Арт терапевтическое упражнение страх



Тренинг «Коррекция страхов с помощью арт-терапевтических методов»

Татьяна Павлова
Тренинг «Коррекция страхов с помощью арт-терапевтических методов»

Хочу предложить вашему вниманию тренинг,который я проводила с коллегами: педагогами- психологами нашего района. Также этот тренинг можно адаптировать для детей старшей группы.

Концепция. В основе страха как базовой человеческой эмоции лежит инстинкт самосохранения. Следует отметить, что страхи могут и не иметь данных позитивных функций, и тогда они становятся сигналами личностного неблагополучия. Страхи сопровождаются дисфункциональными проявлениями в виде хронической эмоциональной неудовлетворенности, удрученности, общей заторможенности, раздражительности, тревожности. Существуют различные виды терапии, которые используются в практической работе со страхами. Применение арт-терапевтических упражнений незаменимо в случаях эмоциональных нарушений (страх, тревожность)

Цель: преодоление страхов с помощью арт-терапии.

-повышение уверенности в себе;

– формирование положительной Я –концепции;

– преодоление негативных переживаний;

– снижение эмоционального напряжения.

Предполагаемый результат: Участники тренинга, научатся преодолевать страхи с помощью арт-терапевтических методов.

Материал и оборудование : цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4.

Формы работы: арт-терапия

– Сегодня мы с вами рассмотрим приемы преодоления страхов и тревожности у людей с помощью арт-терапевтического метода экспрессивного рисования. Экспрессивный рисунок является безопасным способом «выпустить пар» и разрядить напряжение. С помощью зрительных образов участнику легче выразить неосознаваемые внутренние конфликты и страхи, чем высказать их в словах. Арт-терапевтические упражнения служат средством свободного самовыражения и самопознания, предполагают атмосферу доверия, внимания к внутреннему миру человека.

– Сразу мы оговорим правила,которых будем придерживаться на протяжении всего занятия:

Знакомство (сбор ожидания):

– Предлагаю начать наш тренинг со знакомства и ожиданий от предстоящего тренинга.

Упражнение «Наши ожидания»

Цель: выявление ожиданий участников. Корректировка запроса.

– В конце тренинга у нас с Вами будет возможность проанализировать свои ожидания. Сейчас, мы переходим к упражнению, которое называется «Волшебные зеркала».

Упражнение «Волшебные зеркала»

Цель: формирование положительной Я -концепции, повышение уверенности в себе, снижение тревожности.

– Предлагается Вам нарисовать себя в 3-х зеркалах, но не простых,волшебных: в первом – маленьким и испуганным, во втором – большим и весёлым, в третьем – небоявщимся ничего и сильным.

-Теперь каждый должен представить свой рисунок и ответить на следующие вопросы

1. Какой человек выглядит симпатичнее?

2. На кого ты сейчас похож?

3. В какое зеркало ты чаще всего смотришься в жизни?

4. На кого ты хотел бы быть похож?

5. Какие ощущения у тебя возникали в процессе рисования 3-х рисунков?

Упражнение 2. «Нарисуй свой страх»

Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

-Сейчас, предлагаю вам нарисовать свой страх. А затем, по очереди рассказать о своих рисунках.

1. Что изображено на рисунке? Расскажи о нём подробнее.

2. Что вы чувствовали во время рисования?

-Предлагаю Вам несколько вариантов на выбор избавления от своего страха: уничтожить рисунок (страх); превратить страшное в смешное, дорисовав рисунок; украсить его, чтобы оно само себе понравилось и стало добрым; либо свой вариант придумать.

1. Какой способ избавления от страха вы выбрали?

2. Какие ощущения у вас возникали во время «избавления»?

3. Изменилось ли ваше отношение к данному страху теперь?

-Мы заканчиваем наше занятие здесь и сейчас, хочу поблагодарить всех участников нашего занятия, скажите, пожалуйста, как вы себя чувствуете, оправдались ли ваши ожидания от сегодняшнего занятия.

«Наши полезные игры» (психокоррекционные технологии в работе с детьми дошкольного возраста) Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию фотоотчет об использовании психокоррекционных технологий в коррекционно-развивающей.

Мое увлечение — плетение из талаша. Мое увлечение – плетение из талаша. Дорогие коллеги! Хочу предложить вашему вниманию несколько работ, выполненных их талаша (кукурузных листьев).

Источник

Методическая разработка «Страшно смешные страхи». Сборник арт-терапевтических техник и упражнений преодоления страхов у детей

Лилия Стельмаченко
Методическая разработка «Страшно смешные страхи». Сборник арт-терапевтических техник и упражнений преодоления страхов у детей

…Мы взялись за дела.

Страх берет, а в комнате

Уж совсем стемнело

Я рисую, я держусь

Из последней мочи.

Свет зажег бы, да боясь,

Нарисуем тут же папу!

Бойся, вражья сила!

Бармалей как завопит,

Аж уши заложило.

Состояние повышенной тревожности и как следствие — возникновение чувства страха у детей явление довольно частое. Дети боятся темноты, неизвестности, боятся потерять родителей, боятся сказочных героев, приведений и монстров.

Под влиянием страхов у детей дошкольного возраста может возникнуть состояние эмоционального перенапряжения,которое проявляется различными изменениями в поведении: заторможенность, импульсивность, непредсказуемые действия и др. Наличие устойчивых страхов говорит о том, что ребенок не способен справиться со своими чувствами, не может контролировать их.

Читайте также:  Упражнения при болезни паркенсона

Дети разного возраста по-своему реагируют на ту или иную ситуацию. Детям от двух до пяти лет зачастую просто требуется «защита». Таким детям тщетно объяснять, что в темной комнате нет ничего страшного. Достаточно дать понять ребенку, что взрослый рядом с ним, поэтому бояться нечего. Старшим дошкольникам фантазия и поддержка взрослого помогут «преобразовать» страх перед таинственным и неизведанным в интерес и ожидание сюрприза. Пользуясь подсказкой взрослых при моделировании определенной ситуации, дети могут преодолеть свой страх, используя свое воображение и чувство юмора.

Современная психология предлагает различные формы решения этой проблемы. Арт –терапия один из эффективных методов в преодолении детских страхов, основанный на использовании средств искусства, как правило, изобразительного, ее цель состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Изобразительная деятельность, подобно игре, позволяет «более глубоко осмысливать интересующие ребенка сюжеты». Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам.

Первым этапом в преодолении чувства страха является его изображение. Именно конкретизация страхов поможет ребенку избавиться от неопределенности и выплеснет наружу то, что тревожит и мучает. Детям бывает гораздо проще нарисовать, не детализируя, «страх», чем описать его словесно. Рисуя, такой ребенок не просто изображает конкретные предметы, он живет в этом «микрокосмосе», который мы условно называем «детский рисунок».

Второй, не менее значимый этап в преодолении чувства страха — моделирование выхода из сложившейся ситуации.Существует множество приемов и способов:

• дорисовка «защитного объекта»;

• закрашивание «страшного»;

• уничтожение «зла» (скомкать, порвать, выбросить и т. д.);

• дорисовка интересных, интригующих деталей («сюрприз»);

• видоизменение рисунка, превращение «страшного» в «смешное»;

• развитие (дорисовка) ситуации, с возможными последующими решениями;

• украшение мрачного, преобразование в красивое;

«заглядывание в темноту» (расчищение темного пространства).

Для коррекции страхов и снижения уровня тревожности составлен сборник практических арт-терапевтических упражнений с использованием различных техник.

Цель: устранение, преодоление, десенсибилизация страхов у детей старшего дошкольного возраста.

1. Совершенствовать умения у детей передачи своего эмоционального состояния.

2. Снизить уровень тревожности

3. Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания.

4. Содействовать развитию воображения и творческих задатков.

Сборник упражнений предназначен для педагогов, детских психологов ДОУ, родителей, сталкивающихся с необходимостью коррекции страхов у детей, а также развития творческих способностей ребенка на основе арт – терапевтических и художественных техник.

Упражнения могут быть использованы при составлении программ коррекционного развития для детей, страдающих неврозами страха, а также для развития творческих способностей.

1. Техника Эбру

2. Техника Фроттаж 7

3. Техника Паспарту 8

4. Техника коллаж 9

5. Техника Граттаж 10

6. Метод Фрактального рисунка 12

7. Техника кляксография 13

8. Техника ниткография 14

9. Техника рисования гелем 15

10. Техника рисования пеной 16

11. Техника рисования зубной пастой

12. Техника разнесения фона 18

13. Штампы пальчиками 19

14. Рисование пальчиками 20

15. Рисование ножками и ладошками 21

16. Рисование цветным воском 21

17. Рисование солью

18. Рисование цветной манкой 23

19. Рисование на воздушном шаре 23

20. Рисование на клеенке 24

Арт-терапевтические техники и упражнения в преодолении детских страхов у детей дошкольного возраста

9. Техника рисования гелем для бритья

Материал: гель для бритья, акварельные краски, гуашь, карандаши, бумага разных оттенков, картон.

Легким нажатием выдавливается гель для бритья и создается необходимый объемный рисунок на картоне, бумаге.

Упражнение «Что я вижу в темноте»

Цель: коррекция страха темноты.

Психолог предлагает детям вспомнить свои ощущения, перед тем как они засыпают. Рассказав о своем состоянии, детям предлагается нарисовать гелем то или что они видят в темноте. Используя краски или карандаши, дети подрисовывают необходимые детали. Чтобы пугающий образ стал не страшным можно его изменить, подрисовав улыбку, бантики, подарки. Происходит трансформация страха.

10. Техника рисования пеной для бритья

Материал: пена для бритья, гуашь, акварельные краски или пищевые красители, плоская тарелка для смешивания пены для бритья и красок, бумага, скребок, пипетка, кисточки, клей ПВА.

Равномерным толстым слоем нанесите пену для бритья на поднос. Смешать краски или пищевые красители разных цветов с небольшим количеством воды, чтобы получился насыщенный раствор. С помощью кисточки или пипетки накапать краску разных цветов на поверхность пены в произвольном порядке.

Читайте также:  Укрепляющие упражнения для всех групп мышц

Все той же кисточкой или палочкой красиво размазать краску по поверхности, чтобы она образовывала причудливые зигзаги, волнистые линии и т. п.

Необходимо лист бумаги аккуратно приложите к поверхности получившейся узорчатой пены. Соскрести всю пену с листа бумаги. Для этих целей можно использовать кусок картона или разрезанную пополам крышку.

Предварительно лист бумаги намазать клеем ПВА, чтобы пена по мере высыхания приклеилась к листу. Пена накладывается на бумагу и набрызгивается красками. По необходимости перемешать краску и пену. Работа сохнет 30 мин и более.

Поверхность картона смазывается клеем ПВА. Пена для бритья выдавливается в том количестве, сколько нужно ребенку (создается объемная фигура). По необходимости с помощью кисточки наносится мазками краска.

Упражнение «Рисунок с закрытыми глазами»

Цель: развитие воображения, коррекция страха темноты и тревожности.

Используя «Способ 1», на поднос наносится пена. После того как ребенок накапает краску на пену ребенку предлагается завязать глаза шарфом. С закрытыми глазами ребенок непроизвольно водит кисточкой по поверхности, создавая линии. Если ребенок не хочет завязывать шарф, то можно предложить просто прикрыть глаза.

После того как ребенок откроет глаза можно спросить: «Что изображено на рисунке? Хочется ли еще добавить краски и дорисовать?». Предложить ребенку дать название своему рисунку.

Упражнение «Мое настроение»

Цель: обогащение эмоциональной сферы, коррекция тревожности, развитие воображения.

Дети рассказываю о своем настроении. На какие цвета похоже оно. Психолог объясняет, что о настроении можно не только рассказать, но и показать и изобразить его. Используя Способ 2, дети изображают свое настроение и внутренне эмоциональное состояние. Если кто – то из детей изобразил плохое настроение, используя мрачные цвета, предлагается подумать, что необходимо для того, чтобы настроение улучшилось. Затем предложить добавить ярких капель в виде конфетти. Либо изобразить настроение на новом листе. Главное, чтобы ребенок получил заряд положительных эмоций.

Упражнение «Скульптура»

Цель: коррекция тревожности, развитие воображения.

Выдавливая пену столько, сколько хочет ребенок создает объемную скульптуру. Психолог предлагает увидеть, на что или на кого похожа скульптура. Используя краски, ребенок раскрашивает ее.

Если ребенок увидел, что – то страшное и не красивое, то можно «долепить» скульптуру, добавив пены и использовать более яркие краски. Психолог предлагает рассказать о получившейся скульптуре.

17. Рисование солью

Материал: разноцветный картон, разноцветная соль, клей ПВА, карандаши.

Нанести клей ПВА по контуру рисунка, затем засыпать разноцветной солью (соль смешивается с мелками для рисования). Соль должна подсохнуть. Лишнюю соль стряхнуть.

Упражнение «Ночной город»

Цель: коррекция страха темноты.

Дети рисуют на выбранном картоне карандашами изображение ночного города. Для того чтобы ночной город стал ярким и красивым психолог предлагает преобразить его, используя цветную соль.

19. Рисование на воздушном шаре

Материал: воздушный шар, гуашь, мыло, кисточки, скотч.

Надутый однотонный шарик прикрепляется скотчем к столу. Кисточки для работы надо выбирать максимально мягкие, чтобы дети неосторожным движением не лопнули шарик. Ширина их должна быть от 10 мм – для крупных деталей, 5 мм – для прорисовки контуров и мелочей. Для того чтобы краски хорошо наносились необходимо гуашь смешать с жидким мылом.

Упражнение «Отпускаем страх»

Цель: коррекция страхов, тревожности, развитие воображения.

Психолог рассказывает детям, что свой страх можно изобразить на воздушном шаре. Ребенок выбирает воздушный шар любого оттенка. Надувая его психолог спрашивает у ребенка, какого размера его страх. Если ребенок говорит, что страх его большой, то желательно надуть его максимально. Ребёнок может надуть шар сам или с помощью насоса, мысленно представляя, что страх останется внутри шара. Нарисовав страх и взяв его в руки,ребенок выходит на улицу и выпускает его со словами: «Шар воздушный, улетай, страх с собой забирай».

Упражнение «Приручение страха»

Цель: коррекция страхов

Ребёнок надувает шар сам или с помощью насоса, мысленно представляя, что страх останется внутри шара. Ребенок изображает страх на надутом воздушном шаре. Психолог предлагает сделать его веселым, подрисовав или приклеив ему детали.Затем психолог предлагает:

• выпустить воздух из шара. Он становится маленьким, рыхлым и забавным;

• Привязать к шару ленточку и зацепить за предмет в кабинете у психолога, наблюдая за ним в течении недели.

20. Рисование на клеенке

Материал: плотная клеенка (прозрачная или цветная, гуашь, жидкое мыло, обойный клей, кисточки, губки.

Читайте также:  Какие упражнения лучше выполнять с утра

Для того чтобы краски хорошо наносились на клеенку, необходимо гуашь смешать с жидким мылом, либо с клеем ПВА. Под прозрачную клеенку ребенок может подложить бумагу любого оттенка (фон по желанию).

Упражнение «Море»

Цель: коррекция страха воды.

Психолог предлагает изобразить море, бассейн на клеенке.Затем психолог может спросить: «Что чувствуешь, глядя на свой рисунок? Тебе хотелось бы оказаться там? и т. д.». Если захочет ребенок, то он может себя нарисовать на песочном пляже вместе с родителями, с друзьями, с плавательным кругом и т. д.

Упражнение «Страхи»

Цель: коррекция страхов, тревожности.

Психолог предлагает ребенку изобразить свои страхи, объясняя тем, что если вдруг захочется что – то исправить, то это можно сделать легким касанием губки. Ребенок рассказывает о своем страхе,а затем можно:

• подрисовать что-нибудь, чтобы образ стал смешным;

• угостить вкусным, нарисовав конфеты, печенье, колбасу и т. д. ;

• избавиться от страха, смыв водой (клеенка останется чистой);

Результаты работы по коррекции страхов с детьми старшего дошкольного возраста с использованием арт-терапевтических техник и упражнений. Сборник «Страшно смешные страхи».

В 2015-2016 уч. г. в МБДОУ «Детский сад № 142» г. Чебоксары проводилась групповая работа по коррекции страхов и тревожности детей старшего дошкольного возраста с использованием арт-терапевтических техник и упражнений, указанных в сборнике «Страшно смешные страхи». После проведенного диагностического обследования, наблюдения, беседы с педагогами и родителями были выявлены 18 детей с высоким уровнем тревожности и наличием страхов превышающие возрастную норму. Всего было проведено 20 занятий. На каждом занятии присутствовало 3-5 детей. Дети с огромным удовольствием посещали занятия, позитивно воспринимали их проведение. Необходимо отметить, что у всех детей отмечалось снижение количества страхов, снижение уровня тревожности, повышение уверенности. На каждом занятии дети учились управлять своими страхами, преодолевая его разными способами и средствами.

Динамика преодоления страхов у каждого ребенка была разная, что зависело от степени включенности в занятие, от индивидуальных особенностей детей, от уровня тревожности каждого.

Необходимо отметить не у всех детей количество страхов сократилось до возрастной нормы. Это связано с тем, что по каким-либо причинам дети пропускали занятия, направленные на коррекцию страха имеющегося у ребенка.

Для выявления результативности проведенных занятий, была проведена диагностика по методике М. А. Панфиловой «Страхи в домиках».

Детские страхи. Коррекция страхов в дошкольном возрасте Детские страхи. Коррекция страхов в дошкольном возрасте. На сегодняшний день проблема детских страхов актуальна в учебно-воспитательном.

«Пальчиковая азбука». Сборник игр и упражнений с пальчиковыми буквами для старших дошкольников «Пальчиковая азбука» Как сделать знакомство с буквой для дошкольника интересным, запоминающимся и увлекательным? Как сделать так, чтобы.

Детские страхи в старшем дошкольном возрасте и пути их преодоления Актуальность темы. Проблема эмоционального неблагополучия детей, в частности, проблема детских страхов, несмотря на достаточную изученность.

Занятие педагога-психолога в подготовительной группе «Жители волшебной страны чувств. Детские страхи и пути их преодоления» Конспект занятия педагога-психолог в подготовительной к школе группе – детские страхи и пути их преодоления. «Жители волшебной страны чувств».

Методическая разработка «Использование предметов при проведении общеразвивающих упражнений» Методическая разработка «Использование предметов при проведении общеразвивающих упражнений» Правильное физическое воспитание детей – одна.

Методическая разработка — наша первая книга «Сборник стихов «Новогодние чудеса» Посвящается нашим замечательным родителям. Спасибо Вам за ваше неравнодушие, активность и заботу. Дети и воспитатели группы «Звёздочка».

Методическая разработка «Сборник арт-терапевтических техник и упражнений в коррекции страхов у детей дошкольного возраста» Предисловие …Мы взялись за дела. Страх берет, а в комнате Уж совсем стемнело Я рисую, я держусь Из последней мочи. Свет зажег бы, да.

Сборник дидактических упражнений по формированию элементарных математических представлений у младших дошкольников Пояснительная записка Данный сборник дидактических упражнений используется в процессе проведения непосредственно образовательной деятельности,.

Сборник игр и упражнений для развития мелкой моторики детей с ОВЗ 4–6 лет в домашних условиях Рука, ладошка, пальчик [/b] Сборник игр и упражнений для детей 4-6 лет Для чего нужны игры и упражнения для развития ручной моторики?.

Сборник традиционных и нетрадиционных упражнений для развития мелкой моторики Сборник традиционных и нетрадиционных упражнений для развития мелкой моторики рук Традиционные: — самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание,.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector