Активизация мыслительной деятельности учащихся через устные упражнения

Комплекс упражнений для улучшения мыслительной деятельности
материал по теме

Данный комплекс улучшает мыслительную деятельность ребенка, облегчает процесс освоения чтения и письма

Скачать:

Вложение Размер
mezhpolusharnoe_vzaimodeystvie_moe_-_kopiya2.docx 24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений, способствующих формированию межполушарных взаимодействий, улучшению процессов памяти и внимания

При регулярном выполнении упражнений синхронизируется работа полушарий, улучшается мыслительная деятельность, память и внимание, облегчается процесс освоения письма и чтения. Комплекс полезно делать перед выполнением домашних заданий в течение 8-10 минут.

Массаж пальцами руки точек под правой (левой) ключицей.

  • Принимаем позу «восьмерки»

Сними обувь, сядь на стул. Поставь правую ногу на пол, а левую положи на неё так, чтобы щиколотка лежала на колене. Руку скрести. Положи правую ладонь на щиколотку левой ноги, а левую – на ступню. Посиди так одну минуту с закрытыми глазами.

Посиди еще минуту с закрытыми глазами ровно, соединив кончики пальцев перед собой. Рот приоткрыт, язык прижат к нёбу. Дыши ровно и глубоко.

Ребенок вытягивает руки вперед, а взрослый надавливает на руки сверху и смотрит, какое сопротивление. Сильная реакция свидетельствует о хорошем двустороннем межполушарном взаимодействии.

Комплекс кинезиологических упражнений

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Выполняем упражнение в прямом и обратном порядке ( от мизинца и к мизинцу), сначала правой, затем – левой, затем – обеими руками одновременно.

  • Кулак – ребро – ладонь

Три положения руки на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем – левой, потом – двумя руками вместе.

Позы создаются последовательно или «вразброс» по команде.

Левую руку ребенок складывает в кулак, большой палец отставляет в сторону, а кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук. Необходимо менять положение рук 6-8 раз и добиваться высокой скорости выполнения.

Дайте ребенку в обе руки по карандашу или фломастеру и попросите рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.

Левой рукой ребенок берется за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпуская ухо и нос, хлопает в ладоши. Затем положение рук следует поменять «с точностью наоборот».

Ребенок скрещивает руки ладонями друг к другу, пальцы сцепляет в замок и выворачивает руки к себе. Затем он двигает тем пальцем, на который укажет ведущий. Пальцы должны двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Создаются несколько поз со своими названиями, которые дети могут придумать сами (цветок, корабль, яблоко, змейка, волна, ведро, забор, ушки, собачка, зайчики, хлопок, кулак, апельсин, ребро и т.д.). выбирается 3-4 позы для изображения с одновременным проговариванием, например «волна – ушки – хлопок» или «ребро – ведро – рожки» и т.д. Важно, чтобы четкое проговаривание соответствовало выполняемому действию. Локти должны быть свободны, лучше выполнять упражнение стоя.

Кисти рук изображают круглый апельсин, попарно соединены мизинцы, безымянные, средние, указательные и большие пальцы. Одновременно с проговариванием выполняются традиционные движения. Важно, чтобы каждая пара пальцев двигалась изолированно.

Мы делили апельсин, много нас, а он один (покачивания)

Эта долька для ежат, эта долька для чижат,

Эта долька для котят, эта долька для утят.

Эта долька для бобра (каждая пара пальцев поочередно размыкается и постукивает),

А для волка – кожура (кисти, совершая оборот, выворачиваются ладонями вверх).

Волк сердит на нас, беда! (постукивание кулаками)

Разбегайтесь, кто – куда! (перебирание пальцами, как по клавишам пианино).

Упражнение выполняется сначала на одной руке, затем на другой.

Важно растирание, пощипывание, надавливание каждой фаланги и суставов пальцев. В противном случае смысл упражнения теряется.

Где ладошки? Тут, тут (поочередное раскрытие ладоней),

На ладошке пруд, пруд (указательный палец описывает круг на раскрытой ладони другой руки),

Этот палец большой, это гусь молодой (массаж большого пальца, отведение его в сторону),

Этот палец поймал, этот палец ощипал (массаж всех оставшихся пальцев по очереди и их загибание)

Этот палец печь топил, этот палец суп варил.

Полетел гусь в рот (махание кистями и указание на рот)

А потом в живот (указание в область живота).

  • Массаж руки граненым карандашом

Карандаш с усилием прокатывается пальцами одной руки от запястья до подушечек пальцев другой руки. Движение сопровождается проговариванием, например, правил правописания.

Одна рука кладется на голову и гладит ее. Другая рука кладется на колено и похлопывает его. Движения выполняются одновременно. По сигналу положение рук меняется.

Проговаривание стихов с имитированием ходьбы пальчиков. Выполняется левой, правой рукой. Возможно использование числовой линейки для подсчета «шагов».

  • Рассказывание стихов (проговаривание предложений) в движении Заранее оговариваются условные движения, обозначающие заглавную букву в слове, обычное слово, точку, запятую (например, поднимание рук, приседание, хлопок, руки на пояс и т.д.). Текст произносится с одновременным выполнением движений.

Инструкция: «Проговаривай вслух букву из верхнего ряда, а букву из нижнего – показывай движением руки: Л – левая рука поднимается в левую сторону, П – правая рука поднимается в правую сторону, В – обе руки поднимаются вверх. Упражнения выполняются последовательно: от первой буквы к последней, а затем от последней буквы к первой».

Инструкция: «Выполняй перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед – назад). Затем делай то же левой рукой и правой ногой (повтори 24 или 32 шага под счет или музыку)».

  • Бревнышко

Инструкция: «Ляг на пол и перекатывайся, как бревнышко».

В течение 3-5 минут выполняем пробу: вычеркни (обведи, подчеркни) заданные буквы в тексте. Перед ребенком обязательно положите лист бумаги, на котором крупными буквами будет написано то, что ему надо найти и вычеркнуть.

Приемы для запоминания букв:

  • Взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5-6 см), ребенок раскрашивает ее. Под буквой ребенок рисует предметы, в названии которых первая буква для него трудная;
  • Лепка ребенком буквы из пластилина;
  • Вырезание ребенком буквы по контору, который нарисовал взрослый;
  • «Написание» широким жестом всех изучаемых букв в воздухе (если пользоваться данным приемом постоянно, то в случае затруднений взрослому достаточно будет «написать» букву в воздухе – и ребенок мгновенно вспомнит ее);
  • Сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами. Пусть такие сравнения придумывает сам ребенок;
  • Конструирование (складывание) букв из элементов, вырезанных из картона;
  • Реконструирование букв, то есть как бы «переделка » одной буквы в другую;
  • «Достраивание» букв путем добавления к ним недостающих элементов;
  • Нахождение «спрятавшихся » букв в так называемых «совмещенных буквах». Ребенку предлагается определить, сколько и каких букв «спряталось» в каждой фигуре;
  • Письмо буквы по контору, который нарисовал взрослый;
  • Письмо буквы по опорным точкам, которые поставил ввзрослый;
  • Обводка пальцем буквы, вырезанной из наждачной бумаги;

Источник

Выступление по теме : ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ УСТНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ УСТНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

ГБОУ СЛИ № 2, город Стерлитамак., Республика Башкортостан

Активизация учащихся при обучении – одно из основных направлений совершенствования учебного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. С этой целью на уроках математики применяются разнообразные приемы и методы работы. Неотъемлемой частью каждого урока является устный счет. Устные упражнения способствуют закреплению знакомого материала и подготовке к изучению нового, они подбираются по уровню сложности: менее сложные (где принимает участие большая часть класса), средней степени сложности, задания повышенной сложности на находчивость и сообразительность учащихся. В создании интереса к учению большое значение имеют задачи-смекалки, арифметические и геометрические головоломки, задачи со сказочным сюжетом, а также задачи в стихах. Такие задания позволяют без особых усилий сконцентрировать внимание учащихся, включить весь класс в работу.

Математика является одним из опорных предметов в школе, что обусловлено ее ролью в развитии нашего общества и в формировании личности каждого отдельного ученика. Невозможно развитие современного человека без базовой математической подготовки. Сейчас все больше специальностей, требующих применение образования высокого уровня, связанного непосредственно с применения математических знаний. Это экономика, финансы, бизнес, физика, техника, информатика, самолетостроение, специальности, связанные с изучением космоса и другие. Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Успешность изучения школьного курса математики зависит от того, какими средствами и методами учитель ведет обучение. [5]

Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этапах изучения курса математики. О наличии вычислительной культуры у учащихся можно судить по их умению производить устные и письменные вычисления, рационально организовывать ход вычислений, убеждаться в правильности полученных результатов.

Вопрос об устных упражнениях не получает достаточного освещения в методической литературе, хотя они занимают одно из важных мест на уроках математики. Почему? Дальше я постараюсь убедить в этом тех, кого интересует данная проблема.

Устные упражнения вызывают большой интерес у учащихся. Иногда детей затрудняет неумение самостоятельно понять задание, оформить решение в тетрадь, а проведение устных упражнений снимают эти дополнительные трудности и предоставляет возможность сосредоточиться на математическом содержании задания. Этому должна способствовать простота и лаконичность заданий.

Устные упражнения дают возможность охватить большой по объему материал за более короткое время, учащиеся чаще, чем при других формах работы на уроках, получают возможность ответить. [6]Детям нравится работать устно, так как они сразу могут проверить правильность своего решения. Даже в случае неправильного ответа, у них есть возможность быстро исправить ответ.

Устные упражнения, позволяют по реакции класса в той или иной мере судить об усвоении материала, готовности класса к изучении нового, помогают выявить ошибки учащихся. Устные упражнения, проводимые в начале урока, дисциплинируют учащихся, помогают быстро включиться в работу. Проведение их в середине или конце урока, также положительно сказывается на работе учащихся. Переключение внимания, интерес, с которым обычно дети выполняют устные упражнения, служат как бы разрядкой после напряжения и усталости, вызванные письмом или практической работой.

Кроме того, устные упражнения важны тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении у детей развиваются память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. Вместе с другими формами работы устные упражнения позволяют создать условия, при которых происходит активизация различных видов деятельности учащихся: мышление, речь, моторика. И устные упражнения при этом имеют большое значение.

Как показывает опыт, при умелом использовании данный вид работы играет немаловажную роль в повышении эффективности урока. Основное условие при этом – устные упражнения используются не как дополнительный материал, а как необходимая органическая часть урока, без которой усвоение знания навыков будет протекать с большими трудностями и с большей потерей времени. Каждое упражнение должно даваться с четко определенной целью. Устные упражнения проводятся с одной из следующих целей: подготовка к изучению нового материала, закрепление пройденного, отработка и обобщение приобретенных навыков.

Устные упражнения используются как подготовительная работа при объяснении нового материала, как иллюстрация изучаемых правил, законов, а так же для закрепления и повторения изученного. При этом развивается память учащихся, быстрота реакции, воспитывается умение сосредоточиваться, наблюдательность, проявляется инициатива учащихся, повышается культура вычислений.

Поэтому для эффективности использования устных упражнений нужно правильно определить их место в системе урока. Готовясь к уроку, учитель должен отобрать материал, расположить его в систему, продумать переход от одного упражнения к другому в соответствии с целью урока. При подборе заданий и форм организации устного счета нельзя не учитывать индивидуальную подготовку учащихся, их склонности и способности к устным вычислениям.

Значительные возможности для формирования навыков устных вычислений имеют внеклассные занятия, на которых можно рассмотреть оригинальные задачи, интересные приемы устного счета, примеры, которые показывают преимущества в скорости вычислений для учащихся, хорошо владеющих навыками устного счета. Эта задача с необычной для учащихся формулировкой или неожиданным способом решений. Цель их – развитие мыслительной и познавательной активности учащихся.

При всех достоинствах устных вычислений не следует, однако, чрезмерно ими увлекаться. Важно, чтобы устный счет был органически связан с целью обучения математике.

Устные упражнения можно использовать для восстановления и активизации необходимых знаний, умений и навыков, а так же для подготовки к восприятию нового, например, для отработки отдельных этапов входящих в состав более сложных умений и навыков. Опыт показывает, что хорошо продуманная система подготовительных упражнений может сделать усвоение нового материала более эффективным.[6]

Перед изучением темы «Сравнение положительных и отрицательных чисел» в 6 классе в качестве подготовительных упражнений необходимо предложить:

сравнить положительные числа с помощью координатной прямой (вспомнить правило);

( Сравните: а)1 и 9 ; б) 7 и 4; в) 0 и 1 )

сравнить температуру воздуха летом и зимой (первоначально употребив термины «холоднее» и «теплее») с последующей формулировкой сравнения положительных и отрицательных чисел;

( Когда теплее? Когда на улице 10 градусов С или -12 градусов С? Как говорят про температуру -12 градусов С по отношению к 10 градусам С ?(температура ниже) Ниже – это температура больше или меньше? )

применить правило сравнения чисел с помощью координатной прямой для положительных и отрицательных чисел.

Сравните: -13 и 2 -5 и -7

Принято считать, что устные упражнения должны проводиться в достаточно быстром темпе. Да, если речь идет об отработке таких навыков как сложение, вычитание, умножение и деление, то желательно, чтобы темп работы был высоким. Если же устные упражнения используются с целью закрепления только что изученного, то нецелесообразно торопить учащихся. Чем осознаннее будут на данном этапе их действия, тем глубже и прочнее будет усвоение нового материала. Наблюдения показывают, что преждевременное увеличение темпа приводит к увеличению ошибок. Работа проходит более организованно, если после прочтения задания учитель делает паузу, а не спрашивает тотчас же учащихся. Упражнения может быть прочитано несколько раз, если оно затруднило учащихся, особенно «нестандартные» задания. Если у учителя появилось сомнение, что учащиеся не смогут на слух запомнить и понять задание, то он может использовать записи на доске, таблицы, плакаты, обеспечивающие усвоение.[2]

В 21 веке информационные технологии широко используются во всех сферах и отраслях, и естественно, учителя в школе так же используют передовые технологии для более успешного и качественного преподавания уроков математики. Детям очень нравятся и активизируют их деятельность во время устных упражнений такие средства, как например, презентации, слайды, задания с использованием интерактивной доски.

Список использованной литературы:

Алгебра: Математические диктанты. 6-9 классы/ авт.-сост. А.С. Конте. – Волгоград: «Учитель», 2007.

Беримец В.И. “Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения познавательного интереса к уроку математики”.

Берман Г.Н. Приемы счета – 5-е изд./ Г.Н.Берман -.: Гостехиздат, 1953. –

Глебов, Илья Иванович. Упражнения по привитию вычислительных навыков учащимся 5 – 8 классов./И.И. Глебов –Учпедгиз.: 1959. – 67с.

Грекова С.В. Понятия и термины современной теории и методики обучения математике./ Грекова С.В. – Оренбург 2007г. – 32 с.

Зайцева О.П. Роль устного счёта в формировании познавательных навыков и в развитии личности ребёнка./ Зайцева О.П. // «Начальная школа». – 2001г. – №1.

Зимовец К.А., Пащенко В.А. Интересные приемы устных вычислений./К.А.Зимовец, В.А.Пащенко.// «Начальная школа». – 1990. – №6. – с.44-46.

Игнатьев В.А.Сборник задач и упражнений для устных занятий по математике./ В.А.Игнатьев – Учпедгиз.: – 1952. – 239с.

Минаева С.С. Вычисления на уроках и внеклассных занятиях по математике. Пособие для учителей/С.С.Минаева -М.: «Просвещение» – 1983. – 145с.

Мишенева Т.С. Приемы организации устного счета. Из опыта./Т.С.Мишенева. // «Начальная школа». – 1987. – №2. – с30.

Приложение к газете 1Сентября./ Газета «Математика»: №35/2004, №36/2004, №24/2004, №3/2008.

Источник

Читайте также:  Как повысить биоэнергетику упражнения
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector