Акустико фонематическая дислалия упражнения

Акустико фонематическая дислалия упражнения

В отечественной и зарубежной литературе принято деление дислалии на две формы в зависимости от того, какие психофизиологические механизмы, участвующие в осуществлении речевых процессов, нарушены. Выделяют сенсорную и моторную дислалию (К. П. Беккер, М. Совак, М. Е. Хватцев, О. А. Токарева, О. В. Правдина и др.). Такое деление дислалии направляет внимание на механизм, коррекция которого должна быть осуществлена.

На современном этапе развития логопедии квалификация дефекта опирается на совокупность критериев разных дисциплин, изучающих речь. Вместе с тем для логопедии как педагогической отрасли знаний важным является выделение таких признаков нарушения, которые существенны для самого логопедического воздействия, т. е. учет того, каким является дефект, фонематическим или фонетическим.

В соответствии с предложенными критериями выделяются три основные формы дислалии: акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая, артикуляторно-фонетическая.

Акустико-фонематическая дислалия. К ней относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи. К таким операциям относятся опознания, узнавания, сличения акустических признаков звуков и принятие решения о фонеме.

В основе нарушения лежит недостаточная сформированность фонематического слуха, назначением которого является узнавание и различение входящих в состав слова фонем. При этом нарушении система фонем оказывается у ребенка не полностью сформированной (редуцированной) по своему составу. Ребенок не опознает тот или другой акустический признак сложного звука, по которому одна фонема противопоставлена другой. Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление одной фонемы другой на основе общности большинства признаков. В связи с неопознанием того или другого признака звук узнается неправильно. Это приводит к неправильному восприятию слов (гора — «кора», жук — «щук», рыба — «лыба»). Эти недостатки мешают правильно воспринимать речь как самому говорящему, так и слушающему.

Источник

Акустико-фонематическая дислалия, структура дефекта, пути коррекции

У ребенка нет нарушения физического слуха, у него страдает сенсорное звено восприятия речи. Оказываются несформированными операции опознания, узнавания, сличения акустических признаков звуков и принятия решения о фонеме.

В основе лежит нарушение фонематического слуха.

Происходит уподобление одной фонемы другой, это приводит к их замене по акустическим признакам: звонкость-глухость, твердость-мягкость, свистящие-шипящие звуки и соноры л-р.

Структура дефекта: ФФНР

Всю систему логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения можно условно разделить на два этапа:

I этап — подготовительный. Основными его задачами являются:

а) развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;

б) устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата.

II этап — формирование произносительных умений и навыков. В задачи этого этапа входит:

а) устранение неправильного звукопроизношения;

б) развитие у детей умения дифференцировать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию;

в) формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи детей.

Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия

Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия, так как без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произношение.

Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только еще ставятся и вводятся в самостоятельную речь).

Параллельно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяв добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так как невслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.

Читайте также:  Сколько минут надо делать упражнения для глаз

В процессе логопедических занятий ребенок должен прежде всего приобрести умения контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих.

Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:

I этап — узнавание неречевых звуков.

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

III этап — различение слов, близких по звуковому составу.

IV этап — дифференциация слогов.

V этап — дифференциация фонем.

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.

В процессе предварительного логопедического обследования часто обнаруживаются нарушения в строении органов артикуляционного аппарата. В таких случаях параллельно с работой по развитию фонематического восприятия проводится артикуляционная гимнастика (подготовительные упражнения).

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные — артикуляционные уклады различных фонем.

Как правило, упражнять ребенка необходимо лишь в тех движениях, которые нарушены, а также в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука.

Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические. Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, так как логопеду не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно бывает лишь сказать «Поиграем в барабан» или «Поиграем в лошадки».

Формирование произносительных умений и навыков

Логопедическая работа по устранению дислалии строится на основе выработки новых артикуляционных навыков путем использования компенсаторных возможностей организма (зрительных и слуховых восприятий, тактильных и кинестетических ощущений).

Занятия по исправлению дефектов произношения проводят в определенной последовательности. Все артикуляционные упражнения распределяются по следующим видам:

1) постановка звука;

2) автоматизация навыка произношения звука в слогах (прямых, обратных, открытых, закрытых, со стечением согласных);

3) автоматизация навыка произношения звука в словах;

4) автоматизация навыка произношения звука в предложениях;

5) дифференциация сходных по звучанию или артикуляции звуков;

6) автоматизация звука в разговорной речи.

Для ведения логопедических занятий нужны зеркало, набор зондов, шпатели, вата, спирт; набор дидактического и иллюстративного материала; индивидуальные тетради для записи домашних заданий, словари, специальная литература, протоколы речевого обследования логопатов.

При постановке правильного произношения звуков пользуются четырмя основными способами.

· Первый способ основан на подражании. Пользуясь слухом, зрением, тактильно-вибрационными и мышечными ощущениями, ребенок воспринимает звучание и артикуляцию фонемы и сознательно пытается воспроизвести требуемые движения речевых органов, требуемое звучание. При этом непосредственное слуховое восприятие звучания, восприятие видимых речевых движений, в том числе собственных (с помощью зеркала), ощущение рукой струи выдыхаемого воздуха, вибрации гортани могут быть дополнены восприятием работы речевых органов, отображенной с помощью различных пособий.

· Постановка звука от артикуляционной гимнастики

· Прием постановки звуков от опорных звуков

· Механический прием постановки заключается в механическом воздействии на речевые органы при помощи каких-либо приспособлений (шпатель, зонд). При этом способе используется некоторая исходная артикуляция, и на ее основе механическим путем речевые органы пассивно приводятся в требуемое положение или движение. Связанные с определенным положением или движением речевых органов кинестетические раздражения в сочетании с сопутствующими им слуховыми раздражениями закрепляются в коре головного мозга в виде системы следов, что в дальнейшем является предпосылкой для активного, произвольного воспроизведения требуемой артикуляции.

Источник

«Система логопедической работы по развитию фонематических процессов у дошкольников с дислалией». В помощь логопедам

Ольга Королькова
«Система логопедической работы по развитию фонематических процессов у дошкольников с дислалией». В помощь логопедам

Актуальность выбранной темы заключается в том, что фонематические процессы являются неотъемлемым компонентом для формирования правильной речи, так как отсутствие четкого слухового контроля и восприятия способствуют стойкому сохранению звукопрозносительных дефектов в речи. Проблема особенности восприятия речи у детей с дислалией и до настоящего времени остается недостаточно изученной, а специальные исследования фонематического восприятия у детей с дислалией (Т. Б. Филичевой, Н. А. Чевелевой, Л. Ф. Спировой, О. А. Токаревой, Б. М. Гриншпуна и др.) не решают всего круга вопросов связанных с этой проблеммой. Поэтому вопросы изучения фонематического слуха и восприятия и его влияния на преодоление речевых нарушений, определение путей развития этих процессов у старших дошкольников, приобретает особую актуальность.

Читайте также:  Упражнения для того чтоб подкачать попу

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия является необходимым условием для преодоления речевых нарушений у дошкольников с дислалией, но система работы по развитию данных процессов остается недостаточно разработанной.

Объектом исследования явилась речевая деятельность и состояние фонематического исследования у дошкольников с дислалией.

Предметом – процесс совершенствования и апробирования системы работы по развитию фонематического восприятия у дошкольников с дислалией.

Целью исследования было изучение состояния фонематических процессов у детей с дислалией, адаптация и совершенствование технологии развития фонематических процессов данной категории детей.

Общий замысел и логика исследования определили следующие его этапы:

– посвящен теоретическому анализу литературы определению

проблемы, предмета, задачи исследования, выбору метода исследования.

– проведение констатирующего эксперимента, цель которого выявить

фактические возможности формирования фонематического восприятия у детей с дислалией.

– организация обучающего эксперимента, целью которого

было формирование фонематического восприятия у детей с дислалией.

Над темой: «Развитие фонематического восприятия у детей с нарушением речи» я работала в течение 15 лет в качестве учителя – логопеда в детском дошкольном учреждении.

Констатирующий эксперимент проводился на базе дошкольного образовательного учреждения детский сад. Экспериментом были охвачены дети, имеющие речевые нарушения.

В работе использовались методы обследования предложенные Спировой, Ахутиной, Левиной, Правдиной, Винарской, Лурия, которые были систематизированны Н. М. Трубниковой.

Данный констатирующего эксперимента наглядно показали отсутствие органического поражения коры головного мозга у данной группы детей.

Проведенное обследование позволило получить следующие результаты:

С заключением ФФНР, обусловлено артикуляторно-фонематической дислалией.

С заключением ФФНР, обусловлено акустико-фонематической дислалией

Для исследования фонематического воспрития у детей с дилалией был использован тест А. Ф. Ануфриевой, С. Н. Костроминой «Тест на различение и выбора фонем».

Первое и второе задание теста были направлены на оценку фонематического слуха, третье, четвертое и пятое – на оценку фонематических представлений.

Диагностика показала, что фонематический слух недостаточно сформирован у семи детей с акустико-фонематической дислалией. Так же наблюдается незаконченность процессов формирования фонематического слуха у четырех детей с артикуляторно-фонематической дислалией.

Проведенный констатирующий эксперимент показал, что у детей с дислалией отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими, акустико-артикуляционными признаками. Уровень сформированности действия по выделению последовательности звуков в слове и умению сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова находятся в прямой зависимости от степени недоразвития фонематического восприятия.

Результаты эксперимента позволили выделить следующие направления в работе:

1. Развитие осознанного звукового анализа и контроля за собственным

произношением у детей с артикуляторно-фонематической дислалией;

2. Формировать умение различать и узнавать фонемы, с опорой на

сохранные функции у детей, имеющих акустико-фонематическую дислалию.

Система логопедической работы по развитию фонематических процессовсостоит из двух частей:

– коррекционная, ориентирована на развитие у детей фонематического

слуха и исправление произношения.

Развитие речевого слуха строится поэтапно в соответствии с

рекомендациями по логопедической работе:

1. Узнавание неречевых звуков.

Проведенный эксперимент позволил сделать вывод, что этот этап у детей

с дислалией сформирован.

2. Развитие слухового внимания и памяти.

3. Различение высоты, силы и тембра голоса на материале одинаковых

звуков в сочетании слов и фраз.

4. Различение слов близких по звуковому составу.

5. Дифференциация слогов.

6. Дифференциация фонем.

Важным моментом при формировании фонематического слуха становится

Читайте также:  Упражнения для грыжи дисков позвоночника дикуля

выбор методов обучения. В систему логопедической работы были включены игры и упражнения в соответствии с этапом работы над формированием фонематического слуха. Для каждого ребенка устанавливалась точка отсчета двигаясь от трудных упражнений к более легким. Когда начальный уровень был установлен, работа осуществлялась от трудных упражнений к более легким.

С первых занятий с детьми проводилась работа по развитию слухового внимания и памяти. Были разработаны десять подготовительных занятий для развития пространственного гнозиса (см. схематичные конспекты занятия).

Жинкин Н. И. утверждает, что фонемы в пространстве памяти расположены упорядоченно, т. е. в нашей памяти существует решетка фонем. В каждой ячейке этой решетки хранится фонема. Эта фонема является эталоном звука, который мы произносим. Оказывается, что фонемы расположены по типу противопоставления, для того чтобы у ребенка развивался процесс звукоразличения или фонематический слух.

К концу первого этапа дети научились безошибочно узнавать, классифицировать звуки

Вторая часть, опираясь на результаты работы первой, непосредственно направлена на развитие фонематического восприятия у детей с дислалией.

Развитие фонематического восприятия, как умственного действия, подчиняется таким же законам их формирования. Методика обучения детей звуковому анализу строится согласно теории Ф. Я.Гольперина о поэтапном формировании умственного действия:

1. Предварительное выяснение задания (образец выполнения звуко-

2. Освоение действия с предметом (работа со схемами, фишками);

3. Освоение умственного действия в плане громкой речи (проговаривание

4. Перенос действия в умственный план (выполняет действие без

В чем отличие данной работы от предлагаемой в литературе?

Во-первых, в том, что учебный процесс, направленный на развитие фонематического восприятия, выстраивается на основах природосообразного развития ребенка через отношение и деятельность, всесторонне активизируя познавательную мощь детского мозга. Во-вторых, система логопедической работы по развитию фонематического восприятия опирается на работу по развитию слухового восприятия в целом;

В третьих, на протяжении всех этапов работы проводится работа по развитию речеслухового внимания, речеслуховой памяти;

В четвертых, работа по формированию навыков слухового анализа строится в соответствии с теорией П. Я. Гольперина по формированию умственного действия.

Система работы по развитию звуковой и интонационной культуры речи дошкольников 1. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы Анализ недостатков в результатах, в основном.

Использование ИКТ при развитии фонематических процессов у дошкольников. Компьютерный тренажёр «Загадки-метаграммы и загадки-логогрифы»Цель: развитие фонематических процессов у дошкольников. Задачи: Образовательные:.

Мониторинг развития фонематических процессов у детей 5–7 лет Логопедическое обследование детей с ТНР включает в себя множество разделов: звукопроизношение, различение звуков на слух, звукослоговая.

ООД по формированию фонематических процессов у детей в старшей логопедической группе детского сада (основная часть) I. Вводная часть. Дети входят в группу. Логопед: – Прислушайтесь, какая красивая музыка звучит (звучит музыка). – Давайте закроем глазки,.

Особенности фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ч.1) Подготовила: Шкруднева О. Д. учитель-логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13 г. Шебекино Белгородской области» Большие трудности.

Особенности фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ч.2) Четвёртый уровень речевого развития характеризуется остаточными проявлениями нерезко выраженного недоразвития лексики, грамматики, фонетики.

Проект «Система работы по развитию мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования у дошкольников с ОВЗ» Проект исследовательский, практико-ориентированный, реализуется в рамках ДОУ, в течение года. В проекте участвуют дети среднего дошкольного.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста Консультация для воспитателей детского сада «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста»Фонематическое восприятие –.

Система работы педагога по развитию у старших дошкольников предпосылок ценностно-смыслового восприятия мира природы Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля). Для решения поставленной проблемы.

Весёлые «Звуковички». Дидактическая игра для развития фонематических процессов Нарушения в формировании фонетико-фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняют овладение программой по.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector