Артикуляционная гимнастика
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке.
Краткое описание упражнения: Широко улыбнуться, зубы сомкнуть. Удерживать губы в таком положении под счет от одного до десяти.
Цель: вырабатывать умение обнажать зубы, развивать круговые мышц губ.
Краткое описание упражнения: Широко улыбнуться, верхнюю губу приподнять, а нижнюю опустить так, чтобы максимально обнажить зубы, зубы сомкнуть. Удерживать губы в таком положении под счет от одного до десяти.
Упражнение «ХОБОТОК»
Цель: развивать круговые мышц губ.
Краткое описание упражнения: Губы плотно сомкнуть и с напряжением вытянуть вперед до предела. Удерживать губы в таком положении под счет от одного до десяти.
Упражнение «БЕГЕМОТИК» («Окошко»)
Цель: научить удерживать рот широко открытым. Активизировать круговую мышцу рта и подвижность верхней губы. Научить опускать корень языка и продвигать язык вплотную к зубам.
Краткое описание упражнения: Улыбнуться, широко открыть рот. Расслабленный язык придвинуть вплотную к зубам. Удерживать позицию на счет до 5.
Следить, чтобы губы были растянуты, зубы должны быть видны, корень языка опущен, язык располагается в полости рта симметрично. Повторить 5-10 раз.
Упражнение «БЛИНЧИК» («Лопаточка»)
Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном расслабленном положении
Краткое описание упражнения: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до десяти. Если язычок не становится широким и распластанным, предложите ребенку пошлепать язык губами, произнося звуки ПЯ-ПЯ-ПЯ…
Цель: Развивать умение выдвигать язык изо рта, напрягая мышцы, удерживать заданное положение.
Описание: Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 сек.
Цель: Развивать умение выдвигать язык изо рта, напрягая мышцы, а затем убирать язык, удерживая заданное положение. Улучшение координации и переключаемости речевого аппарата.
Описание: Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким (так, будто хотим поставить им точку). Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.
Цель: Развивать координацию языка.
Описание: Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 10-15 секунд.
Ц е л ь: Развивать подвижность спинки языка и умение удерживать длительное время кончик языка за нижними зубами, развивать подвижность и пластичность языка.
Описание: Открыть рот, улыбнуться. Зубы разомкнуть. Кончиком языка упереться в нижние резцы, боковые края прижать к верхним боковым зубам. Спинка широкого языка приподнимается и «выкатывается » вперед — «выглядывает» из-за нижних зубов. Затем спинка языка убирается обратно вглубь рта и опускается вниз — «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Упражнение выполнить до 10 раз.
Упражнение «ЁЖИК ФЫРКАЕТ»
Цель: Выработка сильной воздушной струи, идущей посередине языка.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу (упражнение «Блинчик»), слегка приподнять боковые края язычка (как в упражнении «Дудочка»). С силой выдыхая воздух, многократно произносить звук Ф-Ф-Ф.
Следить за тем, чтобы при подъёме боковых краёв языка равномерно поднимались обе половинки языка;
Упражнение «МАШИНА С СИРЕНОЙ»
Цель: отрабатывать положение языка близкое к нормальной артикуляции звука С. Вырабатывать воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание: Улыбнуться, обнажив зубки. Длительно произносить звук И, изменяя громкость произнесения (тихо – громче – громко – тихо и т. д.)
Упражнение «ПАРУС»
Цель: вырабатывать умение находить правильное положение языка, удерживать язык за верхними зубами, растягивать подъязычную связку.
Описание: Широко раскрыть рот, кончик языка поднять вверх, коснуться бугорков (альвеол) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении около 5 — 10 секунд (под счет от одного до десяти). Выполняем упражнение 2-3 раза.
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, вырабатывать умение удерживать широкий распластанный язык за верхними и нижними зубами.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот. Положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать язык в таком положении под счет от одного до пяти. Затем поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
Упражнение «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Цель: Укреплять мышцы передней части языка, вырабатывать движение широкой передней части языка вверх.
Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Обязательно следить за тем, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). Язык должен быть широким, а боковые края его должны касаться углов рта.
Упражнение «СОЛНЫШКО И ДОЖДИК»
Цель: вырабатывать умение удерживать артикуляционный уклад, необходимый для произнесения звука С. Укреплять мышцы передней части языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык «Блинчиком» на нижнюю губу. Удерживать неподвижный язык в таком положении под счет от одного до пяти. Затем язык (широкий и распластанный) убираем в рот за нижние зубы. Зубы сомкнуть, губки растянуть в улыбку. Повторить 5-10 раз.
Упражнение «МЕСИМ ТЕСТО»
Цель: Вырабатывать продвижение тонкого и широкого языка между зубами. Самомассаж языка.
Описание: Губы в положении улыбки. Зубы слегка приоткрыты. Кончик языка проталкиваем между зубами, покусывая его. Язык становится широким и тонким. Выдвигаем его вперед до предела, затем убираем его обратно в рот, продолжая покусывание. Упражнение повторить 3—4 раза.
Упражнение «РАСКАТЫВАЕМ ТЕСТО»
Цель: Вырабатывать продвижение тонкого и широкого языка между зубами. Самомассаж языка.
Описание: Губы в положении улыбки. Зубы плотно сжаты. Кончик языка проталкиваем между сжатыми зубами. Язык становится широким и тонким. Выдвигаем его вперед до предела. Упражнение повторить 3—4 раза.
Цель: Вырабатывать плавную, длительную непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф-Ф-Ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Следить за тем, чтобы нижняя губа не натягивалась на нижние зубки. Нельзя надувать щеки. Следить, чтобы дети произносили звук Ф, а не звук Х.
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, развивать подвижность его передней части.
Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится звук, похожий на БЛ-БЛ-БЛ…(как индюк болбочет).
Следить за тем, чтобы язык был широким и не сужался. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
Упражнение «МАЛЯР»
Цель: Отрабатывать движения языка вверх, вырабатывать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком широкого языка твердое небо, делая движения языком вперед назад ( от горлышка к зубкам и обратно). Следить за тем, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны. Кончик языка должен доходить до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, а не высовываться изо рта. Повторить упражнение 10-15 раз.
Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался на мгновение к небу, а затем падал вниз. Цокать с переменным темпом (то медленно, то быстро).
Следить за тем, чтобы нижняя челюсть была неподвижна – работает только язык.
Упражнение «ПОЧИСТИМ ЗУБКИ»
Цель: Укреплять мышцы кончика языка, учить детей удерживать кончик языка за зубами.
А) Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубки с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, а потом делая движения снизу вверх.
Б) Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, а потом делая движения снизу вверх.
В) Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубки с внешней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Следить за тем, чтобы губы были неподвижны, находились в положении улыбки. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.
Упражнение «ПОСЧИТАЕМ ЗУБКИ»
Цель: Укреплять мышцы кончика языка, учить детей удерживать кончик языка за зубами.
А) Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «посчитать» нижние зубки с внутренней стороны, дотрагиваясь и толкая каждый зуб.
Б) Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «посчитать» верхние зубки с внутренней стороны, дотрагиваясь и толкая каждый зуб.
Следить за тем, чтобы губы были неподвижны, находились в положении улыбки.
Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к твердому небу, широко открыть рот (язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку).
Следить за тем, чтобы губы были в положении улыбки. Это упражнение повторять 5-10 раз.
Цель: Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную уздечку.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается уздечка). Губы находятся в положении улыбки.
Следить за тем, чтобы губы, при открывании рта, были неподвижны.
Также при открывании рта не должна провисать одна из сторон языка.
Выполнять это упражнение нужно медленно 5 -10 раз.
Цель: Активизировать кончик языка на бугорках (альвеолах).
Описание: Рот приоткрыт. Широким кончиком языка поглаживать бугорки (альвеолы), находящиеся за верхними зубами: назад — вперед. Упражнение проводить 15 — 20 раз.
Упражнение «КАТАЕМ ШАРИК»
Цель: Активизировать кончик языка, Укреплять боковые мышцы языка.
Описание: Губы сомкнуты. Напряженный кончик языка движется между губами и зубами, делая круговые движения как бы вокруг губ, но с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала в одном направлении (по часовой стрелке) — 5—6 кругов, затем в другом направлении (против часовой стрелки) — 5—6 кругов. Скорость движения языка можно менять.
Упражнение «СПРЯЧЕМ КОНФЕТКУ»
Цель: развивать мышцы языка, развивать умение владеть языком.
Описание: Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
Выполнять это упражнение 10 -15 раз.
Цель: Развивать мышцы языка, развивать умение владеть языком.
Описание: Рот приоткрыть, улыбнуться. Кончиком узкого языка попеременно тянуться то к правому, то к левому уголкам рта.
Следить за тем, чтобы работал только язык – нижняя челюсть и губы должны быть неподвижны. Повторить 10-15 раз.
Упражнение «НАРИСУЕМ КРУГ»
Цель: вырабатывать умение владеть языком, развивать подвижность языка, укреплять мышцы языка.
Описание: Рот открыть. Облизать сначала верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Облизывать губы сначала справа налево, затем направление поменять.
Сделать 5 «кругов» в одну сторону, затем 5 в другую.
Упражнение «ОХОТНИК ИДЕТ ПО БОЛОТУ»
Цель: Развивать умение опускать боковые края и выдыхать воздушную струю в щели между боковыми краями языка и коренными зубами.
Описание: Зажать широкий кончик языка передними зубами (слегка), выдыхать воздух через щеки, во время выдоха равномерно указательными пальцами обеих рук слегка ударять себя по щекам, в результате чего слышится хлюпающий звук. (Так хлюпает у охотника под ногами, когда он в больших резиновых сапогах идет по болоту.)
Это упражнение повторить 7-10 раз, т. е. сделать 7-10 выдохов с «хлюпанием».
Упражнение «ПАРОХОД ГУДИТ»
Цель: Вырабатывать подъем задней части спинки языка вверх, произнося определенные гласные звуки.
Описание: Зажать широкий передний край языка передними зубами и в таком положении длительно произносить звук Ы-Ы-Ы…
Упражнение «ПОЙМАЙ МЫШКУ»
Цель: Вырабатывать подъем задней части спинки языка вверх, произнося гласные звуки.
Описание: Длительно произносить звук А-А-А, затем зажать широкий передний край языка передними зубами (поймали мышку за хвостик), и, в таком положении, продолжить произнесение звука А-А-А …
Цель: Вырабатывать подъем задней части спинки языка вверх, необходимый для произнесения звука Л.
Описание: Длительно произносить звук А-А-А, покусывая (зажимая и отпуская) широкий передний край языка передними зубами.
Упражнение «ДУДОЧКА»
Цель: укреплять боковые мышцы языка, учить детей удерживать язык в форме трубочки, развивать речевое дыхание.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу (как описано в упражнении «Блинчик»). Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку (не надувая щеки).
Повторить 5-10 раз, т. е. 5-10 раз из «Блинчика» сделать «Дудочку» и соответственно 5-10 раз подуть.
Если ребенку трудно поднять боковые края языка, то можно помочь ему положив по средней линии язычка спичку или черенок чайной ложки и слегка надавив. Губки при этом округлить (как при произнесении звука О).
Цель: Укреплять боковые мышцы языка и мышцы передней части языка, вырабатывать умение удерживать язык в форме чашечки.
Описание: Широко открыть рот. Широкий, распластанный язык положить на нижнюю губу (как описано в упражнении «Блинчик»). Передним и боковыми краями широкого языка потянуться к верхним зубам, но не дотрагиваться до них. Язык приобретает форму углубления – «чашечки». Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10.
Следить за тем, чтобы язык не дрожал.
Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму «чашечки» и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык в форме «чашечки» на верхнюю губу. Язык слегка сильнее высунуть вперед и плавно подуть на небольшой кусочек ваты, лежащий на кончике носа. Воздух при этом должен идти посередине языка и вата полетит вверх.
Следить за тем, чтобы боковые края языка были прижаты к верхней губе (посередине образуется щель, по которой идет воздушная струя).
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным. Развивать
подвижность языка, растягивать подъязычную уздечку.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук Д-Д-Д…
Следить за тем, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, а рот не закрывался. Звук Д должен носить характер четкого удара и не должен быть хлюпающим. Звук Д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.
А) Звук Д произносить медленно и четко.
Б) Темп произнесения звука Д постепенно увеличивать.
В) Произнося звук Д в быстром темпе, производить колебательные движения (поглаживания) из стороны в сторону по нижней поверхности языка. Движения производить черенком чайной ложки, чистым(!) пальцем или соской, надетой на палец ребенка.
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение делать кончик языка напряженным. Развивать подвижность кончика языка. Растягивать подъязычную связку.
Описание: Это упражнение выполняется аналогично упражнению «Барабан», с той лишь разницей, что вместо произнесения звука Д, надо произносить звук Т. Звук Т произносить отчетливо.
Упражнение «ЖУК ЖУЖЖИТ»
Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в форме «чашечки» за верхними зубами. Укреплять мышцы языка. Вырабатывать воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание: Рот открыть. Язык в форме «чашечки» поднять вверх. Боковые края языка прижать к боковым зубам. Передний край языка должен оставаться свободен.
А) В таком положении языка длительно произносить звук Ж-Ж-Ж…
Б) Произнося звук Ж-Ж-Ж, производить колебательные движения (поглаживания) из стороны в сторону по нижней поверхности языка чистым(!) пальцем, или соской, надетой на палец ребенка, или черенком чайной ложки.
Упражнение «КОМАРИК ЗВЕНИТ»
Цель: Вырабатывать умение удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка. Вырабатывать воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание: Рот открыть. Язык в форме поднять вверх.
А) В таком положении языка длительно произносить звук З-З-З…
Б) Произнося звук З-З-З, производить колебательные движения (поглаживания) из стороны в сторону по нижней поверхности языка чистым(!) пальцем, или соской, надетой на палец ребенка, или черенком чайной ложки.