. Речевое дыхание помогает детям не только четко произносить фразы, но и регулировать громкость собственного.

Картотека артикуляционных упражнений и игр для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи МОУ «Средняя школа №44» г. Ярославль Картотека артикуляционных упражнений и игр для развития физиологического дыхания и формирования воздушной.

Приспособления для развития воздушной струи Доброе время суток, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию приспособления для развития воздушной струи. К сожалению, в нашем.

Развитие речевого дыхания у дошкольников ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ. Воспитание правильного речевого дыхания начинается с выработки длительного ротового выдоха, с умения экономно.

Развитие слухового внимания, речевого слуха, воздушной струи у детей средней группы Развитие слухового внимания Игра «Скажи, что ты слышишь» Цель. Накопление словаря и развитие фразовой речи. Описание игры. Педагог предлагает.

Шпаргалка логопеда для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания и воздушной струи» Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания и воздушной струи. 1. «Листопад»: Сдувать листочки с ладони или листочки закреплённые.

Упражнения для развития воздушной струи Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет.

Источник

Читайте также:  Необычные упражнения с гирей
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector