- конспект логочаса по лексической теме «Семья» план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Цель занятия: — закрепление знаний детей о семье, её составе, родственных взаимоотношениях; расширение и активизация словаря по теме «Семья»; упражнение в правильном произнесении звука — П-
- Коррекционно-развивающие задачи:
- — развивать речевое внимание и восприятие; логическое мышление;
- Коррекционно-образовательные задачи:
- — отрабатывать правильное произношение звука – П –
- Коррекционно-воспитательные задачи:
- Логопедическое занятие по теме Моя семья
конспект логочаса по лексической теме «Семья»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект логочаса по теме «семья» включает в себя артикуляционную гимнастику, лесико-грамматические игры, упражнения на развитие фонематического слуха, объединенные одной сюжетной тематикой. В приложении наглядный материал к теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logochas_semya_otpravit.docx | 34.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 155
«Центр развития ребенка – детский сад»
Конспект коррекционного логопедического часа в старшей группе
Цель занятия:
— закрепление знаний детей о семье, её составе, родственных взаимоотношениях; расширение и активизация словаря по теме «Семья»; упражнение в правильном произнесении звука — П-
Коррекционно-развивающие задачи:
— продолжать развивать общие речевые навыки, связную речь;
— продолжать развивать мелкую, общую, артикуляционную моторику;
— развивать речемыслительную деятельность;
— развивать речевое внимание и восприятие; логическое мышление;
— развивать фонематический слух
Коррекционно-образовательные задачи:
— учить образовывать сравнительную степень качественных прилагательных;
— закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением;
— упражнять в употреблении существительных Дательного, Творительного падежа с предлогом С;
— продолжать работу по обучению образованию притяжательных прилагательных;
— закреплять умение правильно строить и использовать в речи распространенные предложения;
— продолжать учить выделять звук из звукового, слогового, словесного ряда;
— отрабатывать правильное произношение звука – П –
Коррекционно-воспитательные задачи:
— воспитывать в детях ласковое и чуткое отношение к членам семьи;
— воспитывать чувство семейной сплочённости (на основе представлений о семье, её составе, взаимоотношениях)
Оборудование: зеркала на каждого ребенка, бумажные салфетки, конверт с письмом, картинки сельского дома, дедушки, бабушки и др членов семьи, сюжетная картина «Семья», на столах у детей предметные картинки одежды и др. вещей, которые могут принадлежать членам семьи, картинка-символ звука — П -, опорная схема для характеристики звуков, картинки для обведения по точкам.
— Посмотрите, ребята! Здесь какой-то конверт! Это пришло письмо из деревни. Интересно, кто же прислал нам это письмо? Посмотрим. Оказывается, это бабушка и дедушка приглашают нас к себе в гости. Навестим их? (на доску выставляется картинки сельского дома, дедушки и бабушки)
2.Развитие артикуляционной моторики
-Вот дедушка и бабушка нас встречают .
Пухлые внуки приехали в гости (Надуваем щёки.)
С ними худые – лишь кожа да кости. (Втягиваем щёки.)
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись. (Губы в широкой улыбке, видны
верхние и нижние зубы.)
Поцеловать они всех потянулись. (Губы тянутся вперёд.)
-Угостила бабушка нас сладким, вкусным вареньем и горячим чаем.
— упражнение «Вкусное варенье»
улыбнуться, открыть рот; широким языком облизывать верхнюю губу движением сверху вниз — 10 раз
— упражнение «Чашечка»
улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть кверху кончик и боковые края (придать ему форму «чашечки») — 3 раза по 10 сек.
— Помогли дедушке красить потолок в доме, показали дедушке фокус.
губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить («покрасить») нёбо – 10 раз
открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его на верхнюю губу. На нос положить ватку – дуть на кончик языка, направляя воздушную струю на ватку на носу – 3 раза
3. Дыхательная гимнастика
-Бабушка рассказала, как она устаёт. А дедушка погрозил озорникам пальцем.
Правую руку убрать за спину, слегка согнуть спину – вдох; на выдохе произносить «О-о-ох! О-о-ох! О-о-ох!» Повторить 3 – 4 раза
Грозить указательным пальцем правой руки – вдох; на выдохе произносить «Ай –я – яй!» Повторить 3 – 4 раза
4. Пальчиковая гимнастика:
— расскажем про нашу большую семью
Этот пальчик — дедушка, поочерёдное загибание пальцев
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — Я,
Вот и вся моя семья. сжимание-разжимание кулачка
5. Лексико-грамматические упражнения
— Ребята! Как одним словом назвать дедушку, бабушку, маму, папу и детей? Конечно, это семья. (выставляется картинка «Семья») В большой, дружной семье, – как на этой картинке,- всех называют ласково. Давайте и мы с вами назовем ласково всех тех, кто изображен на этой картинке: (за ответ ребенок получает фишку)
А) д/и « Назови ласково» — образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением
Дед- дедушка, дедуля, дедулечка, дедуленька
Баба- бабушка, бабуля, бабулечка, бабуленька
Мама- мамочка, мамуля, мамулечка
Папа- папочка, папулечка, папуля
Дочь- дочка, доченька, дочурочка
Сын — сынок, сынуля, сынулечка
Внук- внучок, внучек
Б) — д/и «Кто кому кто?» — развитие речевого внимания и логического мышления
-Давайте послушаем разговор одной девочки с бабушкой.
Кто кому кто? Я. Аким
— Бабушка, бабушка, я чья дочка?
— Ты Федина дочь, моего сыночка.
— Мой папа большой,
а совсем не сыночек!
— Сыночек. Брат четырех моих дочек.
Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?
— Да разве у дочки мы были? У тети!
— Тетю твою я в люльке качала.
— Бабушка, стой, объясни сначала:
Кто мне Наташа и два ее братца?
— Ладно, попробуем разобраться.
Их мама, племянницы мужа сестра,
Маленькой ох и была шустра!
А ты им доводишься. Хитрое дело.
— Бабушка, что-то у нас пригорело!
— Тьфу ты, пока я соображала,
Все молоко из кастрюли сбежало!
-Давайте поможем девочке выяснить, кто кем приходится в семье.
-Кто для дедушки и бабушки мальчик? девочка?
— Кто мальчик для девочки? девочка для мальчика?
— Кто девочка для мамы? Для папы?
— А мальчик для папы и мамы?
— Кто дедушка и бабушка для папы и мамы?
— А мама и папа для дедушки и бабушки?
-Кто для дедушки папа?
-Кто для бабушки мама?
Дети выполняют движения по тексту, стоя возле своих стульчиков.
Осенью, весной, летом и зимой
Мы во двор выходим
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Делает мой братик Саня.
А я сама бегу трусцой
И качаю головой.
В) — д/и «Чьи вещи?» — употребление существительных Дательного падежа;
— упражнение в образовании притяжательных прилагательных.
(на столах у детей лежат изображением вниз предметные картинки одежды и др. вещей, которые могут принадлежать членам семьи)
— Пока мы делали гимнастику, маленький Саша разбросал по комнате вещи. Давайте подумаем и скажем, кому надо отдать эти вещи и чьи они.
— Эти духи отдадим маме, это мамины духи.
Газету – папе, папина газета
Очки – дедушке, дедушкины очки
Фартук – бабушке, бабушкин фартук
Куклу – дочке Тане, Танина кукла
Кубики – сыну Саше, Сашины кубики
(так же проводится работа с др. картинками по числу детей)
Г) — д/и «Ещё больше» — образование качественных прилагательных сравнительной степени.
— Давайте расскажем обо всех в нашей семье. Сейчас я начну предложение, а вы помогите мне его закончить.
Мама добрая, а бабушка ещё … добрее.
Таня маленькая, а Саша ещё … меньше.
Папа сильный, а дедушка еще … сильнее.
Саша веселый, а Таня ещё … веселее.
Таня умная, а мама ещё …
Мама строгая, а папа ещё …
(красивый — красивее, быстрый – быстрее, седой — седее, кудрявый – кудрявее, …)
Д) д/и «Кто с кем?» — упражнение в употреблении существительных Творительного падежа с предлогом С.
— Вечером, кода вся семья собирается дома, можно заниматься разными домашними делами. Подскажите мне, какими? (читать сказки, рисовать, строить из конструктора, печь пирожки, чинить велосипед, готовить ужин, сажать цветы и т. д.)
— Составьте предложения по двум картинкам, которые я покажу. Скажите, кто с кем и чем занимаются? (логопед показывает пары картинок: мама и дочка, папа и сын, бабушка и внук и т. д.)
Мама с дочкой, дочка с мамой читают книжки.
Папа с сыном, сын с папой строят дом.
Бабушка с внуком, внук с бабушкой пекут пирожки.
Дедушка с внучкой, внучка с дедушкой смотрят мультики.
Саша с Таней, Таня с Сашей рисуют.
7. Развитие фонетико-фонематических процессов
А) повторение характеристики звука
-Сегодня вечером мама занялась уборкой. Мама поручила папе со старшей дочкой Таней выбить ковер. Зачем нужно выбивать ковер? (ответы детей) Вспомните с занятия, какой звук слышится, когда выбивают ковер?(вос-ль показывает картинку-символ звука — П -) Давайте расскажем, что мы знаем об этом звуке. (ставится опорная схема для характеристики звуков) (Звук — П — согласный, твердый, глухой)
Б) д/и «Поймай звук» — выделение звука из звукового, слогового, словесного ряда
— Сейчас я буду говорить разные звуки, слоги, слова. Когда вы услышите звук — П -, то хлопните в ладоши. Приготовили ладошки !Начали!
*** А М З П Ш У Г Р П Н В Р Б П И О М Б П Ч К О М К П ……
*** да му ох пы со бэ ку но пэ гы за шу ап ри ла пу ич то оп бо ун …….
*** парус тыква море розы пушка шапка сумка туфли повар шары поле кнопка стоп машина стол паста пончик пушок кошка дети хлоп павлин …..
-Так хлопали в ладоши, что помогли выхлопать ковер!
В) Проговаривание чистоговорок – произнесение звука — П – в слогах, словах, фразах
— Давайте поиграем со звуком -П- и поможем маме приготовить обед. Скажите, как я. Повторяйте за мной.
Па-па-па – на столе лежит крупа
Пу-пу-пу – промываем мы крупу
Пы-пы-пы – кашу варим из крупы
Пы-пы-пы — вкусна каша из крупы
Уп-уп-уп – мама варит суп
Оп-оп-оп –крошим в суп укроп
Уп-уп-уп – очень вкусный суп
Уп-уп-уп – дети едят суп
— Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали! О чём мы с вами беседовали на занятии? А сейчас мы с вами по точкам будем рисовать фигуру. Каждый нарисует одного члена семьи, мы соберем их всех вместе, и у нас получится большая семья.
— Кого вы нарисовали? (Ответы детей)
У нас получилась настоящая большая семья.(Рисунки детей вывешиваются на доску)
Теперь наше занятие окончено, вы можете идти играть.
Логопедическое занятие по теме Моя семья
Автор публикации: Голубева А.В.
Дата публикации: 2016-07-21
Логопедическое занятие. Тема «Семья»
Подготовительная к школе группа.
Цель . Развитие речи.
Коррекционно – образовательные задачи. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Семья», совершенствование грамматического строя речи (составление существительного). Автоматизация правильного произношения звука [Д], закрепление звука и буквы [Д], дифференциация звуков [Д] и [Т].
Коррекционно развивающие задачи . Формирование фонематического слуха. Развитие связной речи, мышления, памяти, навыков звукового анализа, чувства ритма, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, общей и мелкой моторики, артикуляционной моторики, координации речи с движением Упражнять в подборе синонимов, решении ребусов. Формировать умение работать с деформированным предложением: составлять простое распространенное предложение из слов, данных в нарушенной последовательности и произвольной форме.
Коррекционно- воспитательные задачи. Воспитывать в детях любовь к семье. Воспитание доброжелательности, взаимопонимания, навыков самостоятельности, инициативности и сотрудничества. Воспитывать чувство доброты и благодарности.
Оборудование: мяч, ребус «Семья» «7+Я», разнообразные картинки на тему: «Семья», «Профессии», карточки с изображением предметов в названии, которых есть звук [Д].
Предварительная работа: Составление рассказа о членах семьи, их хобби и занятиях. Беседы с детьми о профессии родителей. Проведение сюжетно – ролевой игры «Семья».
1. Организационный момент (дети стоят в кругу)
Логопед надевает платок и представляется бабушкой Маланьей.
Маланья: Здравствуйте ребятки — внучатки, а не поиграть ли нам
Логопед вместе с детьми выполняет движения под текст стихотворения.
У Маланьи у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей, Показать семь пальцев.
Все без бровей Закрыть брови указательным и средним пальцами.
С такими ушами, Развести руки в стороны.
С такими глазами, Приставить к лицу большой и указательный пальцы, согнутые в колечко.
С такой головой Сомкнуть руки над головой, образовав полукруг.
С такой бородой Двигать от подбородка вниз с наклоном туловища.
На неё глядели Присесть на корточки, руки согнуть и подпереть подбородок.
Делали вот так. Педагог показывает какое-нибудь движение, а дети ему подражают.
2. Решение ребуса «Семья».
Логопед Ребята, угадайте, о чем мы будем сегодня разговаривать, дети отгадывают ребус «Семь,Я»
Логопед: Дети, а какая семья была у Маланьи
Логопед: Почему? (делали все вместе)
3. Д.И. «Составьте предложения» из данных слов. Грамота .
Школа, брат, ушла, в.
Мама , в, работает , магазин.
Мы, идти, в, детский, сад.
Папа, решать, кроссворды, трудный.
Вопросы по каждому предложению: Сколько слов в предложении? Какое первое? Второе? Третье?
4. Д.И. «Какой, какая» Игра с мячом
мама – добрая, красивая, ласковая….
папа – сильный, смелый, храбрый.
семья – большая, дружная, крепкая,…
бабушка – любимая, добрая, заботливая…
дедушка – умный, сильный, веселый
5. Артикуляционная гимнастика общая.
«Наказать непослушный язычок» (расслабление мышц языка).
Ничего сказать не смог.
Мы его похлопаем,
Описание: Упр. «Лопаточка», пошлепать по языку верхней губой со словами «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10.
Внимание: Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Выдыхаемый воздух не задерживать.
«Забить гол» (выработка плавной длительной струи воздуха, идущей посередине языка). Я послушный язычок
Превращаю в желобок.
Щек своих не надуваю,
Мяч в ворота загоняю.
Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, прикрыть верхней губой, оставив небольшую щелочку и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватный шарик на противоположный край стола.
Внимание: Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следит, чтобы ребенок произносил Ф, а не Х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
«Улыбка – Трубочка » (развитие подвижности губ).
Тянем губы мы к ушам,
А потом тяни вперед,
Как у слоненка хоботок.
Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.
Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.
6. Д.И. «Измени слово» работа над звукослоговой структурой.
Дифференциация звуков [Д] [Т]
Трава – дрова; Уточка – удочка, Тима – Дима,
Дочка – точка, прутик – прудик, плоты – плоды,
Тело – дело, катушка – кадушка, дом – том.
Логопед: Опишите, как лежат ваши губы и зубы (дети описывают положение губ и зубов при произнесении звука)
Д.И. «Разбери картинки» Звук [Д] вначале, в середине, в конце.
7. Пальчиковая гимнастика, + правильное употребление глаголов
Есть у меня братишка-
Смешной такой мальчишка:
Мне во всем он подражает
И ни в чем не уступает.
Если мы играем в мячик,
Я скачу, он тоже … (скачет).
Я сижу и он … (сидит),
Я бегу и он … (бежит),
Мяч беру и он …(берет),
Мяч кладу и он …(кладет).
Куст стригу и он …(стрижет),
Жгу костер — он тоже …(жжет).
Такой смешной мальчишка –
Младший мой братишка.
8. Словообразование существительных.
Логопед: Сейчас поиграем в «новые слова».
Дедушка любит мастерить, он …(мастер).
Бабушка любит заниматься рукоделием, она …(рукодельница).
Мама любит хлопотать на кухне, она …(хлопотунья).
Папа – плясать, он . (плясун), а мама …(плясунья).
Дядя — петь, он …(певун), а тетя …(певунья).
Сын – шалить, он …(шалун), а дочь …(шалунья).
Брат – озорничать, он …(озорник), а сестра …(озорница).
Двоюродный брат – молчать, он …(молчун), а двоюродная сестра …(молчунья).
Племянник ходит в школу, он …(школьник), а племянница …(школьница).
Они учиться на «отлично», он …(отличник), а она …(отличница).
А вы кем будете в школе? (отличниками)
Развитие внимания, мышления.
Логопед: внимательно посмотрите на карточку. Как вы думаете, что это обозначает? Какое задание будет у вас?
Рассматриваем, оцениваем по правильности выполнения задания.
Итог. Надеюсь, вы все сегодня поняли самое главное – «Семья нам всем нужна!», «Вся семья вместе, дак и душа на месте». А что главное в семье ? Ответы детей.
Молодцы дети все старались, хорошо занимались.