Артикуляционное упражнение любопытный язычок



Консультации: Развиваемся сами для родителей и воспитателей.
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему

Артикуляциoнная гимнастика (В ФОРМЕ СКАЗКИ « ПУТЕШЕСТВИЕ ЯЗЫЧКА»)

Для того, чтобы дети не потеряли интерес на первых двух упражнениях, необходимо облачит их в сказочную форму. Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка. Они «путешествуют вместе с язычком» знакомятся со всеми частями речевого аппарата: язычком, губами, зубами, щеками, небом. В этой работе достигается главное: детям интересно, понятно, нетрудно.

Артикуляционная гимнастика помогает:

– устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц;

– разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность;

– развивать мимику, артикуляционную моторику;

– развивать выразительную дикцию.

Проснулся однажды Язычок, а вокруг темно.- рот закрыт (губы сомкнуты)

И страшно стало….Стал выход искать. – проткнуть языком одну щеку,

В одну щеку постучал, в другую – потом другую.

Не открываются» Толкну-ка я посильнее!»-

Подумал Язычок и стал толкать снова сначала

Одну, потом другую щечку.

Выхода не было. Решил тогда язычок в другом – проткнуть нижнюю губу, а затем

Месте и ткнул сначала верхнюю, а затем – верхнюю губу.

нижнюю губу. В это врем Ротик зевнул и открылся. Зевнуть .

Язычок увидел выход и направился к нему,

но Зубки не выпустили его, а стали тихонько покусывать. Покусать кончик языка

«Что делаете? Почему вы меня кусаете?»-

Возмутился язычок. А Зубки ответили: »Мы

Сегодня еще ничего не жевали…» (далее по тексту)

И стали жевать Язычок сначала с одной стороны,

А потом с другой.

И с правой, и с левой стороны оказался не вкусным.

Язычок снова попытался протиснуться между Зубками, но они продолжали его покусывать. Язычок спрятался за зубками. А Зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали нижнюю губку, а затем – верхнюю. Нижняя губка обиделась, а верхняя – улыбнулась, (ей было немного щекотно)

А Зубки все не успокаивались. Они пытались откусить кусочек Щечки. Язычок смотрел на Зубки и думал: «Почему они такие сердитые? Может, оттого что сегодня еще никто не сделал им ничего приятного?»

Язычок принялся мыть сначала верхние, а потом нижние зубки. Зубки посмотрели в зеркальце и сказали: «Ах, какая чистота! Ах, какая красота! Спасибо тебе, Язычок! Мы больше не будем тебя кусать!».

Язычок принялся мыть сначала верхние, а потом нижние зубки. Зубки посмотрели в зеркальце и сказали: «Ах, какая чистота! Ах, какая красота! Спасибо тебе, Язычок! Мы больше не будем тебя кусать!».

После того, как дети « инсценировали «путешествие язычка, хорошо запомнили весь текст и очередность артикуляционных действий, можно перейти в стихотворной форме артикуляционной гимнастики. Вот зарядка язычка:

Влево- проткнуть язычком левую щеку,

Вправо, проткнуть язычком правую щеку,

Раз, два , еще раз левую и правую.

Вверх- проткнуть язычком верхнюю губу

Вниз, и нижнюю губу.

Вверх- еще раз верхнюю и нижнюю.

Язычок, не ленись!

Губы –просыпайтесь! «вибрато» губами

Ротик – открывайся! Широко открыть рот

Язычок , покажись Покусать кончик языка

И зубов не страшись! Высовывать язык вперед и прятать назад.

И зубов не страшись! Высовывать язык вперед и прятать назад.

А зубы то, зубы, (выполнять движения по тексту)

Кусают даже губы.

А губы то хохочут,

То сильно обижаются,

ТО весело хохочу,

То снова обижаются.

Зубам надоело кусать-

Стали язык жевать.

Читайте также:  От упражнений увеличились бедра

Язычок – не лист капустный,

Он совсем, совсем не вкусный!

Зубки, зубки, успокойтесь,

Не кусайтесь! Весте с нами –Улыбайтесь!

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО И ПЕВЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ УПРАЖНЕНИЕ

Исходное положение (и.п.) – стоя, ноги на ширине плеч.

-Я превращаю вас всех в деревья, покачаемся, как дерево на ветру: в одну сторону – в другую, «кач – кач», вдох – выдох, вдох – выдох и так далее.

И.п. – стоя. Поднять руку перед собой до уровня пояса, слегка согнуть ее и повернуть на ребро.

– Отведем руку, « как ветку дерева»: вправо – влево, вправо – влево, вдох – выдох, вдох – выдох и так далее.

И.п. – то же, только упражнение выполняем двумя руками.

Затем выполняем опять одной рукой, но той, которая присоединили первой.

И.п. – то же. Только движения выполняем так: собранную кисть одной руки, « как листик дерева», раскрываем вправо – закрываем влево, то же самое на вдох -выдох.

Продолжаем эти упражнения по аналогии с предыдущими: повторяем двумя кистями, затем – одной. Продолжительность этой работы зависит от детей, от желания играть в обучающие игры.

Навык речевого и певческого дыхания в игровых упражнениях формируется постепенно с последующим усложнением. Начинаем с игр на развитие трех основных моментов речевого и певческого дыхания: вдох – короткий, задержка и постепенный – выдох.

В самом начале полезно использовать игры на дыхание без звука. Например: «Все превращается в ветер…» и своим дыханием рисуем разные образы ветра (порывами, сильного и холодного, теплого и ласкового, еле заметного, спокойного…). Мом всем раздаем разноцветные шарики и начинаем надувать. Можно устроить чей- то День Рождения и задуть свечи на торте. Затем удлиняем вдох на звуках закрытых, экономных (шипящих или свистящих). Для этого используем различные образы: как играет ветер с листвой, или как звучат пчела, жук, комар, спустился воздух из колеса машины, сердится кошка и так далее (выдыхание на согласных звуках «ш», «ж», «з», «с», «ф»).

Развививающие игры с голосом.

Систематическое использование развивающих игр с голосом дает возможность:

– почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним;

– выплеснуть излишки своей энергии, снять усталость, утомление;

– расширять диапазоны речевого и певческого голоса;

– успешно развивать интонационный и фонематический слух; – готовить ребенка к управлению своим голосом, дыханием, артикуляцией, дикцией.

Кошка, как тебя зовут?- Мяу.

Стережешь ты мышку тут?- Мяу.

Мяу, хочешь молочка? – Мяу.

А товарищи щенка?- ФРРРРРР.

Чьи там крики у пруда:

-Квасу, квасу нам сюда! Ква-ква-квасу, просто-кваши,

Надоела нам вода!

Лес ночной был полон звуков:

А кто – мяукал -мяу-мяу.

Кто-то – хрюкал – хрю – хрю.

Кто-то – топал – топ- топ.

Кто –то крыльями

Захлопал, – хлоп – хлоп.

Кто –то ухал – ух –ух,

И кричал – ай –ай,

Молчал! (указательный пальчик к губам)

Кража! Подчеркнуть голосом контраст интонаций.

Что ревешь, самолет? У-у-у-у

Может, заболел живот? У-у-у-у ( с повышением интонации)

Пассажиры в животе? У-у-у-у ( волнообразно)

Листочки на ветках шуршали, «ш-ш-ш» голосом тихо

Капельки в гости звали.

Капельки к ним прилетели «кап-кап» с нисходящей интонацией.

И звонкую песню запели.

От звона проснулся ветер .«у-у-у» с Изменением звуковысотности помочь рукой.

И разбудил всех на свете:

Кошку, а с ней –котенка, «Му-р-рр-, мяу» в разных регистрах

Спавшего в люльке ребенка, «уа-уа»

Читайте также:  Упражнение со спасательными веревками

Болотных зеленых лягушек, «ква-ква»

И даже ворчливых старушек, «бу-бу-бу»

Злую собаку, «гав-гав»

Назойливых мух. «з-з-з-з»

Вскоре проснулся – петух.

Звонко пропел он: «Ку-ка –ре –ку! Ку-ка-ре-ку!»

И заблестела роса на лугу. «о» точечно, отрывисто на любых звуках в высоком регистре.

Солнышко тоже проснулось все запели «а» каждый на своей высоте звука.

И ласково всем улыбнулось. Улыбнуться всем. С.А.Коротаев.

РЕЧЕВЫЕ РИТМО— ИНТОНАЦИОННЫЕ УПРАЖЕНЕНИЯ И ИГРЫ.

Речевые игры в форме ритмодекламации помогают формированию естественного звучания голоса, развивают свободу и непосредственность общения.

Особенное полезны речевые ритмоинтонационные игры и упражнения для детей с недостаточной координацией слуха и голоса.

Начинаем игры и упражнения с использования самых близких ритмов: имен детей, приветственных слов, названии деревьев, цветов, затем включаем считалки, потешки, пословицы, поговорки, четверостишия и та далее.

Например, речевая игра «Имена». Дети располагаются по кругу и выполняют следующие игровые действия:

Дети располагаются по кругу и выполняют следующие игровые действия:

– Каждый друг за другом называет свое имя.

– Каждый называет сове имя, четко проговаривая каждый слог.

– Затем проговариваем сове имя, каждый его слог отмечаем хлопками.

– Проговариваем свое имя и шлепаем по коленям на каждый слог.

– Закрыть глаза и произносить имя друг за другом.

– Как еще можно произнести свои имя (Шепотом, тихо, громко, высоким голосом, низким, медленно и так далее).

– Дети свободно ходят по комнате, тихо проговаривая сове имя, но по сигналу педагога, должны вернуться на свои места.

– Дети стоят в кругу и произносят все вместе свои имена, получается шум. Если у педагога широко расставлены ладони, то произносится – громко, а если ладони близко- тихо.

Вот еще несколько заданий.

1. А сейчас вспомним, кого сегодня нет? (Дети называют имя отсутствующего). Давайте превратимся в маленьких зайчиков. Покажите, какие вы стали маленькие! (педагог показывает близко расположенные ладони) И голосочки у всех тоненькие. Зайчики ищут и зовут: «Лена!» (много раз)

2.А сейчас превратимся в больших зайцев! В каких? (широко расставить ладони). А голоса у нас какие?- Громкие, сильные! Позовем Лену! Ладоши превращаются в «дирижеров». Дети внимательно следят за руками педагога, играя силой голоса в соответствии с дирижерским жестом. Жесты могут быть контрастными или постепенными. Впоследствии роль дирижера может быть отдана ребенку. Эту игру можно разделить на несколько частей, постепенно прибавляя следующие варианты. Впоследствии речевую игру с именами можно продолжить, добавив варианты игры в «Эхо», но уже с пением.

Народные тексты, которые лежат в основе большинства игр, очень удачны для произношения: потешки, прибаутки, дразнилки, считалки, пословицы, поговорки и так далее. Они мелодичны, ритмичны, позволяют сопровождать речь соответствующими движениями в нужном ритме темпе. Текст речевых игр не надо заучивать с детьми. Они запоминаются в процессе игры. Лучше, если текст произносится с одновременными движениями рук, ног и всего тела. Например, речевая игра на текст заклички «Дождик». Проговариваем текст в размере две четверти:

«Дождик, дождик, Пуще лей! Чтобы было веселей!»

1.Произносить текст по-разному: первый раз громко, второй – тихо.

2.Изменяем регистры голоса: высокий и низкий.

3. Изменяем темпы произношения: быстро, затем – медленно, постепенно ускоряя, замедляя.

4.. Две группы детей играют в «эхо»:

а) первая произносит громко весь текст, вторая – как эхо, произносит тихо.

б) обе группы исполняют текст только в звучащих жестах без произнесения;

Читайте также:  Плечелопаточный периартрит комплекс упражнений попова лечение

в) первая произносит и хлопает одновременно, вторая произносит и шлепает (можно поменяться местами);

г) первая только произносит текст, вторая только хлопает и, наоборот;

д) можно заменить звучащие жесты на шумовые инструменты.

Это алгоритм, то есть последовательность речевой игры от простого к сложному, в которой можно что-то добавить или изменить, придумать свой вариант. Главное – разумно и дозировано использовать количество вариантов, все время следить за состоянием детей, не допуская их усталости и утомления, а особенно – потери интереса.

РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА

Речевые зарядки обостряют слуховое внимание, улучшают взаимодействие и координацию слуха и голоса.

Речевые зарядки дают еще и терапевтический эффект: снимают чувство усталости, повышают работоспособность детей.

Разучиваются они с имитационными движениями, соответствующих содержанию текста.

Речевую зарядки можно использовать на различных занятиях.

Они не только способствуют развитию речевой моторики, но и помогают работе над звукопроизношением, интонацией.

Речевые зарядки проводятся в разных условия их, из разных положений (сидя, стоя, в движении, с выходом вперед и так далее)

Мы ногами – топ-топ-топ, (все движения выполнять

А руками – хлоп-хлоп-хлоп в соответствии с текстом)

Постучали в грудь-грудь-грудь.

Пяточками – топ-топ- топ,

По коленкам – шлеп –шлеп – шлеп.

Мы конфетку – ам-ам –ам

И погладим по бокам,

А потом животики,

Мы на горку поднимались (руки одна за другой на каждые два

По ступенькам ледяным. Слога поднимать вверх)

В санки сели? Сели, сели. (Руки быстро опустить вниз)

Покажите -ка ,ребята, как мы в лес шагали?! (шагаем)

Вот так, вот так, весело шагали.

Налетели комары, мы их отгоняли, (отгоняем руками

Вот так , вот так , мы их отгоняли. Комаров)

Рассердились и потом шишки в них кидали, (кидаем шишки)

Вот та, вот так, шишки в них кидали.

Вдруг полил из тучи дождь, Все мы испугались,

Позабыли мы про шишки и домой помчались. (побежали)

Шел мишка к броду, Хотьба на месте.

Бу – у – лтых в воду! На слог»лтых» сесть на стул.

Уж он мок, мок, мок, Движение руками» как плети»назад и вперед.

Уж он кис, кис, кис. Туловище постепенно на слова «кис» Падает и лежит на коленях.

Голова и Руки полностью расслаблены.

Вымок, выкис, В расслабленном состоянии чуть Пошевелиться.

Вылез . Поднять туловище.

Высох. Выпрямить спинку потрясти головой.

Встал на колоду – Встать на ноги.

Б – Б – ЛТЫХ В ВОДУ! Все начать сначала, но немного быстрее.

Ритмодекламация

Ритмодекламация – это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме.

Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения.

Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.

Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями, так как отношение к одному и тому же персонажу или событию может изменяться по – разному.

Рады, рады, рады, светлые березы.

И на них от радости вырастают розы.

Рады, рады, рады, темные осины.

И на них от радости растут апельсины.

То не дождь пошел из облака,

То осыпался с облака виноград.

И вороны над полями

Вдруг запели соловьями.

И ручьи из – под земли

Сладким медом потекли.

Куры стали павами,

Даже мельница и та

Заплясала у моста.

Встало солнце кислое, смотрит – небо кислое.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector