Артикуляционное упражнение моя семья

конспект логочаса по лексической теме “Семья”
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Конспект логочаса по теме “семья” включает в себя артикуляционную гимнастику, лесико-грамматические игры, упражнения на развитие фонематического слуха, объединенные одной сюжетной тематикой. В приложении наглядный материал к теме.

Скачать:

Вложение Размер
logochas_semya_otpravit.docx 34.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 155

«Центр развития ребенка – детский сад»

Конспект коррекционного логопедического часа в старшей группе

Цель занятия:
– закрепление знаний детей о семье, её составе, родственных взаимоотношениях; расширение и активизация словаря по теме «Семья»; упражнение в правильном произнесении звука – П-

Коррекционно-развивающие задачи:

– продолжать развивать общие речевые навыки, связную речь;

– продолжать развивать мелкую, общую, артикуляционную моторику;

– развивать речемыслительную деятельность;

– развивать речевое внимание и восприятие; логическое мышление;

– развивать фонематический слух

Коррекционно-образовательные задачи:

– учить образовывать сравнительную степень качественных прилагательных;

– закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением;

– упражнять в употреблении существительных Дательного, Творительного падежа с предлогом С;

– продолжать работу по обучению образованию притяжательных прилагательных;

– закреплять умение правильно строить и использовать в речи распространенные предложения;

– продолжать учить выделять звук из звукового, слогового, словесного ряда;

– отрабатывать правильное произношение звука – П –

Коррекционно-воспитательные задачи:

– воспитывать в детях ласковое и чуткое отношение к членам семьи;

– воспитывать чувство семейной сплочённости (на основе представлений о семье, её составе, взаимоотношениях)

Оборудование: зеркала на каждого ребенка, бумажные салфетки, конверт с письмом, картинки сельского дома, дедушки, бабушки и др членов семьи, сюжетная картина «Семья», на столах у детей предметные картинки одежды и др. вещей, которые могут принадлежать членам семьи, картинка-символ звука – П -, опорная схема для характеристики звуков, картинки для обведения по точкам.

– Посмотрите, ребята! Здесь какой-то конверт! Это пришло письмо из деревни. Интересно, кто же прислал нам это письмо? Посмотрим. Оказывается, это бабушка и дедушка приглашают нас к себе в гости. Навестим их? (на доску выставляется картинки сельского дома, дедушки и бабушки)

2.Развитие артикуляционной моторики

-Вот дедушка и бабушка нас встречают .

Пухлые внуки приехали в гости (Надуваем щёки.)

С ними худые – лишь кожа да кости. (Втягиваем щёки.)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись. (Губы в широкой улыбке, видны

верхние и нижние зубы.)

Поцеловать они всех потянулись. (Губы тянутся вперёд.)

-Угостила бабушка нас сладким, вкусным вареньем и горячим чаем.

– упражнение «Вкусное варенье»

улыбнуться, открыть рот; широким языком облизывать верхнюю губу движением сверху вниз – 10 раз

– упражнение “Чашечка”
улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть кверху кончик и боковые края (придать ему форму «чашечки”) – 3 раза по 10 сек.

– Помогли дедушке красить потолок в доме, показали дедушке фокус.

губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить (“покрасить”) нёбо – 10 раз

открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его на верхнюю губу. На нос положить ватку – дуть на кончик языка, направляя воздушную струю на ватку на носу – 3 раза

3. Дыхательная гимнастика

-Бабушка рассказала, как она устаёт. А дедушка погрозил озорникам пальцем.

Правую руку убрать за спину, слегка согнуть спину – вдох; на выдохе произносить «О-о-ох! О-о-ох! О-о-ох!» Повторить 3 – 4 раза

Грозить указательным пальцем правой руки – вдох; на выдохе произносить «Ай –я – яй!» Повторить 3 – 4 раза

4. Пальчиковая гимнастика:

– расскажем про нашу большую семью

Этот пальчик – дедушка, поочерёдное загибание пальцев

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – Я,

Вот и вся моя семья. сжимание-разжимание кулачка

5. Лексико-грамматические упражнения

– Ребята! Как одним словом назвать дедушку, бабушку, маму, папу и детей? Конечно, это семья. (выставляется картинка «Семья») В большой, дружной семье, – как на этой картинке,- всех называют ласково. Давайте и мы с вами назовем ласково всех тех, кто изображен на этой картинке: (за ответ ребенок получает фишку)

А) д/и « Назови ласково» – образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением

Дед- дедушка, дедуля, дедулечка, дедуленька

Баба- бабушка, бабуля, бабулечка, бабуленька

Мама- мамочка, мамуля, мамулечка

Папа- папочка, папулечка, папуля

Дочь- дочка, доченька, дочурочка

Сын – сынок, сынуля, сынулечка

Внук- внучок, внучек

Б) – д/и «Кто кому кто?» – развитие речевого внимания и логического мышления

-Давайте послушаем разговор одной девочки с бабушкой.

Кто кому кто? Я. Аким

— Бабушка, бабушка, я чья дочка?

— Ты Федина дочь, моего сыночка.

— Мой папа большой,

а совсем не сыночек!

— Сыночек. Брат четырех моих дочек.

Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?

— Да разве у дочки мы были? У тети!

— Тетю твою я в люльке качала.

— Бабушка, стой, объясни сначала:

Кто мне Наташа и два ее братца?

— Ладно, попробуем разобраться.

Их мама, племянницы мужа сестра,

Маленькой ох и была шустра!

А ты им доводишься. Хитрое дело.

— Бабушка, что-то у нас пригорело!

— Тьфу ты, пока я соображала,

Все молоко из кастрюли сбежало!

-Давайте поможем девочке выяснить, кто кем приходится в семье.

-Кто для дедушки и бабушки мальчик? девочка?

– Кто мальчик для девочки? девочка для мальчика?

– Кто девочка для мамы? Для папы?

– А мальчик для папы и мамы?

– Кто дедушка и бабушка для папы и мамы?

– А мама и папа для дедушки и бабушки?

-Кто для дедушки папа?

-Кто для бабушки мама?

Дети выполняют движения по тексту, стоя возле своих стульчиков.

Осенью, весной, летом и зимой

Мы во двор выходим

Встанем в круг, и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает.

Папа бодро приседает.

Делает мой братик Саня.

А я сама бегу трусцой

И качаю головой.

В) – д/и «Чьи вещи?» – употребление существительных Дательного падежа;

– упражнение в образовании притяжательных прилагательных.

(на столах у детей лежат изображением вниз предметные картинки одежды и др. вещей, которые могут принадлежать членам семьи)

– Пока мы делали гимнастику, маленький Саша разбросал по комнате вещи. Давайте подумаем и скажем, кому надо отдать эти вещи и чьи они.

– Эти духи отдадим маме, это мамины духи.

Газету – папе, папина газета

Очки – дедушке, дедушкины очки

Фартук – бабушке, бабушкин фартук

Куклу – дочке Тане, Танина кукла

Кубики – сыну Саше, Сашины кубики

(так же проводится работа с др. картинками по числу детей)

Г) – д/и «Ещё больше» – образование качественных прилагательных сравнительной степени.

– Давайте расскажем обо всех в нашей семье. Сейчас я начну предложение, а вы помогите мне его закончить.

Мама добрая, а бабушка ещё … добрее.

Таня маленькая, а Саша ещё … меньше.

Папа сильный, а дедушка еще … сильнее.

Саша веселый, а Таня ещё … веселее.

Таня умная, а мама ещё …

Мама строгая, а папа ещё …

(красивый – красивее, быстрый – быстрее, седой – седее, кудрявый – кудрявее, …)

Д) д/и «Кто с кем?» – упражнение в употреблении существительных Творительного падежа с предлогом С.

– Вечером, кода вся семья собирается дома, можно заниматься разными домашними делами. Подскажите мне, какими? (читать сказки, рисовать, строить из конструктора, печь пирожки, чинить велосипед, готовить ужин, сажать цветы и т. д.)

– Составьте предложения по двум картинкам, которые я покажу. Скажите, кто с кем и чем занимаются? (логопед показывает пары картинок: мама и дочка, папа и сын, бабушка и внук и т. д.)

Мама с дочкой, дочка с мамой читают книжки.

Папа с сыном, сын с папой строят дом.

Бабушка с внуком, внук с бабушкой пекут пирожки.

Дедушка с внучкой, внучка с дедушкой смотрят мультики.

Саша с Таней, Таня с Сашей рисуют.

7. Развитие фонетико-фонематических процессов

А) повторение характеристики звука

-Сегодня вечером мама занялась уборкой. Мама поручила папе со старшей дочкой Таней выбить ковер. Зачем нужно выбивать ковер? (ответы детей) Вспомните с занятия, какой звук слышится, когда выбивают ковер?(вос-ль показывает картинку-символ звука – П -) Давайте расскажем, что мы знаем об этом звуке. (ставится опорная схема для характеристики звуков) (Звук – П – согласный, твердый, глухой)

Б) д/и «Поймай звук» – выделение звука из звукового, слогового, словесного ряда

– Сейчас я буду говорить разные звуки, слоги, слова. Когда вы услышите звук – П -, то хлопните в ладоши. Приготовили ладошки !Начали!

*** А М З П Ш У Г Р П Н В Р Б П И О М Б П Ч К О М К П ……

*** да му ох пы со бэ ку но пэ гы за шу ап ри ла пу ич то оп бо ун …….

*** парус тыква море розы пушка шапка сумка туфли повар шары поле кнопка стоп машина стол паста пончик пушок кошка дети хлоп павлин …..

-Так хлопали в ладоши, что помогли выхлопать ковер!

В) Проговаривание чистоговорок – произнесение звука – П – в слогах, словах, фразах

– Давайте поиграем со звуком -П- и поможем маме приготовить обед. Скажите, как я. Повторяйте за мной.

Па-па-па – на столе лежит крупа

Пу-пу-пу – промываем мы крупу

Пы-пы-пы – кашу варим из крупы

Пы-пы-пы – вкусна каша из крупы

Уп-уп-уп – мама варит суп

Оп-оп-оп –крошим в суп укроп

Уп-уп-уп – очень вкусный суп

Уп-уп-уп – дети едят суп

– Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали! О чём мы с вами беседовали на занятии? А сейчас мы с вами по точкам будем рисовать фигуру. Каждый нарисует одного члена семьи, мы соберем их всех вместе, и у нас получится большая семья.

– Кого вы нарисовали? (Ответы детей)

У нас получилась настоящая большая семья.(Рисунки детей вывешиваются на доску)

Теперь наше занятие окончено, вы можете идти играть.

Источник

Логопедическое занятие по теме Моя семья

Автор публикации: Голубева А.В.

Дата публикации: 2016-07-21

Логопедическое занятие. Тема «Семья»

Подготовительная к школе группа.

Цель . Развитие речи.

Коррекционно – образовательные задачи. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Семья», совершенствование грамматического строя речи (составление существительного). Автоматизация правильного произношения звука [Д], закрепление звука и буквы [Д], дифференциация звуков [Д] и [Т].

Коррекционно развивающие задачи . Формирование фонематического слуха. Развитие связной речи, мышления, памяти, навыков звукового анализа, чувства ритма, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, общей и мелкой моторики, артикуляционной моторики, координации речи с движением Упражнять в подборе синонимов, решении ребусов. Формировать умение работать с деформированным предложением: составлять простое распространенное предложение из слов, данных в нарушенной последовательности и произвольной форме.

Коррекционно- воспитательные задачи. Воспитывать в детях любовь к семье. Воспитание доброжелательности, взаимопонимания, навыков самостоятельности, инициативности и сотрудничества. Воспитывать чувство доброты и благодарности.

Оборудование: мяч, ребус «Семья» “7+Я”, разнообразные картинки на тему: «Семья», «Профессии», карточки с изображением предметов в названии, которых есть звук [Д].

Предварительная работа: Составление рассказа о членах семьи, их хобби и занятиях. Беседы с детьми о профессии родителей. Проведение сюжетно – ролевой игры «Семья».

1. Организационный момент (дети стоят в кругу)

Логопед надевает платок и представляется бабушкой Маланьей.

Маланья: Здравствуйте ребятки – внучатки, а не поиграть ли нам

Логопед вместе с детьми выполняет движения под текст стихотворения.

У Маланьи у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей, Показать семь пальцев.

Все без бровей Закрыть брови указательным и средним пальцами.

С такими ушами, Развести руки в стороны.

С такими глазами, Приставить к лицу большой и указательный пальцы, согнутые в колечко.

С такой головой Сомкнуть руки над головой, образовав полукруг.

С такой бородой Двигать от подбородка вниз с наклоном туловища.

На неё глядели Присесть на корточки, руки согнуть и подпереть подбородок.

Делали вот так. Педагог показывает какое-нибудь движение, а дети ему подражают.

2. Решение ребуса «Семья».

Логопед Ребята, угадайте, о чем мы будем сегодня разговаривать, дети отгадывают ребус «Семь,Я»

Логопед: Дети, а какая семья была у Маланьи

Логопед: Почему? (делали все вместе)

3. Д.И. «Составьте предложения» из данных слов. Грамота .

Школа, брат, ушла, в.

Мама , в, работает , магазин.

Мы, идти, в, детский, сад.

Папа, решать, кроссворды, трудный.

Вопросы по каждому предложению: Сколько слов в предложении? Какое первое? Второе? Третье?

4. Д.И. «Какой, какая» Игра с мячом

мама – добрая, красивая, ласковая….

папа – сильный, смелый, храбрый.

семья – большая, дружная, крепкая,…

бабушка – любимая, добрая, заботливая…

дедушка – умный, сильный, веселый

5. Артикуляционная гимнастика общая.

«Наказать непослушный язычок» (расслабление мышц языка).

Ничего сказать не смог.
Мы его похлопаем,

Описание: Упр. «Лопаточка», пошлепать по языку верхней губой со словами «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10.

Внимание: Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Выдыхаемый воздух не задерживать.

«Забить гол» (выработка плавной длительной струи воздуха, идущей посередине языка). Я послушный язычок

Превращаю в желобок.
Щек своих не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, прикрыть верхней губой, оставив небольшую щелочку и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватный шарик на противоположный край стола.

Внимание: Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следит, чтобы ребенок произносил Ф, а не Х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

«Улыбка – Трубочка » (развитие подвижности губ).

Тянем губы мы к ушам,

А потом тяни вперед,

Как у слоненка хоботок.

Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.

6. Д.И. «Измени слово» работа над звукослоговой структурой.

Дифференциация звуков [Д] [Т]

Трава – дрова; Уточка – удочка, Тима – Дима,

Дочка – точка, прутик – прудик, плоты – плоды,

Тело – дело, катушка – кадушка, дом – том.

Логопед: Опишите, как лежат ваши губы и зубы (дети описывают положение губ и зубов при произнесении звука)

Д.И. «Разбери картинки» Звук [Д] вначале, в середине, в конце.

7. Пальчиковая гимнастика, + правильное употребление глаголов

Есть у меня братишка-

Смешной такой мальчишка:

Мне во всем он подражает

И ни в чем не уступает.

Если мы играем в мячик,

Я скачу, он тоже … (скачет).

Я сижу и он … (сидит),

Я бегу и он … (бежит),

Мяч беру и он …(берет),

Мяч кладу и он …(кладет).

Куст стригу и он …(стрижет),

Жгу костер – он тоже …(жжет).

Такой смешной мальчишка –

Младший мой братишка.

8. Словообразование существительных.

Логопед: Сейчас поиграем в «новые слова».

Дедушка любит мастерить, он …(мастер).

Бабушка любит заниматься рукоделием, она …(рукодельница).

Мама любит хлопотать на кухне, она …(хлопотунья).

Папа – плясать, он . (плясун), а мама …(плясунья).

Дядя – петь, он …(певун), а тетя …(певунья).

Сын – шалить, он …(шалун), а дочь …(шалунья).

Брат – озорничать, он …(озорник), а сестра …(озорница).

Двоюродный брат – молчать, он …(молчун), а двоюродная сестра …(молчунья).

Племянник ходит в школу, он …(школьник), а племянница …(школьница).

Они учиться на «отлично», он …(отличник), а она …(отличница).

А вы кем будете в школе? (отличниками)

Развитие внимания, мышления.

Логопед: внимательно посмотрите на карточку. Как вы думаете, что это обозначает? Какое задание будет у вас?

Рассматриваем, оцениваем по правильности выполнения задания.

Итог. Надеюсь, вы все сегодня поняли самое главное – «Семья нам всем нужна!», «Вся семья вместе, дак и душа на месте». А что главное в семье ? Ответы детей.

Молодцы дети все старались, хорошо занимались.

Источник

Читайте также:  Упражнение канат чем заменить
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector