Архипова 20 артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой

Архипова 20 артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой

Современные логопедические методики (LogoHelp) запись закреплена

20 артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой . Е.Ф. Архипова

Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей
Этот комплексный подход при устранении дизартрии включает в себя три блока.

Первый блок – медицинский, который определяет врач-невролог. Кроме медикаментозных средств, назначается ЛФК, массаж, рефлексотерапия, физиотерапия и другие.

Второй блок – психолого-педагогический. Основными направлениями этого воздействия будут: развитие сенсорных функций. Развивая слуховое восприятие, формируя слуховой гнозис, тем самым подготавливается база для формирования фонематического слуха. Развивая зрительное восприятие, дифференцировки и зрительный гнозис, тем самым предупреждаем графические ошибки на письме. Реализуя это направление развивают и стереогноз. Кроме развития сенсорных функций психолого-педагогический блок включает упражнения по развитию и коррекции пространственных представлений, конструктивного праксиса, графических навыков, памяти, мышления. Этот аспект работы достаточно полно изучен и методически обеспечен (Л. А. Данилова, Н. В. Симонова, И. Ю. Левченко и другие).

Третий блок– логопедическая работа, которая проводится преимущественно в индивидуальном плане. Учитывая структуру дефекта при дизартрии, логопедическую работу рекомендуется планировать по следующим этапам:

Первый этап логопедической работы, носящий название – подготовительный, содержит следующие направления:

– Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры. С этой целью логопед проводит дифференцированный логопедический массаж.

– Нормализация моторики артикуляционного аппарата. С этой целью логопед проводит дифференцированные приемы артикуляционной гимнастики. Пассивные упражнения, выполняемые самим логопедом, направлены на вызывание кинестезий. Активная артикуляционная гимнастика постепенно усложняется и добавляются функциональные нагрузки. Такого плана артикуляционная гимнастика направлена на закрепление кинестезий и на улучшение качества артикуляционных движений. Отрабатываются такие качества артикуляционных движений, как точность, ритмичность, переключаемость и др. (в приложении приводятся 20 артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой).

– Нормализация голоса. С этой целью проводятся голосовые упражнения, которые направлены на вызывание более сильного голоса и на модуляции голоса по высоте и силе. Интересные упражнения можно заимствовать из работ Ермаковой И.И., Лопатиной Л.В. и других.

– Нормализация речевого дыхания. С этой целью логопед проводит кратковременные упражнения по выработке более длительного, плавного, экономного выдоха. Затем закрепляют новые навыки в ортофонических упражнениях, объединяющих артикуляционные, голосовые и дыхательные упражнения воедино. Такой тренинг готовит артикуляционный, голосовой и дыхательный аппарат к формированию у детей новых произносительных умений и навыков.

– Нормализация просодики. Это направление на первом этапе является менее всего разработанным. В специальной литературе встречаются описания просодической стороны речи у детей с дизартрией: это такие нарушения как тихий и немодулированный голос, нарушения темпа речи и тембра голоса, бедные интонации, плохая разборчивость речи, отсутствие пауз и логических ударений и другие симптомы просодики. В методической литературе эти разделы представлены лишь декларациями о необходимости нормализации просодики. И только в работах Лопатиной Л.В., Серебряковой Н.В., Румянцевой Е.Ю. определена некоторая последовательность в работе над формированием просодики при дизартрии.

– Нормализация мелкой моторики рук. С этой целью проводится логопедом пальцевая гимнастика, направленная на выработку тонких дифференцированных движений в пальцах обеих рук. Из работ Бернштейн Н.А., Кольцовой М.А. известна взаимосвязь ручной и артикуляционной моторики. Целенаправленная и последовательная стимуляция мелкой моторики рук не только способствует улучшению артикуляционной базы, но и обеспечивает подготовку руки ребенка к овладению графомоторными навыками.

Все упражнения первого этапа постепенно усложняются.

Вторым этапом логопедической работы при дизартрии является выработка новых произносительных умений и навыков. Направления второго этапа логопедической работы проводятся на фоне продолжающихся упражнений, перечисленных в первом этапе, но более сложных. Направлениями второго этапа являются:

– Выработка основных артикуляционных укладов (дорсального, какуминального, альвеолярного, небного). Каждая из этих позиций определяет соответственно артикуляции свистящих, шипящих, сонорных и небных звуков. Овладев в первом этапе рядом артикуляционных движений, на втором этапе переходим к серии последовательных движений, выполняемых четко, утрированно, с опорой на зрительный, слуховой, кинестетический контроль. Последовательность действий предлагаемая детям такова:

Читайте также:  Упражнения для быстрого чтения с высоким уровнем запоминания

Инструкции логопеда следующие:

1-ая Смотри в зеркало как делаю я.

2-ая Смотри в зеркало на себя и выполняй следующие упражнений, например, для дорсальной позиции («Забор» – «Окно» – «Мост»). Это названия определенных движений, усвоенных на первом этапе.

3-ья Посмотри внимательно на себя в зеркало. В каком положении губы, язык.

4-ая Закрой рот. Проглоти слюну и расскажи, как выполнял последовательно эту серию упражнений.

5-ая Выполни еще раз эти движения.

Такая последовательность движений направлена на формирование четких кинестезий и тем самым способствует уменьшению диспраксических нарушений, имеющих место при некоторых вариантах дизартрии.

В результате у ребенка подготавливается артикуляционная база для уточнения или вызывания нарушенных свистящих звуков. По аналогии формируют какуминальную позицию, только логопед выбирает уже другой набор упражнений («Забор – Окно – Мост – Лопата – Лопата копает – Вкусное варенье – Фокус – Теплый ветер»). Последовательное выполнение перечисленных упражнений обеспечивает базу для всех шипящих звуков. Для формирования альвеолярной позиции логопед предлагает другой набор упражнений и т. д.

– Следующим направлением второго этапа является определение последовательности работы по коррекции звукопроизношения. При дизартрии у детей в зависимости от наличия патологической симптоматики в артикуляционной области, от степени ее выраженности, индивидуально определяют последовательность работы над звуками. В ряде случаев не придерживаются традиционного порядка, рекомендующего постановку с нарушенных свистящих звуков. Рекомендуется, работая по коррекции звукопроизношения при дизартрии, уточнять или вызывать ту группу звуков, артикуляционный уклад которых «созрел» прежде всего. И это могут быть даже более трудные звуки, например, альвеолярной позиции – р, р’, а свистящие корригироваться будут позже, после «созревания» дорсальной позиции (являющейся для детей одной из сложных).

– Одним из направлений второго этапа является уточнение или развитие фонематического слуха. Работа проводится по классической схеме, включающей в себя 6 этапов. Под фонематическим слухом подразумевается способность ребенка выделять и различать фонемы родного языка. Данная способность формируется при нормальном онтогенезе с 6-ти месячного возраста и до одного года и 7-ми месяцев.

– Следующим направлением логопедической работы является непосредственно вызывание конкретного звука. Эта работа при дизартрии проводится также, как и при любом другом нарушении, в том числе и при дислалии. Это значит, что логопед использует классические приемы постановки звуков (по подражанию, механическим, смешанным способами).

– Самым сложным направлением работы на втором этапе является закрепление вызванного звука, т. е. его автоматизация. Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произносят все звуки правильно, а в речевом потоке звуки теряют свои дифференцированные признаки, произносятся скаженно. В работах Л.В. Мелиховой, О.В. Правдиной, Р.И.

Мартыновой и других настоятельно рекомендовалось уделять тщательное внимание автоматизации звуков в разной сложности лексическом материале. Учитывая рекомендации как прошлых, так и современных авторов, можно предложить следующую последовательность логопедической работы в плане автоматизации поставленного звука: в слогах разной структуры (10 модулей), где все звуки произносятся утрированно, в словах разной слоговой структуры (13 классов слов), где закрепляемый звук находится в разных позициях (в начале, в конце, в середине). Затем автоматизируют в предложении, насыщенном контрольным звуком. В лексическом материале должны быть исключены звуки, которые у ребенка еще не закреплены. Кроме того весь лексический материал, предлагаемый для автоматизации в нем звука, должен быть семантически доступен ребенку. Автоматизация звука проходит вначале с опорой на образец, т. е. по подражанию за логопедом, а затем с опорой только на наглядность (схемы, картинки, символы и т. п.).
– Одним из значимых направлений второго этапа является дифференциация поставленного звука в произношении с оппозиционными фонемами. Оптимальный набор дифференцируемых фонем предложен Г.В. Чиркиной. Автор рекомендует эту работу осуществлять в 2 этапа.

Читайте также:  Упражнения для групп мышц со схемами

Последовательность предъявляемого лексического материала аналогична последовательности при автоматизации данного звука. Только предлагается, например, 2 слога (са – ша, ас – аш, ста – шта, тса – тша и т. п.). Затем пары слов, разных по слоговой структуре и т. д.

Исходя из опыта работы в поликлинике, куда обращаются дети школьного возраста с дисграфией, выражающейся в пропуске и замене гласных, недописывании окончаний слов, пропуске согласных при стечении, можно сделать следующие выводы.

Данная категория детей при тестировании на стертую дизартрию показали минимальные дизартрические расстройства (МДР). У большинства детей школьного возраста изолированное произнесение звуков было верным. И только с увеличением речевой нагрузки и потерей самоконтроля появилась смазанная речь, утомление мышц артикуляционного аппарата, снижалась разборчивость и просодическая окраска. Со школьниками в условиях поликлиники логопедическая работа несет форму занятий-консультаций, так как дети прикреплены для постоянной работы к школьному логопункту. Опыт работы показывает, что у детей с МДР (минимальным дизартрическим расстройством) и дисграфией (моторной по классификации О.А. Токаревой) указанная выше система автоматизации звуков и их дифференциация уменьшает или полностью устраняет ошибки на письме, связанные с неточным их артикулированием. Утрированное произнесение отрабатываемого согласного и гласного звуков сначала в слогах (по 10 модулям), а затем и в словах облегчает перевод во время письма фонемы в четкую артикулему и соответствующую графему.

Схема автоматизации предлагается в приложении.

Третий этап логопедической работы посвящается выработке коммуникативных умений и навыков.

– Одним из наиболее сложных направлений работы является формирование у ребенка навыков самоконтроля. Нередко логопеды сталкиваются с ситуацией, когда ребенок в условиях кабинета, в контакте с логопедом демонстрирует в речи приобретенные навыки. Но при смене обстановки, в присутствии других лиц навык, казавшийся прочным, исчезает, ребенок возвращается к прежнему стереотипному произношению. Для выработки коммуникативных навыков необходима активная позиция ребенка, его мотивация к улучшению речи. В данном направлении логопедической работы логопед должен выступить в роли психолога и в индивидуальном порядке определить пути выработки у ребенка навыка самоконтроля.

– Более традиционным направлением на этом этапе является введение звука в речь в учебной ситуации (заучивание стихов, составление предложений, рассказы, пересказы и т. п.).

– Специфическим направлением этапа является включение в лексический материал просодических средств: различных интонаций, модуляций голоса по высоте и силе, изменения темпа речи и тембра голоса, определения логического ударения, соблюдения пауз и др.

Четвертый этап логопедической работы носит название – предупреждение или преодоление вторичных нарушений при дизартрии. Имея в виду профилактику вторичных нарушений, следует обеспечить раннюю диагностику дизартрии, определение группы риска по дизартрии, а также организовать раннюю коррекционную работу. В настоящее время определены и диагностические критерии данного дефекта в ранний возраст (даже в младенческий, Мастюкова Е.М., Архипова Е.Ф., Приходько О.Г. и др.). Выработаны технологии коррекционной работы с детьми группы риска по дизартрии в разные возрастные периоды. Однако реализация профилактической работы проводится с детьми, имеющими тяжелую органическую патологию в условиях стационара. Большинство же детей группы риска по дизартрии (легкой степени), имеющих в анамнезе в первый год жизни диагноз невропатолога ПЭП (перинатальная энцефалопатия), лишены возможности получать адекватную коррекционную пропедевтическую помощь, так как им не показано лечение в стационаре. К концу первого года жизни диагноз ПЭП невропатолог снимает. И только при диспансерном обследовании логопед поликлиники при тщательном обследовании видит симптомы МДР (минимальных дизартрических расстройств). Эти симптомы влекут за собой вторичные нарушения в формировании языковых средств (лексики, грамматики).

Следствием недостаточной профилактики вторичных нарушений является большое число детей с дизартрией, осложненной либо ОНР, либо ФФН. По статистике в логопедических группах ДОУ очень большой процент детей с дизартрией. В группах ОНР – 50–80%, в группах ФФН – 30–40%. Устранение ОНР, ФФН осуществляется на фронтальных и подгрупповых занятиях, организуемых в соответствии с нормативными документами – Программами коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР и ФФН.

Читайте также:  Связь при выполнение упражнений что происходит

Нормализация произносительной стороны речи, коррекция дизартрии осуществляется на индивидуальных занятиях.

Источник

Нормализация моторики органов артикуляции по Е.Ф. Архиповой.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Прослушав полезный и интересный материал на курсах повышения квалификации у Архиповой Елены Филипповны, заинтересовалась. Подобрала картинный материал к ее методике и опробировала ее на практике.

Удивительная техника по постановке проблемных звуков. Советую попробовать.

Скачать:

Вложение Размер
normalizatsiya_motoriki_organov_artikulyatsii_po_e.f._arhipovoy.doc 763 КБ

Предварительный просмотр:

Нормализация моторики органов артикуляции

(по Е.Ф. Архиповой)

Картинный материал подготовила Насырова А.М.

Для детей с дизартрией артикуляционная гимнастика проводится в трех вариантах: пассивно, пассивно-активно, активно.

Пассивная гимнастика применяется, когда у ребенка нет возможности выполнения заданных движений. В этом случае логопед, механически воздействуя на органы артикуляции, руками или зондами воссоздает артикуляционные позы и движения. Пассивные движения, вызывая сокращение мышц, создают кинестетическую афферентацию. Это программирует схему будущего собственного движения.

Каждое пассивное упражнение должно выполняться в три стадии:

Первая стадия – вход в артикуляционную позу (экскурсия);

Вторая стадия – фиксация артикуляционного уклада (выдержка);

Третья стадия – выход из артикуляционного уклада (рекурсия).

Такая последовательность способствует созданию более прочных кинестезий, так как в движении задействованы мышцы, создающие уклад, а также мышцы – антагонисты, возвращающие органы артикуляции в исходное положение.

После нескольких повторений переводят эти движения в пассивно-активный и активный план, то есть без механической помощи.

Пассивная артикуляционная гимнастика

Для мимических мышц и губ:

1. Поднять брови. Отдельно левую, правую, обе сразу. Логопед пальцами поднимает брови ребенка.

2. Закрыть один, другой глаз, оба сразу.

3. Опустить углы губ, поднять углы губ. Логопед двумя пальцами выполняет эти движения.

4. Перетягивать углы рта отдельно вправо, влево.

5. Наморщить нос, лоб.

6. Растянуть углы губ и собрать в трубочку. Логопед поочередно выполняет эти движения, поставив пальцы в углы губ ребенка.

7. Поднять верхнюю губу, опустить нижнюю.

Все перечисленные упражнения выполняются с помощью рук логопеда. Каждое движение выполняется в три стадии.

Для нижней челюсти:

1. Логопед располагает пальцы своей руки на подбородок и производит открывание и закрывание рта ребенка. Максимальное открытие рта фиксируется под счет.

2. Выдвижение нижней челюсти вперед, вправо, влево с фиксацией позы под счет с последующим возвращением в исходное положение.

Затем эти движения выполняются пассивно-активно и активно.

1. Захватывается кончик языка платком или марлевой салфеткой и выполняются движения в стороны до углов рта, вниз, вверх.

2. Шпателем удержать язык на верхней губе, за верхними зубами, в углах губ, прижать к нижней губе, удерживая язык широким.

Для перехода к активной гимнастике необходимо знакомить ребенка с органами артикуляции и их названиями. Предлагают рассмотреть рисунки органов артикуляции, отображения в зеркале.

Логопед или родитель предлагает закрыть ребенку глаза. Ребенок должен угадать, к какому органу логопед дотронулся шпателем.

Активной гимнастикой называется система упражнений для органов артикуляции, которые проводятся по инструкции логопеда. Цель активной гимнастики улучшить качество артикуляционных движений, выработать тонкие дифференцированные движения, сформировать кинестетическую основу артикуляционных движений знаковых для конкретных звуков. Результатом такой артикуляционной гимнастики будет формирование кинетической основы артикуляционных движений, необходимой для автоматизации поставленных звуков. Многие авторы рекомендуют артикуляционную гимнастику проводить с сопротивлением, с нагрузкой.

1. ребенок по инструкции логопеда должен растянуть губы в улыбке, а логопед препятствует, удерживая углы губ;

2. ребенок по инструкции логопеда должен собрать губы в трубочку, а логопед удерживает углы губ;

3. ребенок по инструкции логопеда должен высунуть язык вперед, поднять вверх, отодвинуть в углы рта, а логопед шпателем препятствует выполнению движения.

Таким образом выполняют и другие упражнения.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector