Апостол павел физических упражнениях

Апостол павел физических упражнениях

Должны ли христиане заниматься физическими упражнениями? Что говорит Библия о здоровье?

Первое послание к Тимофею 4:8 говорит нам: «Ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей». Обратите внимание, этот стих не говорит, что физические упражнения вовсе не нужны. Речь идет о том, что приоритет отдается в высшей мере полезному благочестию. Апостол Павел тоже упоминает физические тренировки в контексте духовной истины: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного. И потому я буду не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным». Второе послание к Тимофею 2:5 гласит: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться». 2 Тимофею 4:7: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил».

После всего сказанного выше, можно утверждать, что в физических тренировках христиан нет ничего плохого. Более того, Библия говорит о том, что нам необходимо следить за своим телом (1 Коринфянам 6:19-20). Послание к Ефесянам 5:29 напоминает нам: «Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее». Библия неоднократно советует нам избегать обжорства (Второзаконие 21:20; Притчи 23:2; 2 Петра 1:5-7; 2 Тимофею 3:1-9; 2 Коринфянам 10:5), а также гордыни (1 Царств 16:7; Притчи 31:30; 1 Петра 3:3-4). Что Библия говорит о здоровье? Она говорит: будьте здоровы! Как нам этого добиться? Умеренными физическими тренировками и правильным питанием. Это и является библейской моделью здоровья.

Авторские права

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Источник

Православие и спорт

Как православие относится к современному спорту?

Я не зря написал «к современному спорту». То, что мы сейчас называем спортом, несколько отличается от того, что было в древности, от того, что видели древние отцы Церкви. Вы, уважаемые читатели, наверняка встречались с разными мнениями по отношению к спорту среди православных. Кто-то считает, что спорт — это грех, поскольку имеет языческие корни, кто-то напротив считает что ничего плохого в нем нет. Я не хотел бы Вам навязывать свою точку зрения. Давайте вместе подумаем, как же нам христианам следует относится к современному спорту.

Сначала конечно же обратимся к Священному Писанию. Есть ли в нем упоминание о спорте? Конечно есть. Вот апостол Павел пишет: « Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор.9:24). В этом отрывке из послания к Коринфянам апостол Павел сравнивает духовный подвиг христиан с подвигом спортсменов. Слово «подвижники» в русском переводе Библии не совсем точно передает содержание. Ученые говорят, что лучшим переводом здесь было бы «соревнующиеся», «состязающиеся». Апостол сравнивает себя со спортсменами, которые воздерживаются от чего-либо для получения победы в соревновании, а он (и все христиане) воздерживаются для получения венца нетленного. К сожалению это единственное упоминание о спорте в Библии.

Что же говорят нам отцы Церкви? Прежде чем говорить об отношении древних отцов Церкви к спорту, сначала скажем, что они видели совсем не такой спорт, который мы видим сейчас. Олимпийские игры в древности являлись частью языческого культа. Начало и конец игр сопровождалось жертвоприношениями богам. Однако вместе с этим во время игр прекращались войны, идеалом для спортсменов считалась честность. Атлеты долго и упорно готовились. И уже тогда победа спортсмена была престижной и для полиса, который он представлял. В Римской империи спортивные игры были сопряжены с убийствами. В частности всем известные гладиаторские бои были своего рода древнеримским спортивным шоу.

Отсюда становится понятным почему многие древние отцы Церкви так отрицательно относились к соревнованиям и вообще к зрелищам. В частности святитель Иоанн Златоуст осуждал своих слушателей за то, что те после беседы с ним отправились на скачки, где «впали в такое неистовство, что наполнили весь город непристойным шумом и криком, возбуждающим смех, лучше же сказать: плачь». Об этом наставлении стоило помнить и современным спортивным болельщикам. Естественно осуждали отцы Церкви и присутствие на гладиаторских боях, поскольку христианин не должен присутствовать при убийстве, не помешав ему.

Однако при всем этом отцам Церкви был близок образ тренирующегося спортсмена, который впервые использовал апостол Павел. По их мнению истинные атлеты — это христиане-мученики, которые выстояли в духовной борьбе и получили венец от Бога.

Из церковной истории мы знаем, что олимпийские игры были запрещены в 394 году императором Феодосием Великим, а в 400 году были окончательно запрещены гладиаторские бои. Итак, отцы Церкви осуждали идоложертвенное содержание древних спортивных игр, христиане не могли присутствовать на трибунах, поскольку зависимость от языческой толпы вводила людей в неистово греховное состояние. Отцы Церкви одобряли упорство и аскетические упражнения спортсменов, но порицали цель их подвигов — победу ради тщеславия и земных подвигов. Они призывали искать не земной славы, а славы Божией.

Читайте также:  Как правильно делать упражнения для шеи при остеохондрозе

Теперь о современном спорте. Современные олимпийские игры и другие спортивные соревнования не сопровождаются жертвоприношениями идолам и языческим богам. Во время соревнований атлеты не убивают друг друга ( как в гладиаторских боях). Отсюда можно сделать вывод, что христиане могут участвовать в соревнованиях, это не противоречит христианской вере .

И многие святые близкие к нашему времени советовали заниматься спортом и физкультурой. К примеру святитель Феофан Затворник в своих письмах духовным чадам рекомендовал людям умственного труда заниматься гимнастикой. К примеру, этот святой советовал прочитать книжку о «комнатной гимнастике», где приводятся различные упражнения для рук, ног, туловища, шеи и головы. А святитель Василий епископ Кинешемский писал: «Цель гимнастики состоит в том, чтобы укрепить здоровье человека, и большинство занимается ею именно для этого». Перу святителя Василия принадлежит и такие слова: «…всякая сила и способность не только в человеке, но и во всяком живом существе при употреблении и упражнении развивается, без употребления же отмирает, или, как говорят, атрофируется. Действие этого закона можно наблюдать везде и всегда. Если вы хотите развить в себе физическую силу, вы должны упражняться с тяжестями, заниматься гимнастикой. От этого мускулы увеличиваются в объеме и приобретают прочность и упругость».

В Основах социальной концепции Православной Церкви сказано: «Церковь напоминает, что телесное здоровье не самодостаточно, поскольку является лишь одной из сторон целокупного человеческого бытия. Однако нельзя не признать, что для поддержания здоровья личности и народа весьма важны профилактические мероприятия, создание реальных условий для занятия физической культурой и спортом . В спорте естественна соревновательность. Однако не могут быть одобрены крайние степени его коммерциализации, возникновение связанного с ним культа гордыни, разрушительные для здоровья допинговые манипуляции, а тем более такие состязания, во время которых происходит намеренное нанесение тяжких увечий».

Но все это мы говорим о занятии спортом. Совсем другой разговор о поведении спортивных болельщиков, особенно футбольных болельщиков. Надо сказать, что в древней Византии болельщики играли большую роль. В частности в Константинополе партии болельщиков на конских бегах порой решали, кто будет следующим императором, и это было уже в христианской Византии. В современности болельщик редко занимается спортом, зачастую все любят болеть с бутылкой пива в руке перед телевизором, что конечно, вовсе не полезно для здоровья ни телесного, ни душевного. Многие явления среди болельщиков никак нельзя одобрить с точки зрения христианства. Нельзя одобрить поклонение спортсменам как «кумирам», нельзя одобрить поведение на стадионе, сопряженное с ненавистью к болельщикам другой команды. Также возмутительно поведение спортивных болельщиков после матчей, когда возникают драки или даже целые побоища, в которых страдают люди. Все это говорит о том, что православный болельщик должен быть очень осторожен в своем поведении и избегать тех греховных явлений, которые мы уже упомянули. В тоже время болеть за команду своей страны, мне кажется, является проявлением патриотизма, который Церковь всегда одобряла. Болельщики своей Родины сплачиваются вокруг своей команды, что воспитывает в болельщиках любовь к своей стране.

Итак, какие же выводы мы можем сделать? Занятие спортом, которое полезно для здоровья, не противоречит христианскому учению. Православный спортсмен должен посвящать свои победы Господу и благодарить Его за них. Впрочем и поражения не должны приводить к унынию, но к стремлению усерднее тренироваться. Любой верующий должен учиться у спортсменов усердию к достижению подвигов и аксетичности.

По моему личному убеждению болельщик должен также заниматься спортом. При этом многие явления среди современных болельщиков заслуживают осуждения. Однако болеть за команду своей страны, мне кажется, полезно, так как воспитывает среди болельщиков патриотизм, сплоченность и любовь к Родине, что также не противоречит христианскому учению.

Источник

«Молись, чтобы в здоровом теле был здоровый дух!». Спорт в жизни христианина. Часть 1.

Спортивному воспитанию с самого раннего детства уделяют много внимания. С возрастом у одних физкультуре и спорту в жизни остается все меньше времени, другие же связывают со спортом всю жизнь.

Нередко, приходя к православной вере, человек отказывается от занятий всеми видами спорта, считая, что все, не связанное с молитвой и богослужением не составляет пользы для души. Напротив, во многих семинариях и православных учебных заведениях сегодня открываются фитнес-залы, немало времени отводится для физической подготовки будущих пастырей, ведь многочасовое стояние на службах можно вынести только имея крепкие сильные ноги.

О месте спорта в жизни православного человека мы беседуем с клириком храма Христа Спасителя города Москвы, тренером по водному поло, священником Андреем Овчинниковым.

От спорта к служению Богу

— Отец Андрей, Вы в свое время окончили институт физкультуры?

— Да. По-моему, сейчас он называется Академией физкультуры и спорта, а в советское время именовался Государственным Центральным Ордена Ленина Институтом Физической Культуры. Это был центральный вуз в стране, который давал высшее спортивное образование и готовил преподавателей и тренеров в области физкультуры, спорта и массового туризма. Моя специальность – тренер-преподаватель по водному поло. Спортом я занимался около 15 лет, сначала плаванием, затем – водным поло.

Читайте также:  Медитативно релаксационные упражнения храм тишины

После окончания учебы в институте физкультуры, я стал интересоваться православием и сознательно воцерковляться. В Ясенево, где я проживал, через дорогу от нашего дома находилась первая тогда в Москве православная гимназия. Там как раз требовался учитель физкультуры, а я только-только получил диплом. Нужно сказать, что для меня это было очень знаменательно. Ведь, недавно приняв Таинство Крещения, я мечтал после института совместить тренерскую или преподавательскую работу с православным направлением. Поэтому я с большим интересом проработал учебный год учителем физкультуры в православной гимназии. В 1993 г . я поступил в Московскую Духовную Семинарию, потом – в Духовную Академию, где учился до 2000г. После окончания учебы совершаю свое служение в храме Христа Спасителя.

— А Ваша спортивная деятельность повлияла каким-либо образом на решение стать священником или, наоборот, мешала долгое время совершить этот шаг?

— Я думаю, это разные сферы деятельности и жизневосприятия. Что касается прихода в Церковь, то связи с занятием спортом здесь никакой нет. Если же говорить о помощи, то я ее ощущаю. Во-первых, спорт укрепил мое здоровье, которое очень нужно священнослужителю, тем более града Москвы. Во-вторых, я выработал ряд таких качеств, как послушание, отвержение своей воли, работа через «не хочу» или через «не могу». В спорте это практикуется очень сильно и активно. Но сказать, что между профессиональным занятием спортом и служением в Церкви существует естественная связь, я не могу.

— Батюшка, часто в Интернете и прессе появляется информация о том, что такой-то священник — мастер спорта. Можно ли увидеть некую закономерность в том, что бывшие спортсмены тянутся к Богу или так сложились обстоятельства?

— Мне кажется, что это второй случай. Господь призвал этого человека, а каким он был до воцерковления: спортсменом, музыкантом, политиком, бизнесменом — это не имеет никакого значения. Господь приводит людей Своим путем, который часто для человека непостижим. Я считаю, что священнику не нужно слишком много рассказывать о своем прошлом — кем он был до прихода в Церковь, ведь главное дело пастыря – это спасение душ человеческих, проповедь Евангелия, духовное руководство. А что касается занятий, то, повторюсь, если какие-то элементы из жизни до воцерковления помогают служить – это благо. Если что-то тянет обратно и заставляет отходить от уже новых ориентиров, духовных, то это нужно воспринимать как какое-то искушение.

В здоровом теле – здоровый дух

— В советское время очень популярным был лозунг «В здоровом теле – здоровый дух». Каково Ваше мнение об этом крылатом выражении?

— Хотелось бы произнести полностью, ведь оборвано первое слово этого лозунга: « Молись, чтобы в здоровом теле был здоровый дух! »(), это будет точнее. А там — как Бог даст. Здоровое тело не признается величайшим благом в христианстве. Мы знаем множество примеров святых, подвижников, праведников, которые не имели здорового тела, но у них был здоровый дух, и они достигали высокой духовной жизни.

— Сегодня во многих приходах организуют спортивные секции для детей и молодёжи. По Вашему мнению, какие виды спорта лучше всего подходят для этого, ведь иногда занятия проводятся при храме?

— Надо сказать, что организация спортивных секций при храме – это не прямая деятельность приходской общины. Хорошо, если при храме есть воскресная школа со своим отдельным помещением, педагогами, может быть, спортивным залом. Хорошо, когда эта деятельность отличается от сугубо приходского служения. Нельзя ставить вопрос так, что батюшка должен в рясе или без нее играть в футбол вместе со своими юными прихожанами, а диакон организовывать туристический поход. Все-таки священник совершает высшее служение на земле. А приход, как некое единение людей, может использовать разные формы работы: различные творчества, секции или кружки. Ведь молодежь наша часто лишена внимания, дети слоняются по улицам без взрослых, да и без дела.

Простой пример. Вы приходите на детскую площадку и видите, что занятия и игры детишек не организованы. Детки между собой могут шалить, ругаться и даже какие-то потасовки устраивать. Стоит прийти одному взрослому человеку, взять в руки мяч и начать играть в вышибалы, вся детвора тут же сплотится вокруг него и порядок на площадке обеспечен. В роли такого взрослого я иногда выступаю, гуляя с детьми.

Без организации детского досуга никак не обойтись. Такая задача должна быть поставлена перед православными педагогами, которые вполне могут быть на приходе нужными помощниками настоятеля. Что касается спорта, я думаю, надо выбирать те виды, которые не вызывают чувства агрессии, где меньше травматизма, где проявляется командное единство… Занятия боксом могут нанести увечья и развить грех рукоприкладства; в занятиях регби – много шума и толкотни; акробатика – это повышенная опасность падений и травматизма. На мой взгляд оптимальные виды спорта – это игровые, такие как: волейбол, баскетбол, гандбол… Занимаясь ими, юноша или девушка чувствуют свою ответственность перед командой; эти виды спорта развивают игровое мышление, двигательную координацию, наблюдательность и подвижность… «Игровики» этих видов менее заносчивы и агрессивны, чем хоккеисты или футболисты. Кроме игровых видов спорта хотелось бы порекомендовать виды, где спортсмены преимущественно занимаются на свежем воздухе. К ним отнесем лыжный спорт и биатлон, греблю, конькобежный спорт и велоспорт… Эти спортсмены, ласково называемые «циклики», обычно миролюбивы, спокойны и ответственны в своих поступках.

Читайте также:  Упражнения для балансировки полушарий

Говоря о спорте, следует сказать, что сегодня есть много мест, где может быть востребована помощь молодых. Многие наши прихожане посещают заведения социальной помощи, где нужно сажать деревья, убирать территорию, выносить мусор, где требуется мужская работа. И вот тут бы приложить свои силы. А спорт, как известно, не создает никаких ценностей; это просто занятие, когда человек свою энергию растрачивает на физические упражнения. Апостол Павел в одном из посланий говорил, что упражнения телесные мало полезны, а благочестие на все полезно (Послание Апостола Павла 1 Тим. IV , 8 – прим. ред. ). Если человек не достиг еще какого-то духовного состояния, то, наверное, спортивные занятия ему необходимы. Нужно четко разделять, чтó есть физкультура, а чтó есть спорт. Спорт начинается там, где уже не идет речь о сохранении здоровья. Физкультура оздоравливает, а в спорте, тем более — современном, профессиональном (а это уже определенный уклад и стиль жизни) здоровье разрушается.

Спорт как профессия

— По Вашему мнению, профессиональный спортсмен, зарабатывающий себе и семье на жизнь спортом, может ли быть хорошим христианином, ведь больше всего он думает о телесном, а не о духовном?

— На этот вопрос нужно ответить с учетом духовного возраста человека, В один ряд со спортом можно поставить занятия музыкой, бизнесом или политикой… Совместимо ли все это с духовной жизнью? Эти виды деятельности человека очень сильно захватывают. Если мы посмотрим на опыт древних христианских подвижников, то увидим, что они, в основном, занимались теми занятиями, которые не мешали вести духовную жизнь. А спорт, который есть занятие для тела, очень сильно возбуждает страсти. К сожалению, современный человек, оторванный от Церкви, большую часть своей жизни служит своей плоти, низшей части нашего естества, вышедшей из-под власти души, Поэтому я, с большой натяжкой, говорю о совместимости профессионального спорта и христианской жизни.

— У профессиональных спортсменов выходных почти нет: по одной или по две тренировки в день шесть дней в неделю. Зачастую у них нет возможности часто посещать храмы. Что бы Вы порекомендовали христианам в таком случае?

— В таком случае я бы порекомендовал быть искренними перед самим собой. Если благодать Божья коснется человеческого сердца, то человек осознает тленность и ненужность занятия спортом. Возьмем Вспоминается праведная жизнь и мученическая кончина Оптинского иеромонаха Василия, в миру Игоря Рослякова. Будучи ватерполистом, он входил в состав сборной Союза по водному поло, был мастером спорта международного класса, учился в Московском университете. Перед ним открывалась перспектива и карьеры, и учебы. Но, будучи уже на вершине земной славы, он оставляет все и уходит в Оптину Пустынь, становится монахом, и на Пасху в 1993 г. мученически погибает от руки убийцы. Вот очень яркий пример, когда подающий надежду спортсмен, поняв, что это все скоропреходящее, тленное, сделал свой выбор — служение Богу. В состоянии, когда человек не готов еще сделать какой-то серьезный шаг, чтоб поменять свою жизнь, он должен молиться Богу, чтобы Он хоть как-то направил его жизнь. Повторю, что в профессиональном спорте зачастую очень трудно совместить Евангельские заповеди с теми требованиями, которые предъявляются к самому спортсмену. Скажем, победить любой ценой. Эта цель не всегда оправдывает средства. Не по-христиански будет, если мы, идя к этой цели, переступим через какую-то запретную черту.

— Многие православные молятся перед состязанием о победе, некоторые даже осеняют себя крестным знамением, но редко кто добавляет: «Господи, да будет воля Твоя». По-христиански ли это?

— Я не очень поддерживаю, когда молитву переносят исключительно в сферу материального существования человека. В Евангелии нам заповедано, прежде всего, искать Царствия Небесного, а все остальное приложится. Мне кажется, не нужно соединять молитву с участием в спортивных состязаниях.

— В профессиональных командах всегда чётко следят за тем, что едят спортсмены, особенно перед состязаниями и на выездах. Как вести себя православному спортсмену во время поста?

— Если сводить пост только лишь к диете, к не вкушению скоромных продуктов, то он будет мало плодотворен. Пост – это более широкое понятие, включающее в себя исполнение многих христианских добродетелей.

— Многие профессиональные спортсмены считают, что именно Господь помогает им достигать результатов. Они искренне верят в это и, действительно, становятся выдающимися спортсменами. Если вера помогает человеку расти в этом направлении, то может ли спорт, в свою очередь, повлиять благотворно на духовный рост человека?

— Нет, не может. Дело в том, что спорт – это исключительно занятие в земной плоскости, где для раскрытия духовных сил требуются совершенно иные условия. Поэтому я бы не хотел смешивать понятия духовные и чисто телесные. Есть у нас спорт как явление социальное, а физическая культура — это часть культуры общечеловеческой. Если спорт вошел в нашу жизнь — социальную и общественную, пусть он существует. Но освящать его молитвой, благословением Церкви необходимости никакой нет. И, если он не несет прямого зла и не связан с нарушением заповедей Божиих, то, наверное, к нему все же нужно относиться по принципу «лучше заниматься спортом, чем грешить».

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector