Арт упражнение вкусное варенье

Содержание
  1. Артикуляционная гимнастика «Лошадка. Часики. Вкусное варенье»
  2. Уроки логопеда. “Вкусная” гимнастика для чистой речи
  3. Артикуляционная гимнастика (картотека) картотека по развитию речи на тему
  4. Скачать:
  5. Предварительный просмотр:
  6. Артикуляционная гимнастика «Рыбка шевелит губами»
  7. Артикуляционная гимнастика «Птенцы» («Домик открывается)
  8. Артикуляционная гимнастика «Улыбка»
  9. Артикуляционная гимнастика «Хоботок»
  10. Артикуляционная гимнастика «Улыбка-хоботок»
  11. Артикуляционная гимнастика «Чашечка» «
  12. Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье» «
  13. Артикуляционная гимнастика «(Чередование «чашечка» на верхней губе – «чашечка» на верхних зубах – «чашечка» вверху за зубами)»
  14. Артикуляционная гимнастика «Не разбей чашечку»
  15. Артикуляционная гимнастика «Фокус» (Дуем с чашечки»)
  16. Артикуляционная гимнастика «Заборчик»
  17. Артикуляционная гимнастика «Бублик»
  18. Артикуляционная гимнастика «Шарик»
  19. Артикуляционная гимнастика «Часики» («Маятник»)
  20. Артикуляционная гимнастика «Лошадка»
  21. Артикуляционная гимнастика «Качели»
  22. Артикуляционная гимнастика «Непослушный язычок» «Шлепаем губами по языку»)
  23. Артикуляционная гимнастика «Любопытный язычок»
  24. Артикуляционная гимнастика «Пятачок»
  25. Артикуляционная гимнастика «Посчитаем нижние зубки»
  26. Артикуляционная гимнастика «Сдуй ватку с ладошки»
  27. Артикуляционная гимнастика «Котенок лакает молоко»
  28. Артикуляционная гимнастика «Поиграем на губах»
  29. Артикуляционная гимнастика «Хомячок»
  30. Артикуляционная гимнастика «Крестик»
  31. Артикуляционная гимнастика «Расческа»
  32. Артикуляционная гимнастика «Загнать мяч в ворота»
  33. Артикуляционная гимнастика «Кто дальше загонит мяч» («Дуем на лопаточку»)
  34. Артикуляционная гимнастика «Кучер»
  35. Артикуляционная гимнастика «Почистим за нижними зубами»
  36. Артикуляционная гимнастика «Почистим за верхними зубами»
  37. Артикуляционная гимнастика «Киска сердится» («Горка»)
  38. Артикуляционная гимнастика «Ветер дует с горки»
  39. Артикуляционная гимнастика «Мостик построим- мостик разрушим»
  40. Артикуляционная гимнастика «Блинчик»
  41. Артикуляционная гимнастика «Парашютик»
  42. Артикуляционная гимнастика «Барабанщик»
  43. Артикуляционная гимнастика «Лопаточка»
  44. Артикуляционная гимнастика «Гармошка»
  45. Артикуляционная гимнастика «Парус»
  46. Артикуляционная гимнастика «Пароход»
  47. Артикуляционная гимнастика «Маляр»
  48. Артикуляционная гимнастика «Иголочка»
  49. Артикуляционная гимнастика «Змейка»
  50. Артикуляционная гимнастика «Лягушка»
  51. Артикуляционная гимнастика «Индюк»
  52. Артикуляционная гимнастика «Зайчик»
  53. Артикуляционная гимнастика «Окошко»
  54. Артикуляционная гимнастика «Язык здоровается с подбородком»
  55. Артикуляционная гимнастика «Язык здоровается с верхней губой»
  56. Артикуляционная гимнастика «Бульдог»
  57. Артикуляционная гимнастика «Обезьянка»
  58. Артикуляционная гимнастика «Прятки» (чередование «Бульдог-Обезьянка»)
  59. Артикуляционная гимнастика «Кружок»
  60. Артикуляционная гимнастика «Толстячки-худышки»
  61. Артикуляционная гимнастика «Самовар»
  62. Артикуляционная гимнастика «Покусаем язычок»
  63. Артикуляционная гимнастика «Кусаем боковые края язычка»
  64. Артикуляционная гимнастика «Чистим зубы снаружи»
  65. Артикуляционная гимнастика «Катушка»
  66. Артикуляционная гимнастика «Зверек»
  67. По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика «Лошадка. Часики. Вкусное варенье»

Морозова Елена
Артикуляционная гимнастика «Лошадка. Часики. Вкусное варенье»

Упражнение «Лошадка»

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Щёлкать

медленно, но сильно. Тянуть подъязычную связку.

Проделать 10 – 15 раз.

Упражнение «Часики»

Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно,

то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла

рта в медленном темпе под счет. Проделать 15 – 20 раз.

Упражнение «Вкусное варенье»

Высунут широкий язык, облизать верхнюю, нижнюю губу и

убрать вглубь рта. Повторить 15 раз.

Упражнение «Трубочка». «Хоботок».

Вытянуть губы вперед, чтобы они напоминали хоботок слоника.

Попросите ребенка повторить упражнения, удерживая

губы «хоботком» 3 – 5 секунд.

Открыть рот и широким кончиком языка погладить нёбо,

делая движения вперед – назад (от зубов вглубь ротовой

полости и обратно). Движения выполнять под счёт:

Рот приоткрыт. Боковые края языка прижать к верхним

коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы.

Удерживать в таком положение 15 секунд.

Кончик языка упереть в нижние зубы. Боковые края

языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий

язык выкатывать вперед и убирать вглубь рта. Проделать 15 раз.

В отличие от упражнения «Горка» язык в форме валика

перемещается вперед – назад.

Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху.

Потянуться к верхним зубам, но не касаться их.

Удерживать язык в таком положении 10 – 15 секунд.

Широко улыбнитесь, обнажив сомкнутые зубы.

Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий, расслабленный

язык на нижнюю губу, а затем отодвиньте язык за нижние

зубы – «язычок спрятался».

Высуньте изо рта и втяните широкий, как лопатка, язык,

совершая при этом соответствующие движения.

Упражнение «Чистим нижние зубки»

Открыть рот и широким кончиком языка погладить нижние зубы с внутренней стороны. Движения языком следует совершать вверх – вниз, повторяя их в спокойном темпе 6 – 10 раз.

Упражнение «Чистим верхние зубки»

Открыть рот и широким кончиком языка погладить верхние

резцы с внутренней стороны. Движения языком следует

совершать влево – вправо в спокойном темпе 6 – 10 раз.

Широко открыть рот, прижать широкий язык всей

плоскостью к нёбу и присосать его. Удерживать язык в таком

положении 5 – 10 секунд.

Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно,

то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать.

Повторить 10 – 15 раз.

Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу.

Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 – 15 секунд.

Откройте рот и, улыбаясь, высунуть как можно дальше

напряженный язык. Придайте ему форму длинного и тонкого

жала и удерживайте в этой позе в течение 3 – 5 секунд.

Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь,

сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать

вглубь рта. Делать языком в медленном темпе 15 раз.

Презентация «Артикуляционная гимнастика» Гимнастика для рук, ног- дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы- чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными.

Веселая артикуляционная гимнастика У наших деток нарушена общая, мелкая и артикуляционная моторика, я решила, что совместная артикуляционно-пальчиковая гимнастика, при которой.

Артикуляционная гимнастика Карточка № 1 Упражнение «Бегемотик» Бегемотик рот открыл, Подержал, потом закрыл. Подразним мы бегемота — Подшутить над ним охота. Учимся.

Упражнения по артикуляционной гимнастике «Лягушка и слоник. Качели. Вкусное варенье» Лягушка и слоник. Жил был маленький Язычок. У него были друзья: лягушка и слоник. Давай и мы будем превращаться то в лягушку, то в слоника.

Консультация «Артикуляционная гимнастика» Артикуляционная гимнастика Зачем нужна гимнастика? Дефекты речи могут серьёзно отравить жизнь ребёнка, ведь часто они становятся поводом.

Презентация «Артикуляционная гимнастика» АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (Сообщение для воспитателей ДОУ к презентации учителя-логопеда МАДОУ ЦРР-д/с №5 ЩМР МО) Гимнастика для рук,.

Консультация «Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?» Артикуляционная гимнастика Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь,.

Буклет «Артикуляционная гимнастика» 1. «Заборчик» Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И».

Дидактическая игра по развитию речи «Вкусное варенье» b][/b] Дидактическая игра по развитию речи «Вкусное варенье». Материал: Бумажный горшочек с прозрачным окошком, карточки ягод и фруктов.

Фотоотчёт «Артикуляционная гимнастика» Упражнение “Слоник” (Трубочка) Подражаю я слону Губы трубочкой тяну Упражнение “Бегемотик” Рот пошире открываем В бегемотика играем 1-2-3-4-5.

Источник

Уроки логопеда. “Вкусная” гимнастика для чистой речи

Артикуляционная гимнастика (в некоторых источниках встречается термин “артикуляторная гимнастика”, что сути дела не меняет) – это комплекс упражнений, направленный на улучшение подвижности органов артикуляции (губ, языка, щёк). Это обязательный подготовительный этап при постановке и автоматизации звуков. Используется при речевых нарушениях как у детей, так и у взрослых (при афазии, заикании, дислалии). У актёров, певцов, дикторов, ведущих применяется для “разогрева”: улучшения дикции, подготовки голосового аппарата к предстоящей работе. Кроме того, выполнение артикуляционных упражнений помогает бороться с морщинами в области носогубного треугольника.

Фото взято на сайте: pixabay.com

Гимнастика бывает пассивной : когда ребёнок или взрослый не могут самостоятельно выполнить упражнение, логопед помогает растянуть губы в улыбке, собрать в трубочку, поднять язык. Активная артикуляционная гимнастика подразумевает, что человек сам, без чьей-либо помощи, выполняет предложенный комплекс.

Артикуляционные упражнения бывают статические (удержание в определённой позиции губ, языка, щёк в течение 5-10 секунд) и динамические (движение языка, губ, щёк в заданном направлении под счёт).

Фото взято на сайте: compedu.ru

При проведении гимнастики возможно использование различных приспособлений, которые облегчают, либо, напротив, дают дополнительную нагрузку органам, отвечающим за красивую чистую речь. Это могут быть ватные палочки, шпатели, ложки, бинты, крупные бусины, закреплённые на нитке. Но, как правило, это прерогатива специалиста-логопеда. Для их применения необходимо обладать определёнными знаниями в области анатомии и логопедии, чтобы не навредить ребёнку.

Речеобразующие мышцы, как и любые другие, нуждаются в постоянной тренировке. Родители, даже не будучи специалистами в области логопедии, могут помочь своему ребёнку укрепить речевые мышцы и подготовить базу для чистого звукопроизношения с помощью простых и понятных упражнений.

Фото взято на сайте: compedu.ru

А чтобы занятия проходили легко и непринуждённо, предлагаем вам попробовать “вкусную” артикуляционную гимнастику. Для её выполнения вам понадобится следующее: зеркало, блюдце с вареньем или мёдом, чайная ложка и любимый сок малыша (подойдёт и просто водичка), пару сушек, мармеладные мишки, чупа-чупс, соломка (сладкая или солёная, в зависимости от ваших предпочтений).

Читайте также:  Самое эффективное упражнение для растяжки позвоночника

1. “Вкусное варенье” – предложите ребёнку облизать блюдце с вареньем (мёдом). При выполнении упражнения растягивается подъязычная уздечка, улучшается подвижность языка, что очень важно для постановки и автоматизации сонорных звуков (в частности, звуков р, л).

2. “Ковшик” – пусть малыш попробует загнуть язычок “ковшиком” (“чашечкой”), налейте на язык с помощью чайной ложки немного сока, попросите удержать его в “чашечке” 3-5 секунд, затем можно проглотить сок. Это упражнение полезно для правильного произношения шипящих звуков.

3. “Бублик” – несколько сушек лежит на чистом блюдце, попросите ребёнка поднять сушку, обхватив её губами, без помощи рук перенести на другое блюдце. Когда работа будет выполнена, можно немного подкрепиться.

Фото взято на сайте: wallbox.ru

4. “Язычок-гимнаст” – рот открыт, на язычок нанизываем сушку (аккуратно, чтобы у ребёнка не возникало дискомфорта), предлагаем поднять и опустить язычок с сушкой, подвигать им вправо-влево.

5. “Футболисты” – небольшую по размеру сушку прячем за щеку, язычком перемещаем её с закрытым ртом за другую щеку.

6. “Мишки загорают” – высунуть широкий язык, положить на него пару мармеладных мишек, удерживать их на язычке, не давая им упасть 3-5 секунд. Спрятать мишек в “домик-ротик”.

Фото взято на сайте: pixabay.com

7. “Чудо-конфетка” – с помощью чупа-чупса бережно массируем внутреннюю сторону щёк.

Фото взято на сайте: volna.org

8. “Моторчик” – поместите небольшой по размеру чупа-чупс под язычок ребёнка. Быстро передвигайте конфетку вправо-влево, при этом пусть малыш пробует повторять без остановки звук “д-д-д” или “дын-дын-дын”. Упражнение помогает научить ребёнка правильно произносить звук “р”.

9. “Соломка” – поместите соломку над верхней губой, пусть ребёнок попробует удержать её.

10. “Бобёр” – губки растянуть в улыбке, в зубах зажать соломку, удерживать 3-5 секунд. Полезно при формировании правильного произношения свистящих звуков.

11. “Художники” – взять соломку в зубы (как карандаш), нарисовать в воздухе круг, написать цифру, букву, не выпуская соломку.

фото взято на сайте: yandex.by/images

Каждое упражнение желательно повторять 3-5 раз, хотя бы 2-3 раза в неделю. Лучше всего выполнять зарядку перед зеркалом. У взрослых артикуляция – это автоматизированный навык, а детям необходимо зрительное восприятие и систематическая тренировка, чтобы обрести его.

Чтобы гимнастика проходила веселее, можно также рассказывать в процессе стишки; придумывать сказочные сюжеты; использовать карточки с предметными картинками на каждое упражнение, игрушки-символы, дорожки-лабиринты, проходя которые ребёнок выполняет одно упражнение за другим и не замечает, как учится.

Если в процессе занятия у ребёнка напряжена лицевая мускулатура, дрожит язык или не получается удержать заданную позицию, поспешите записаться на консультацию к логопеду. Возможно, малышу потребуется логопедический массаж.

Традиционно считается, что оптимальное время для начала занятий артикуляционной гимнастикой – 3 года. Своевременное начало занятий в ряде случаев помогает ребёнку научиться говорить чисто и правильно без помощи специалиста. Ну а если без логопеда всё же не обошлось, гимнастика тоже не будет лишней, поскольку органы артикуляции будут подготовлены к постановке трудных звуков и закреплению правильного произношения. С помощью таких занятий и дети, и взрослые научатся говорить красиво, чётко и правильно.

Источник

Артикуляционная гимнастика (картотека)
картотека по развитию речи на тему

Удобное представление материала в виде карточек.

Можно на выбор вставлять в перспективное планирование на месяц согласно возрасту.

Скачать:

Вложение Размер
artikulyats_gimnastika_kartochki_vse_gruppy.docx 70.6 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика «Рыбка шевелит губами»

Цель : развитие артикуляционной моторики.

Описание: Смыкать и размыкать губы.

Артикуляционная гимнастика «Птенцы» («Домик открывается)

Ротик широко открыт,

Язычок спокойно спит.

Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

Описание : Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

Артикуляционная гимнастика «Улыбка»

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны.

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Артикуляционная гимнастика «Хоботок»

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.

Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Артикуляционная гимнастика «Улыбка-хоботок»

Хобот вытянул слоненок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.

Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.

Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у – и», «и – у – а»), удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.

Артикуляционная гимнастика «Чашечка» «

Улыбаюсь, рот открыт:

Там язык уже стоит.

К зубкам подняты края –

Вот и «чашечка» моя.

Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье» «

Как будто варенье лежит на губе –

Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».

Артикуляционная гимнастика «(Чередование «чашечка» на верхней губе – «чашечка» на верхних зубах – «чашечка» вверху за зубами)»

На верхнюю губку, На верхние зубки,

За зубки скачок –

Цель: удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Укреплять мускулатуру языка. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку».

Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд.

Артикуляционная гимнастика «Не разбей чашечку»

Широко открыт мой рот,

Ходит «чашка» взад-вперед.

Цель : производить движения языком в форме чашечки, не разрушая ее. Развивать мускулатуру и подвижность языка.

Описание : Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая «чашечки».

Артикуляционная гимнастика «Фокус» (Дуем с чашечки»)

Я «чашку» выведу вперед,

С нее подую вверх.

И теплый воздух обдает

Мой носик, например.

Цель: направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

Артикуляционная гимнастика «Заборчик»

Цель : развитие артикуляционной моторики.

Описание: Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.

Артикуляционная гимнастика «Бублик»

Цель : развитие артикуляционной моторики.

Описание: Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать.

Артикуляционная гимнастика «Шарик»

Шарик слева, шарик справа,

Есть у нас одна забава:

В щеки дуем – чередуем,

То в одну, а то в другую.

Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.

Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.

Артикуляционная гимнастика «Часики» («Маятник»)

Влево-вправо кончик ходит,

Будто места не находит.

Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть острый язык как можно дальше вперед и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз). Проделать упражнение 10-15 раз.

Артикуляционная гимнастика «Лошадка»

Цок-цок-цок по мостовой-

Идет лошадка к нам с тобой.

Щелкай язычком быстрее,

Чтоб она пришла скорее.

Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).

Артикуляционная гимнастика «Качели»

Гнется мой язык –

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз).

Артикуляционная гимнастика «Непослушный язычок» «Шлепаем губами по языку»)

А теперь уж не зубами –

Я пошлепаю губами:

«У быка губа тупа,

Цель: расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па». Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения: пошлёпать губами кончик языка; пошлёпать губами середину языка; пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад.

Артикуляционная гимнастика «Любопытный язычок»

Вот и вышел на порог

«Что он скачет взад-вперед?» –

Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

Артикуляционная гимнастика «Пятачок»

Цель : развитие артикуляционной моторики.

Описание: Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить им вправо-влево, вправо-влево…(8-10 раз).

Артикуляционная гимнастика «Посчитаем нижние зубки»

Цель : развитие артикуляционной моторики.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться в каждый нижний зуб по очереди. Челюсть не двигается.

Артикуляционная гимнастика «Сдуй ватку с ладошки»

Цель : развитие артикуляционной моторики.

Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на ватку или бумажку. Можно сдувать ватку со стола, с ладошки другого ребенка.

Артикуляционная гимнастика «Котенок лакает молоко»

Цель : развитие артикуляционной моторики.

Описание: Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко.

Описание: Дети открывают рот, губы в улыбке, и широким кончиком языка гладят небо, делая движение назад-вперед.

Артикуляционная гимнастика «Поиграем на губах»

Цель : развитие артикуляционного аппарата.

Описание: Через губы вдуваем воздух, периодически их смыкая: б-б-б-б.

Артикуляционная гимнастика «Хомячок»

Языком давить стараюсь,

В щеку сильно упираюсь.

Раздалась моя щека,

Как мешок у хомяка.

Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.

Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд .

Артикуляционная гимнастика «Крестик»

Цель : развитие артикуляционной моторики.

Описание: Рот широко открыть. Высунуть вперед язык и работать им слева-направо (из угла в угол), потом вверх-вниз (к верхней губе, к нижней) (5-6 раз).

Артикуляционная гимнастика «Расческа»

Цель : развитие артикуляционной моторики.

Описание: Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз), потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз).

Артикуляционная гимнастика «Загнать мяч в ворота»

Щек своих не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

Цель: научиться выпускать длительную направленную воздушную струю.

Описание: Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

М е т о д и ч е с к и е у к а з а н и я.

  1. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого можно их слегка придерживать пальцами.
  2. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Артикуляционная гимнастика «Кто дальше загонит мяч» («Дуем на лопаточку»)

Дую, дую на «лопатку», Чтоб была широкой, гладкой.

Цель: вырабатывать умение дуть посередине широкого языка, спокойно лежащего на нижней губе.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть посередине языка.

М е т о д и ч е с к и е у к а з а н и я.

  1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
  2. Нельзя надувать щеки.
  3. Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Артикуляционная гимнастика «Кучер»

Губы вместе я сведу,

Через губы буду дуть.

Поиграю я в игру

И скажу лошадке: «Тпру!».

Цель: отрабатывать вибрацию губ и языка, подготавливать артикуляционные органы к произношению «р». Развивать силу выдоха.

Описание: Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук «тпру-у-у».

Варианты: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»).

Артикуляционная гимнастика «Почистим за нижними зубами»

Ходит «горка» влево – вправо,

Чистит зубки очень браво.

Цель: научиться удерживать кончик языка за нижними зубами. Укреплять кончик языка, развивать подвижность.

Описание: Улыбнуться показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.

М е т о д и ч е с к и е у к а з а н и я.

  1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.
  2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.
  3. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

Артикуляционная гимнастика «Почистим за верхними зубами»

Зубы верхние – смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.

Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать подъем языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

Артикуляционная гимнастика «Киска сердится» («Горка»)

Улыбаюсь, рот открыт –

Там язык лежит, свернувшись.

В зубы нижние уткнувшись,

Горку нам изобразит.

Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Артикуляционная гимнастика «Ветер дует с горки»

С горки дует ветерок,

И несет он холодок.

Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих. Укреплять мышцы языка. Научиться дуть по середине языка плавно и длительно.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть посередине языка. Воздух должен быть холодным.

Артикуляционная гимнастика «Мостик построим- мостик разрушим»

Ставлю я язык «дугой»

И кладу – даю покой.

Цель: научиться попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение мостика или горки («Мостик построим»). Удержать язык в расслабленном и напряжённом состоянии по 3-5 секунд.

Артикуляционная гимнастика «Блинчик»

Вот опять язык свернулся,

В зубы нижние уткнулся.

Двину чуть его вперед,

Разжую его вот-вот.

Цель: научить ребенка распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка»), потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10-15 раз.

Артикуляционная гимнастика «Парашютик»

Цель : развитие артикуляционной моторики.

Описание: На кончик носа положить ватку, широким языком в форме “чашечки”, прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.

Артикуляционная гимнастика «Барабанщик»

В руки барабан возьмем И играть на нем начнем.

Язычок наверх подняли, «Д-д-д-д» застучали.

Цель: отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка).

Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). Темп убыстряется постепенно. Варианты:

  1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын» («звоночек»).
  2. Стучим и произносим: «т-д-т-д» («скачет лошадка»).
  3. Многократно произносим: «а-д-д-д», «а-д-д-д», «а-д-д-д» («песенка»).

Артикуляционная гимнастика «Лопаточка»

Поперек улыбки лег –

Цель: вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Артикуляционная гимнастика «Гармошка»

Присосу язык на нёбо, А теперь смотрите в оба:

Ходит челюсть вверх и вниз –

У нее такой круиз.

Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать подъем языка.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

Артикуляционная гимнастика «Парус»

Улыбаюсь, рот открыт:

«Парус» там уже стоит.

Прислоню язык, смотрю,

К зубкам верхним изнутри.

Цель: удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.

Артикуляционная гимнастика «Пароход»

Вывожу язык вперед,

Закушу его – и вот:

«Ы» тяну – и к нам идет

Цель: отрабатывать положение языка, необходимое для постановки «л» ( особенно при напряженности языка и замене твердого «л» на мягкий «ль»).

Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы-ы-ы» («пароход гудит»).

М е т о д и ч е с к и е у к а з а н и я.

  1. Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

Артикуляционная гимнастика «Маляр»

Стал язычок твой маляром,

Он будет красить старый дом:

Ремонту каждый будет рад.

Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад.

Артикуляционная гимнастика «Иголочка»

Улыбаюсь: вот шутник –

Узким – узким стал язык.

Меж зубами, как сучок,

Вылез длинный язычок.

Цель: научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.

Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Артикуляционная гимнастика «Змейка»

А у змейки язычок

Узок, тонок, как сучок.

Как же он не устает?

Цель: развивать подвижность языка, переменно выдвигая и убирая узкий язык.

Описание: Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад («жало змейки»).

Артикуляционная гимнастика «Лягушка»

Ниже нижнюю губу

Опущу я, как смогу.

Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.

Артикуляционная гимнастика «Индюк»

Широко открыт мой рот, Язычок – назад – вперед.

Лижет «чашечкой» губу И «болбочет» на бегу.

Цель: отрабатывать подъем языка и подвижность кончика языка.

Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движения постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк).

М е т о д и ч е с к и е у к а з а н и я.

  1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
  2. Чтобы движения языком были вперед – назад, а не из стороны в сторону.
  3. Язык должен “облизывать” верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Артикуляционная гимнастика «Зайчик»

Губку верхнюю подняв,

Замер зайчик, зубки сжав.

Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.

Артикуляционная гимнастика «Окошко»

Рот прикрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.

Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.

Артикуляционная гимнастика «Язык здоровается с подбородком»

Долго спать он не привык.

И спросил у подбородка:

– Эй, какая там погодка?

Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

Артикуляционная гимнастика «Язык здоровается с верхней губой»

Улыбнись, не будь груба,

Здравствуй, верхняя губа!

Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки), если

Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.

Артикуляционная гимнастика «Бульдог»

За верхнюю губку заложен язык –

Бульдог уступать никому не привык.

Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.

Артикуляционная гимнастика «Обезьянка»

За нижнюю губку заложен язык –

Из зеркала смотрит мартышкин двойник.

Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.

Артикуляционная гимнастика «Прятки» (чередование «Бульдог-Обезьянка»)

Обезьянка и бульдог –

Всем покажет язычок.

Цель: укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ – верх).

Описание: Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог».

Артикуляционная гимнастика «Кружок»

Мой язык совсем не глуп –

Ходит кругом возле губ.

Цель: развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек.

Описание: Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.

Артикуляционная гимнастика «Толстячки-худышки»

Вот толстяк – надуты щеки

И, наверно, руки в боки.

Вот худышка – щеки впали:

Видно, есть ему не дали.

Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.

Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.

Артикуляционная гимнастика «Самовар»

Щеки надую и выпущу пар,

И запыхчу, как большой самовар.

Цель: укреплять мускулатуру губ и щек.

Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!».

Артикуляционная гимнастика «Покусаем язычок»

Выдвигай свой язык,

Чтоб лениться не привык.

И от кончика до корня

Я кусаю все проворней.

Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.

Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания.

Артикуляционная гимнастика «Кусаем боковые края язычка»

«Горкой» выгну язычок, Пожую ему бочок:

Левый, правый, оба сразу Я жую как по заказу.

Цель: преодолевать спастичность (напряженность) языка путем самомассажа (покусывания боковых краев языка), способствовать прилеганию краев языка к нижним боковым зубам.

Описание: Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится) – и, не меняя положения языка, покусать его края боковыми зубами 10 – 15 раз.

Артикуляционная гимнастика «Чистим зубы снаружи»

Зубки верхние снаружи

Нам почистить очень нужно.

Зубки нижние – не хуже,

Тоже чистки просят дружно.

Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.

Артикуляционная гимнастика «Катушка»

Широко раскрою рот, «Горку» выведу вперед.

И, назад отодвигая, Я ее не разрушаю.

Цель: развивать подвижность языка и укреплять его мускулатуру .

Описание: Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать вглубь рта. Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.

Артикуляционная гимнастика «Зверек»

Гав! Гав! Скверная кошка!

Извела мои нервы совсем.

Эй, ты, слезай с окошка,

Гав! Гав! Я тебя съем!

Цель: укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка.

Описание: Поднять верхнюю губу, обнажая верхние зубы, прорычать, опустить губу обратно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ СОДЕРЖИТ КАРТОЧКИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ В ГРУППЕ.

Цель артикуляционной гимнастики – отработка определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков родного языка; развитие подвижности, то.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЙ ПРАВИЛЬНЫЙ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ УКЛАД ЗВУКОВ.

Развитие артикуляционного аппарата — длительный процесс и требует постоянной практики речи. Для правильного произношения всех звуков родного языка нужен комплекс движений. В материале представле.

Картотека предназначена для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для того, чтобы ребенок научился произносить сложные звуки.

Артикуляционная гимнастикаЗвуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов – кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуко.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАРТОТЕКА 50 ШТ.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector