Архаизмы историзмы неологизмы упражнения

историзмы. архаизмы. неологизмы
презентация урока для интерактивной доски (6 класс)

историзмы, архаизмы, неологизмы

Скачать:

Вложение Размер
архаизмы, историзмы, неологизмы 2.11 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Ушли в историю предметы, а вместе с ними и слова. Такие устаревшие слова называют историзмами . А некоторые слова исчезли, но вместо них появились новые слова синонимы. Это архаизмы .

Что это такое Неологизм- — слово, значение слова или словосочетание, недавно появившееся в языке (новообразованное, отсутствовавшее ранее). новый слово

Цель урока : познакомить с понятиями историзмы, архаизмы и неологизмы; учить находить в тексте и правильно употреблять в речи устаревшие слова, совершенствовать навыки работы со словарями; обогащать словарный запас учащихся, развивать умение работать в группах; воспитывать уважение и бережное отношение к русскому языку. .

Задание № 1 Лев Николаевич Толстой «Филиппок» «Мать меня в школу не пускала, говорила, что я маленький еще, а мне так с ребятами в школу ходить хотелось. Вот как-то я остался один дома, скучно мне стало. Натянул порты, рубаху накинул, влез в лапти, подпоясал тулуп кушаком, шапку отцовскую на голову надел и побежал по своей слободе к школе. Бегу, собаки за мной гонятся, боязно мне. Добежал до школы, в сенцах шапку снял и отворил дверь в класс. А учитель строго спросил кто я такой, как меня зовут. Растерялся я, еле имя своё по слогам выговорил…»

Толковый словарь порты лапти тулуп кушак слобода сенцы

Рассмотрите изображение человека, проследите на примере названий частей тела, как устаревшее слово заменяется словом синонимом.

Физкультминутка Пощелкайте перстами, Улыбнитесь устами, Наклоните выю вперёд, назад. Погладьте свои ланиты. Поднимите очи вверх, вправо, влево, вниз. Поверните стан налево, направо.

СОСТАВЬТЕ ДИАГРАММУ Задание № 2 Град, кольчуга, рыбарь, вершок, очи, ланиты, уста , выя , перст, чело, сословие, дворянин, помещик, лакей. Историзмы Архаизмы

– Нужно ли нам знать устаревшие слова? Дорогие отроки! Учиться старательно следует. Ибо велика ведь бывает польза от учения. Благое время для сего – детство. В книгу чаще зри, она жизнь облегчит, избавит от скуки. Пред очами вашими откроются врата в мир большой и прекрасный. – К чему призывают вас древние писатели?

Древний философ Гораций говорил: «Как из года в год леса меняют свои листья, старые опадают – так и слова, ветшают и гибнут. Пусть! Но родятся и крепнут, как дети, на смену другие.

Домашнее задание О писать внешность мамы, используя устаревшие слова. Д Н Е В Н И К Русский язык О писать внешность мамы, используя устаревшие слова.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задание для интерактивной доски по теме “Архаизмы и историзмы”.

Конспект урока “Архаизмы и историзмы” 5 класс.

Материал для самостоятельной работы в 5-6 классах.

Эта призентация поможет вам провести интересный урок.

Технологическая карта урока.

Цель:дать общее понятие об историзмах и архаизмах;научить разграничивать данные типы устаревших слов, находить и определять их роль в тексте;способствовать развитию представлений о причинах устаревани.

Внеклассное занятие об архаизации слов и тематических группах историзмов.

Источник

Архаизмы историзмы неологизмы упражнения

Активный и пассивный запас. Историзмы и архаизмы

Выделите в каждой группе слов слова-историзмы. Объясните их значения.

1. Книга, дом, полон, колчан. 2. Вещать, один, опричник, бренный. 3. Оный, каждый, посадские, рязанский. 4. Лицей, обет, заветы, конфликты. 5. Переполох, околоток, коллега, вага (тяжесть). 6. Бира, личба (счет), доход, прибыль. 7. Сей, вельможа, льзя (можно), острог. 8. Пуще, паче, зело, стольник. 9. Чревоугодник, артикул, перепись, писец.

Укажите, в каких предложениях выделенные слова являются лексическими архаизмами. Определите архаизмы в остальных предложениях.

1. И волю, и степь свою не отдадим за злато роскоши нарядной. 2. И оратай вышел в поле. 3. Пожарный огнь ихдомы истребил. 4. Софья схватила с кровати черный плат, накинула на голову.

Выделите в каждой группе слов слова-архаизмы. Объясните, чем они отличаются от историзмов.

1. Кафтан, сокольничий, алтын, вельми. 2. Обаяние, волшебный, лобзание, пламенный. 3. Шествовать, воздвигнуть, глаголать, внушить. 4. Баталия, опричнина, дружина, дивизия. 5. Гимназист, холоп, витязь, отроковица (девочка-подросток). 6. Грядущее, шинкарь, мытарь (сборщик податей). 7. Идеал, пристав, дщерь, стрела. 8. Городовой, дума, копье, уста. 9. Бурса, балда, наипаче (особенно).

Выделите предложение, в котором подчеркнутое слово можно отнести к фонетическим архаизмам. Укажите группу архаизмов в остальных предложениях .

1. Еду в Москву за деньгами. Обнищал зело . 2. Сыновья и братья, мужья и отцы отдавали свои жизни на поле брани против врагов Отчизны. 3. Огоньки камина отражались в зерцалах . 4. Мне не пришлось зреть остывающей любви.

Найдите предложение, в котором есть морфологический архаизм. Определите архаизмы в других предложениях.

1. Нас пригласили в актовую залу . 2. Спасая живот , волк забежал в деревню. 3. Ведь недавно люди на конке ездили. 4. Утомительный зефир принес прохладную влагу.

Среди подчеркнутых слов найдите архаизмы и историзмы.

1. Собором положили в последний раз отведать силу просьбы. 2. Так точно дьяк в приказах поседелый спокойно зрит на правых и виновных. (А.Пушкин) 3. Вчерашний раб, татарин, зять Малюты, зять палача и сам в душе палач, возьмет венец и бармы Мономаха. (А.Пушкин) 4. Смотрит в поле, инда очи разболелись глядючи .(А.Пушкин) 5. Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы, как в ваши каторжные норы доходит мой свободный глас . (А.Пушкин) 6. В сенях, на лестницах появились, протирая опухшие глаза, боярские дети из мелкопоместных, худородных – стольники , приписываемые Софьей к Петрову дворцу. 7. Мушкетов бы прислали неломаных и огневого зелья к нам. 8. Раскольники читали соловецкие тетради.

Источник

Упражнения 26-31

26. Выделите в тексте историзмы и архаизмы. Укажите слова, которые вернулись из пассивного словарного запаса в активный.

Майор Ковалев приехал в Петербург по надобности, а именно искать приличного своему званию места: если удастся, то вице-губернаторского, а не то – экзекуторского в каком-нибудь видном департаменте. Майор Ковалев был не прочь и жениться; но только в таком случае, когда за невестою случится двести тысяч капиталу.

Вдруг он стал как вкопанный у дверей одного дома, в глазах его произошло явление неизъяснимое: перед подъездом остановилась карета, дверцы отворились; выпрыгнул, согнувшись, господин в мундире и побежал вверх по лестнице. Каков же был ужас и вместе изумление Ковалева, когда он узнал, что это был собственный его нос! При этом необыкновенном зрелище, казалось ему, всё переворотилось у него в глазах. Он был в мундире, шитом золотом, с большим стоячим воротником, на нем были замшевые панталоны; при боку шпага. По шляпе с плюмажем можно было заключить, что он считался в ранге советника.

27. В отрывке из “Истории Государства Российского” Н.М. Карамзина укажите историзмы, архаизмы; в составе последних выделите церковнославянизмы и древнерусизмы. Найдите также семантические архаизмы.

Борис еще отложил свое царское венчание до 1 сентября, чтобы совершить сей важный обряд в новое лето, в день общего доброжелательства и надежд, лестных для сердца. Между тем грамота избирательная была написана от имени земской думы, с таким прибавлением: “Всем ослушникам царской воли неблагословение и клятва от церкви, месть и казнь от синклита и государства, клятва и казнь всякому мятежнику раскольнику любоприятелыному, который дерзнет противоречить деянию соборному и колебать умы людей молвами злыми, кто бы он ни был, священного ли сана или боярского, думного или воинского, гражданин или вельможа: да погибнет и память его вовеки!” Сию грамоту утвердили 1 августа своими подписями и печатями Борис и юный Феодор, Иов, все святители архимандриты, игумены, протопопы, келари, старцы чиновные..

Наконец Борис венчался на царство, еще пышнее и торжественнее Феодора, ибо принял утварь Мономахову из рук вселенского патриарха. Народ благоговел в безмолвии, но когда царь, осененный десницею первосвятителя, в порыве живого чувства как бы забыв устав церковный, среди литургии воззвал громогласно: “Отче, великий патриарх Иов! Бог мне свидетель, что в моем царстве не будет ни сирого, ни бедного” – и, тряся верх своей рубашки, примолвил: “Отдам и сию последнюю народу”, тогда единодушный восторг прервал священнодействие: слышны были только клики умиления и благодарности в храме, бояре славословили монарха, народ плакал. Уверяют, что новый венценосец, тронутым знаками общей к нему любви, тогда же произнес и другий важный обет: щадить жизнь и кровь самых преступников и единственно удалять их в пустыни сибирские. Одним словом, никакое царское венчание в России не действовало сильнее Борисова на воображение и чувство людей.

28. Выделите в тексте историзмы и архаизмы разных типов.

. Аглицкие свиньи по шестнадцати поросят каждая пометала,- сам князь-кесарь приезжал дивиться. Родитель твой, Иван Артемич, походит, походит, бедный, по горницам: “Скушно мне, говорит, Агаповна, не съездить ли опять на мануфактуры. ” Одна у нас досада, с этим вот черноносым. Конечно, нашему дому без такой персоны нельзя теперича, по Москве говорят – как бы Ивану Артемичу титла не дали. У прусского короля был мажордомом, покуда нос ему, что ли, не откусили. Был у нас на Иванов день большой стол, пожаловала царица Прасковья Федоровна, и без Карлы, конечно, было бы нам трудно. Надел он кафтан, голубчик, тесьмы, бахромы на нем фунтов с десять наверчено, надел лосиные рукавицы с пальцами; берет он золотое блюдо, ставит чашу в тысячу рублев и колено преклоня – подает царице.

Покуда ключница рассказывала, комнатный холоп, который с появлением в доме мажордома стал называться теперь камердинер, снял с Гаврилы пыльный кафтан, камзол, распутал галстук и, кряхтя, начал стаскивать ботфорты.

29. Выделите неологизмы в предложениях из романа Е. Замятина “Мы”. Попытайтесь объяснить их значение. Разграничьте неологизмы лексические и семантические.

1. Кончить придется после: щелкнул нумератор. 2. Когда она вошла, еще вовсю во мне гудел логический маховик, и я по инерции заговорил о только что установленной мною формуле, куда входили и мы все, и машины, и танец. 3. Вы – совершенны, вы – машиноравны, путь к стопроцентному счастью – свободен. 4. Спешите в аудиториумы, где производится Великая Операция. 5. И над головой рушатся чугунно-летучие тучи. 6. Мотор гудит вовсю, аэро дрожит и мчится, но руля нет – и я не знаю, куда мчусь. 7. Вероятно, такой же молчаливый холод там, в синих, немых междупланетных пространствах. 8. Нынче утром я был на Эллинге, где строится Интеграл. 9. На прощание I все так же иксово – усмехнулась мне. 10 В один и тот же час единомиллионно начинаем работу – единомиллионно кончаем. И, сливаясь в единое, миллионорукое тело в одну и ту же, назначенную Скрижалью, секунду, мы подносим ложки ко рту и в одну и ту же секунду выходим на прогулку и идем в аудиториум, в зал Тэйлоровских экзерсисов, отходим ко сну.

11. Аудиториум Огромный, насквозь просолнечный полушар из стеклянных массивов. 12. И я с трудом включил внимание только тогда, когда фонолектор перешел уже к основной теме: к нашей музыке, к математической композиции, к описанию недавно изобретенного музыкометра. 13. Он посмотрел на меня, рассмеялся остро, ланцетно. 14. Тот, другой, услышал, тумбоного протопал из своего кабинета. 15.- А-а,- промычал тот и затумбовал назад в свой кабинет. 16. Коридор Тысячепудовая тишина.

30. Выделите в предложениях новые слова, определите их тип. Укажите стилистические функции этих слов в контексте (придание речи особой образности, звуковой выразительности, иронического звучания, создание каламбура и т.д.).

1. Доктор выслушал младенца. А потом и говорит: – Инфлюэнца-симуленца, притворенца, лодырит! (Марш.) 2. Как будто грома грохотанье, тяжелозвонкое скаканье по потрясенной мостовой. (П.) 3. Ты не освистал себя, а обыкал (Ч.). 4. Сквозь звезды утро протекало; заря ткалась прозрачно, ало, и грязью в розоватой кальке на грандиозье Монте-Карло поганенькие монте-карлики. (М.). 5. Светит месяц. Синь и сонь. Хорошо копытит конь. (Ес.). 6. Ушли облака невесомо, и все осиянно кругом на миг. Тепло и сосенно. Тепло и сонно. (Корн.) 7. А рядом веселый стоит, как ребенок, весь в листьях бескорый эвка липтенок (В. Г.). 8. Метротрам – так назвали подземный скоростной трамвай (Из газ.). 9. Главное детище института – акватрон. Это большой закрытый аквариум для рыб с управляемыми параметрами среды (Из газ.) 10. Друзья, во многих из нас еще сильны элементы детсадизма (Из газ.).

31. Выделите пассивную лексику, разграничивая неологизмы и архаизмы. Определите типы неологизмов и архаизмов.

На днях один из знаменитейших ерундистов упрекнул меня вы, говорит, для глуповцев пишете, вы глуповский писатель! (. ) Неужели же вы думали, милостивый государь, что я пишу не для глуповцев, а желаю просвещать китайского богдыхана? Нет я и в мыслях не имею такой высокой мысли и представляю ее ерундистам высшей школы. Я деятель скромный, и в этом качестве скромно разрабатываю скромный глуповский вертоград. Поэтому-то я и говорю с глуповцами языком им понятным и очень рад, если писания мои им любезны.

Источник

Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа

Примечание:упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.

Укажите слова активного и пассивного словарного запаса. От­вет аргументируйте.

Абсцисса, агитка, армяк, бердянка, бионика, велеречивый, виночерпий, виньетка, гносеология, гобелен, головотяп, дзюдо, дурашка, жрец, залихватский, зерцало, конка, ликбез, острог, палица, припарковаться, сеанс, стереоэлектроника, электромо­биль.

Найдите устаревшую лексику в отрывках из книги В. Гиляров­ского «Москва и москвичи». Определите значения устаревших слов и укажите, являются ли они историзмами или архаизмами.

1. Так я в первый раз увидел колибер, уже уступивший место дрожкам, высокому экипажу с дрожащим при езде кузовом, зад­няя часть которого лежала на высоких, полукругом, рессорах. Впоследствии дрожки были положены на плоские рессоры и стали называгься пролетками.

2.- Дедушка, в Хамовники!

– В Теплый переулок.
– Двоегривенный.

Мне показалось это очень дорого.

– Последнее слово – пятиалтынный. Без почину стою.

3. Среди этих палаток барахольщики раскладывали рогожи, на которых был разложен всевозможный чердачный хлам: сло­манная медная ручка, кусок подсвечника, обломок старинной канделябры.

4. Двух- и трехэтажные дома вокруг площади все полны та­кими ночлежками, в которых ночевало и ютилось до десяти тысяч человек. Эти дома приносили огромный барыш домовладельцам. Под нижними нарами, поднятыми на аршин от пола, были ло­говища на двоих. Пространство в аршин высоты и полтора арши­на ширины между двумя рогожами и есть «нумер».

Найдите историзмы в данных текстах. Укажите, с реалиями ка­ких эпох и народов они связаны.

1. Много надо трудиться смерду, чтобы и дань натурою опла­тить боярину, и свою семью прокормить. Но и это еще не самое страшное. Стрясется какая-нибудь беда – пожар ли подворье уничтожит, скот погибнет или неурожай случится, – тогда к бояри­ну нужно идти, в ноги ему кланяться, гривны занимать. Гривны-то он даст, но дорогой ценой – свободой своей приходится пла­тить за них: смерд становится полностью зависимым челове­ком – закупом (А. Хижняк).

2. В этой обстановке законодательное собрание все больше и больше чувствовало себя лишним, и 3 сентября 1792 года под давлением провинциальных коммун и Коммуны города Парижа были произведены выборы в Конвент.

3. В монгольском войске был порядок, установленный Чин­гиз-ханом. Каждый всадник знал свое место в десятке, и в сот­не, и в тысяче; тысячи воинов собирались в большие отряды, подчиненные воеводам. . Поодаль, в степи, широким кольцом рассыпались черные татарские юрты и рыжие шерстяные шатры. Это был личный курень Чингиз-хана, стоянка тысячи избранных телохранителей великого кагана (В. Ян).

4. В Московских приказах пыль столбом – дьяки и подьячие шевелят лежалые бумаги. Скоро и звания эти будут забыты. Царь повелел учредить для управления страной Сенат. (В. Дру­жинин).

Определите лексические значения выделенных слов. Какие из значений являются современными, а какие – устаревшими? Укажите, в каких случаях устаревшие значения слов выступают как историзмы, а в каких – как архаизмы.

1. Рыцарь грозно смотрел из-под забрала своего шлемас картины, висевшей в той комнате, где мы спали (Акс). Сквозь круглое стекло водолазного шлемаСальваторе увидел, что над ним, в аршине над его головой, стоит гигантский электрический скат (Купр.). 2. Надзиратель, прижавшись спиной к стене, вы­пятил свой толстый живот(М.Г.). Волк из лесу в деревню забе­жал, не в гости, но животспасая. (Кр.). 3. Чем вы, гости,торг ведете и куда теперь плывете? (П.). Вечером пришли гости. папины сослуживцы, тетины знакомые курсистки (Кат.).

Найдите архаизмы в отрывке из сказки А. С. Пушкина и опре­делите их тип.

Три девы, красоты чудесной,

В одежде легкой и прелестной

Княжне явились, подошли

И поклонились до земли.

Тогда неслышными шагами

Одна поближе подошла;

Княжна воздушными перстами

Златую косу заплела.

С искусством, в наши дни не новым,

И обвила венцом перловым

Окружность бледного чела.

За нею, скромно взор склоняя,

Потом приблизилась другая.

Найдите устаревшую лексику. Определите, с какой целью использованы историзмы и архаизмы:

1) для создания торжественно-приподнятого настроения;

2) для создания исторического колорита;

3) для речевой характеристики героев;

4) в сатирических целях.

1. Перстами легкими, как сон, моих зениц коснулся он; отверз­лись вещие зеницы, как у испуганной орлицы (П.). 2. На большой дуге, где, противно всем законам, присутствовали иноземцы. Петр мужественным голосом сказал боярам: – Понеже фортуна скрозь нас бежит, которая никогда так близко на юг не бывала: блажен, кто хватает ее за волосы. Посему приговорите, бояре; разоренный и выжженный Азов благоустроить вновь и населить войском немалым (А.Н.Т.). 3. Вышитое золотом, покрытое жем­чужной сетью платье. бармы в лалах, изумрудах и алма­зах (А.Н.Т.). 4. Ликом (король Карл) светел, в левой ручке – держава, в правой ручке – вострая сабля, сам – в золоте, сереб­ре, конь под ним сивый, горячий (А.Н.Т.). 5. И на челе его высо­ком не отразилось ничего, потому что кроме спеси ничего на нем не было (Л. Лиходеев). 6. И он отверз свои уста, чтобы выдать очередную шуточку – пошлую и мерзкую (А. Крон).

Ниже приведены слова, которые в 20-е или 30-е годы XX века явля­лись неологизмами. Проследите их дальнейшую судьбу в русском языке:

1) перешли в активный словарь;

2) стали историзмами или архаизмами.

Буденовец, громкоговоритель, женотдел, коллективизация, колхоз, красноармеец, ликбез, метро, октябренок, продотряд, проф­союз, пятилетка, рабфак, ревком, светофор, советский, совнарком, спартакиада, стахановец, субботник, троллейбус, ударник, управ­дом, шефствовать.

Проанализируйте данные неологизмы и определите пути их по­явления в русском языке:

1) слова, образованные в русском языке на основе имеющихся русских или заимствованных морфем;

3) придание слову нового значения.

Аэробус, варенки (джинсы), видеоклип, видеотека, виндсер­финг, гриль, металлисты (члены неформальной молодежной груп­пы), морж (любитель зимнего плавания), панки, пиццерия, рэке­тир, скафандростроение, слайды, супертурнир, телемост, универ­сам, фломастер, штрих (паста для исправления опечаток), элект­ромобиль.

Найдите неологизмы. Определите, какие из них являются язы­ковыми, а какие – авторскими.

1. Скорость марсохода невелика – за два года он может пройти лишь тысячу километров по поверхности планеты (Из газ.). 2. Отшельничаю, берложу, отлеживаюсь в березах, лужаечный, можжевельничий, отшельничаю (Возн.). 3. . Опрозрачила ткань паутинная твой призывно откинутый стан (Л. Мей). 4. Армстронгит – новый материал, названный так в честь астронавта, пер­вым вступившего на Луну (Из газ.). 5. В этом кипящем людовороте советской столицы такси нужны (Кольц.). 6. Провинция патриархальна: нет рокеров, металлистов, люберов, панков, хип­пи. Только «фулиганы» (Из газ.).

Найдите авторские неологизмы в стихотворении В.В. Маяков­ского «Европатория». Определите, по каким образцам, моделям русского языка они образованы. Почему такие неологизмы называют потенциаль­ными словами?

Найдите авторские неологизмы. Укажите, являются ли они потен­циальными словами или окказионализмами – словами, возникшими не по имеющимся в языке моделям, а по случайным созвучиям.

1. Угреет. С богом! По домам!

Позвякивают колокольца (Вл.).

2. Но видимся ли миг, не видимся ль столетье –

Не все ли мне равно, не все ль равно тебе,

Раз примагничены к бессмертью цветоплетью

Сердца улыбные в медузовой алчбе (Сев.).

3.Стоял январь, не то февраль,

Какой-то чертовый зимарь.

Я помню только голосок,

Над красным ротиком парок

И песенку: «Летят вдали

Но если наземь упадут –

Их человолки загрызут» (Возн.).

Определите значения выделенных слов. В каком из примеров неологизмом является авторское значение слова? Как называются такие неологизмы?

I. Тоска по родине! Давно

Разоблаченнаяморока!

Мне совершенно все равно –

Где совершенно одинокой

2. А там, в торжественном покое,

Разоблаченнаяс утра,

Сияет Белая Гора,

Как откровенье неземное (Тютч.).

В детской речи часто появляются неологизмы. Определите, ка­кие из неологизмов, приводимых в книге К.И. Чуковского «От двух допяти», являются потенциальными словами (укажите модели, по кото­рым они образованы) – окказионализмами, семантическими неологизмами.

Утки идут утьком, отпугивать (расстегивать пальто), коро­ва рогает, я намакаронился, секретарша (та, которая расска­зывает секреты), заключить дверь (запереть), сижу и отмухиваюсь, я мапин (мамин и папин), какой ты страшный спун! Что­бы сейчас было встато!, спец (тот, кто много спит), нанитывать бусы, отскорлупай мне яйцо, подфамилить бумагу, жукашечка (жук и букашечка), рукти (ногти на руках), оточительный нож (перочинный), журчей (ручей), начальная школа (школа для начальников), вихрахер (парикмахер).

Прочитайте статью Юрия Шаталова «Первая гробница Святого князя» (см. Приложение 30) и проанализируйте её с точки зрения активного и пассивного словарного запаса.

Контрольные задания

Укажите слова активного словарного запаса.

Д) нет правильного ответа

Укажите слова активного словарного запаса.

Д) нет правильного ответа

Укажите слова пассивного словарного запаса.

Д) нет правильного ответа

Д) нет правильного ответа

Укажите архаизмы.

Д) нет правильного ответа

Укажите лексические архаизмы.

Д) нет правильного ответа

Укажите семантические архаизмы.

Д) нет правильного ответа

Укажите авторские неологизмы М.В. Ломоносова

А) гражданственность, гуманизм

В) чертеж, рудник, маятник

С) бокастый, надширье

Д) нет правильного ответа

Укажите авторские неологизмы В. Маяковского

А) буревал, пересуматошить

В) бокастый, надширье

С) мандолинить, разулыбить, серпастый, молоткастый

Д) нет правильного ответа

Словарь по теме

Активный словарный запас – это те повседневно упот­ребляемые слова, значение которых понятно всем людям, говоря­щим на данном языке. Слова этой группы лишены каких бы то ни было признаков устарелости или новизны.

Пассивный словарный запас – это слова, которые либо имеют ярко выраженную окраску устарелости, либо, наоборот в силу своей новизны еще не получили широкой известности и также не являются повседневно употребительными.

Старинные слова – это слова, которые в настоящее время совершенно неизвестны рядовым носителям современного русского языка и поэтому современному человеку непонятны.

Устаревшие слова – это реальные единицы языка, правда, имеющие ограниченную сферу употребления и специфические стилистические свойства.

Историзмы – это группа устаревших слов, которые уже совсем вышли из употребления в связи с исчезновением тех реалий, которые они обозначали.

Архаизмы – это группа устаревших слов, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия.

Лексические архаизмы – это устаревшие слова, которые заменены новыми словами с тем же лексическим значением.

Семантические архаизмы – это слова, существующие в современном русском литературном языке, но имеющие устаревшее значение.

Неологизмы (от гр. neos – новый + logos – слово) – это новые слова, появляющиеся в языке в результате возникновения новых понятий, явлений, качеств.

Лексические неологизмы обозначают появление в жизни новых вещей, явлений, качеств.

Семантические неологизмы – новое название того, что уже имеет наименование.

Рекомендуемая литература к разделу «Лексика»

1. Аргументация в публицистическом тексте: (Жанрово-стилистический аспект): Учеб. пособие / И.В. Гущина и др.). – Свердловск: Изд-во Уральск. Ун-та, 1992.

2. Вакуров В.Н. и др. Стилистика газетных жанров: Учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика». – М.: Высш. шк., 1978.

3. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М., 1987.

4. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. – М.: Высш. шк., 1981.

5. Вовчок Д.П. Стилистика газетных жанров. Учеб. пособие. – Свердловск: УрГУ, 1979.

6. Гальперин И.Р. Речевые стили и стилистические средства языка //Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. – М.: Изд. Группа НОРМА-ИНФРА – М, 1999.

7. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: Наука, 1981.

8. Кайда Л.Г. Эффективность публицистического текста /Под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Изд-во МГУ, 1989.

9. Калинин А.В. Лексика русского языка. – М., 1971.

10. Крылова О.А. Современный русский язык. – М., 1997.

11. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 1998.

12. Лазарева Э.А. Заголовок в газете. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989.

13. Левин В.Д. О некоторых вопросах стилистики //Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. – М.: Изд. Группа НОРМА-ИНФРА – М, 1999.

14. Лекант П.А. Современный русский язык. – М., 2001.

15. Лысакова И.П. Язык газеты: социолингвистический аспект. – Л.: ЛГУ, 1981.

16. Майданова Л.М. Стилистические особенности газетных жанров: Лекции по спецкурсу. – Свердловск: УрГУ, 1987.

17. Майданова Л.М. Логическая схема газетного текста и способы её выражения // Журналистика развитого социализма: пути совершенствования работы журналиста: Сб. науч. тр. – Свердловск: УрГУ, 1984.

18. Майданова Л.М., Муравьева Н.В., Сметанина С.И. Целостность и связность газетного текста: Учеб. пособие. – Свердловск: УрГУ, 1984.

19. Мамалыга А.И. Структура газетного текста. – Киев: Вища шк., Изд-во при Киев. ун-те, 1983.

20. Мамалыга А.И. Структура газетного текста. – Киев: Вища шк., 1983.

21. Мучник Б.С. Человек и текст: Основы культуры письменной речи. – М.: Книга, 1985.

22. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. 24-е, исправленное /Под общей редакцией Л.И. Скворцова. – М., 2003.

23. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Изд. 4. – М., 2003.

24. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. – М., 1997.

25. Русский язык: Энциклопедия. – М., 1979; 1988; 2003.

26. Современная газетная публицистика: Проблемы стиля /Под ред. И.П. Лысаковой и др. – Л.: ЛГУ, 1987.

27. Современный русский язык /Под редакцией Д.Э. Розенталя. – М., 1995; 1997.

28. Солганик Г.Я. Лексика газеты: Функциональный аспект (Учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика». – М.: Высш. шк., 1981.

29. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Шахнарович А.М. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. – М.: Наука, 1979.

30. Сорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста /Отв. ред. Л.А. Новиков. – М.: Наука, 1985.

31. Стилистика газетных жанров /Под ред. Д.Э. Розенталя. – М.: МГУ, 1981.

32. Терехова В.С. Специальная лексика в языке газеты: Учеб. пособие. – Л.: ЛГУ, 1982.

33. Толковый словарь русского языка конца ХХ в. /Ред. Г.Н. Скляревская. – СПб., 1998.

34. Трудности русского языка: Словарь-справочник журналиста /Под ред. Л.И. Рахмановой. Ч. 1-2. – М., 1993; 1994.

35. Функциональные стили. Лингвометодические аспекты /Отв. ред. М.Я. Цвиллинг. – М.: Наука, 1985.

36. Шмелев Д.Н. Современный русский язык: Лексика. – М., 1977.

37. Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях: К постановке проблемы. – М., 1977.

38. Шанский Н.М. Русский язык: Лексика. Словообразование. – М., 1975.

39. Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды: Печать, радио, телевидение, документальное кино /Под ред. Д.Э. Розенталя. – М.: МГУ, 1980.

Источник

Читайте также:  Подготовительные упражнения для прямого удара
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector