Акробатика специальные физические упражнения



Акробатика. История и виды. Польза и противопоказания. Особенности

Слово «acrobates» в переводе с греческого означает «хожу на цыпочках, лезу вверх». Акробатика — это комплекс упражнений на ловкость, пластичность, прыгучесть, силу и балансировку. Все то, что выделывают акробаты, поражает. Но не всем известно, что за этим великолепием кроется неимоверный труд и годы тяжелых тренировок. Стать акробатом может далеко не каждый — для этого требуется отменное здоровье, надлежащая физическая форма и природная предрасположенность.

Немного истории

Акробатика уходит своими корнями в древние века — она был известна еще за 2300 лет до н.э. в Египте, Греции и на острове Крит. Акробатические трюки на праздниках и городских гуляниях показывали артисты, называемые «циркуляторы». Богатые горожане могли позволить себе даже содержать своих собственных акробатов.

В средневековье были распространены конкурсы «живой архитектуры». На них акробаты соревновались в построении самых высоких пирамид.

С 18 в. акробатические номера стали обязательной составляющей цирковых программ. А с 19 в. их начали включать в программу гимнастической подготовки. Так дисциплина разделилась на два основных направления: цирковая и спортивная.

Спортивная развивалась очень быстро. Это было обусловлено универсальностью упражнений. Их использовали в качестве основы для множества дисциплин. Цирковое направление оставалось узко специализированным, поскольку циркачи могли длительный период демонстрировать одни и те же номера. Выделились несколько подвидов цирковой акробатики, которые существуют и сегодня.

Распространена была акробатика и на Руси: акробаты всегда принимали участие в развлекательных мероприятиях. 17 в. в России уже имелись акробаты-мастера некоторых направлений, а также обучающие тренеры.

1900 г. в Питере стали открываться специализированные секции, а в 1901 г. акробаты-любители впервые продемонстрировали свое искусство.

1938 г. А.К. Бондаревым, стоящим во главе Всесоюзной секции акробатики, были разработаны программа подготовки и правила соревнований. А через год в Москве были организованы первые во всем мире Всесоюзные состязания.

1974 г. в Москве был проведен первый чемпионат мира с участием атлетов из Болгарии, Англии, Венгрии, Польши, СССР, Соединенных Штатов, Германии и Швейцарии. 13 наших атлетов получили призовые места. Через год в Швейцарии состоялся первый турнир на Кубок мира. В Олимпийскую программу дисциплина вошла в 2016 г.

Виды акробатики

В процессе становления акробатики в ней сформировался целый ряд подвидов. Две основные группы — цирковая и спортивная. В спортивной также имеется несколько направлений, и самые популярные из них — лыжная и парашютная.

Цирковая акробатика

Является составляющей частью цирковых программ и играет ведущую роль. Акробатическим приемам обучены все, в том числе клоуны.

Эти приемы делятся на:
  • Динамические — сальто, пируэты, перекаты.
  • Статические — удержание равновесия в разных позах.
В свою очередь, в рамках этих основных групп существуют различные подвиды:
  • Прыжковая.
  • Силовая.
  • Конная.
  • Вольтажная (нижний партнер производит перебрасывание верхнего с рук на ноги и наоборот).
  • Воздушная.
  • Пластическая.
  • Комическая.

Есть и особая разновидность — так называемое рейнское колесо. Это специальный снаряд, предназначенный для выполнения трюков, состоящий из двух металлических ободов, соединенных скобами, и захватов для конечностей. На нем демонстрируют перекаты, спирали и иные комбинации.

Спортивная

Это вид спорта, представляющий собой тренировки и состязания по выполнению особых упражнений, требующих удержания равновесия, балансирования, вращения тела с опорой и без таковой.

Выступления в спортивной акробатике бывают:
  • Сольные — прыжки, сальто и другие приемы демонстрирует один спортсмен.
  • Парные — статические и динамические комбинации с прыжками, выполняемые двумя атлетами одного пола или разных.
  • Групповые (3 женщины или 4 мужчины) — основаны на построении акробатических пирамид.
  • Прыжки на батуте.

На турнирах оценки выставляются акробатам по тому же принципу, что и в спортивной гимнастике. Все телодвижения должны осуществляться с хорошей координацией, техникой и в одном темпе, а повторения тех или иных элементов недопустимы. Общая оценка формируется по двум факторам: техника выполнения и сложность номера.

Спортивная акробатика подразумевает наличие специального оборудования и инвентаря для тренировок, и выступлений.

Самое необходимое снаряжение — это:
  • Маты. Их производят из войлока толщиной 15 мм. Маты имеют квадратную форму со стороной 12 м.
  • Акробатическая дорожка для выполнения прыжков. Она имеет габариты 1,5 х 25 м, войлочное покрытие и разметку.
  • Тренировочные снаряды — ручные и потолочные лонжи, используемые для отработки сложных комбинаций в паре или в группе.

Одежда спортсменов-акробатов — это гимнастические купальники для девушек и гимнастические брюки с майкой для юношей. В качестве обуви используются специальные гимнастические тапочки.

Спортивная акробатика играет важную роль в подготовке спортсменов разных направлений. И этому есть логическое объяснение: освоение гимнастических элементов способствует формированию ловкости, навыков самостраховки, развивает вестибулярный аппарат. А кроме того, она воспитывает смелость и решительность, необходимые в любом виде спорта.

Лыжная

Это составная часть лыжного фристайла, где атлетами совершаются прыжки и сальто с трамплинов. Существует три вида трамплинов:

  1. Тройной — 4,05 м в высоту и с углом наклона 70 градусов.
  2. Двойной — 3,5 м и 65 градусов.
  3. Сальтовый — 2,1 м, 55 градусов.

В таких соревнованиях оцениваются высота и дальность полета, техника отрыва и приземления, а также элементы, выполняемые в полете. Фигуры оцениваются по 7-балльной шкале коллегией из 5 судей, а приземление — по трехбалльной шкале двумя судьями. Максимальная и минимальная оценки не принимаются в расчет, а из остальных выводится средний балл. Полученные цифры за полет и приземление складывают и умножают на коэффициент сложности, существующий для каждого элемента. Выигрывает спортсмен, у которого это число будет наибольшим. Сегодня существует неофициальный рекорд 268.7 балла.

Читайте также:  Тактические упражнения для хоккеистов

Парашютная

Другое ее название — купольная, где парашютисты выступают группой, образуя разнообразные фигуры. Это весьма сложный вид акробатики, предполагающий длительное формирование и отработку навыков не только в воздухе, но и на земле. Спортсмены должны отлично чувствовать друг друга, чтобы фигуры были зрелищными и не рассыпались в воздухе.

Акробатика любого направления содержит в своем арсенале множество зрелищных трюков, отличающихся своей сложностью. Она относится к видам спорта, обладающих высокой травмоопасностью, поэтому на тренировках и выступлениях атлетам необходимо строго соблюдать технику безопасности. В частности, запрещается приходить в зал в несоответствующей одежде и обуви, надевать часы, цепочки, браслеты и прочие украшения.

Акробатика и здоровье

Раньше акробатом становился тот, кто начал тренироваться еще ребенком. Сегодня занятия акробатикой рассчитаны на все возрастные группы. Повсеместно открываются секции акробатики для взрослых. Безусловно, на таких занятиях не готовят профессиональных акробатов, но эти тренировки оказывают благоприятное воздействие на организм человека.

  • Развивает весь мышечный комплекс, силу, выносливость, скорость реакции.
  • Формирует гибкость и пластичность.
  • Укрепляет вестибулярный аппарат, развивает баланс и пространственную ориентацию.
  • Повышает иммунитет и устойчивость организма к внешним факторам.
  • Стимулирует мозговое кровообращение, повышает работоспособность.
  • Стимулирует работу сердечно-сосудистой системы.
  • Нормализует обменные процессы.
  • Позволяет поддерживать хорошую физическую форму, бороться с избыточным весом, иметь стройное рельефное тело.

Что касается занятий этим видом спорта для детей, то они способствуют укреплению тела, гармоничному физическому развитию и воспитанию личности, таких качеств, как трудолюбие, настойчивость и вера в себя.

Противопоказания
Занятия акробатикой требуют очень хорошего здоровья. К главным противопоказаниям относятся:
  • Заболевания сердечно-сосудистой системы.
  • Тяжелые расстройства нервной системы (например, эпилепсия).
  • Хронические заболевания органов дыхания (такие как астма).
  • Травмы и патологии опорно-двигательного аппарата.

Поэтому перед началом занятий следует пройти медицинский осмотр и получить консультацию специалиста.

Кроме этого, акробатика травмоопасна, поэтому занятия должны проходить только под контролем высококвалифицированного тренера.

Источник

Акробатические упражнения

Акробатические упражнения применяются с целью со­вершенствования физических качеств и специальных на­выков в физической подготовке различных видов Воору­женных Сил и родов войск. Они развивают мышцы, ук­репляют связки и суставы, благотворно воздействуют на органы дыхания и кровообращения, способствуют вос­питанию ловкости и координации движений, простран­ственной ориентировки.

С помощью акробатических упражнений вырабатыва­ется устойчивость организма к воздействию неблагоприят­ных факторов военно-профессио­наль­ной деятельности лет­ного состава ВВС, надводных кораблей и подводных го­док, Воздушно-десантных войск.

Акробатические упражнения широко используются как вспомогательное средство для освоения сложных эле­ментов в спортивной и художественной гимнастике, прыж­ках в воду и на батуте, фристайле, прыжках с трамплина, фигурном катании, акробатических танцах и других видах спорта. Они с успехом демонстрируются на спортивных праздниках, в художественной самодеятельности, на вече­рах отдыха.

Акробатические упражнения подразделяются на акро­батические прыжки, парные и групповые упражнения. Акробатические прыжки состоят из различных кувырков, переворотов, сальто; парные упражнения (мужские, жен­ские и смешанные пары) включают стойки, поддержки, равновесия и хореографические элементы; групповые уп­ражнения состоят из упражнений для женщин (тройки) и для мужчин (четверки). Тройки и четверки – наиболее сложные групповые упражнения, включающие разнооб­разные пирамиды.

Для выполнения акробатических упражнений на прак­тических занятиях используются гимнастические и пороло­новые маты, помост-ковер, синтетические покрытия, войлок или чистый песок, травяные площадки, опилки, скошенная трава. Для занятий спортивной акробатикой и прыжков применяется специальная акробатическая до­рожка длиной 30 и шириной 1,5 м. Зона приземления 6´4 м. Края дорожки обозначаются линиями шириной 5–10 см. Такая же линия проводится и по оси дорожки. Высота дорожки в зависимости от конструкции – 10–25 см. Акробатические упражнения выполняются на гим­настическом ковре (рис. 66).

Разучивание и выполнение акробатических упражнений осуществляются по частям и в целом всеми обучаемыми одновременно (под счет) по команде руководителя. Для поточного выполнения оборудуются 2–4 линии (по 2–3 гимнастических мата), и обучаемые выполняют упражне­ния друг за другом с дистанцией 5–6 шагов.

«Ласточка». Для выполнения равновесия наклониться вперед на одной ноге, другую поднять (отвести назад) вы­ше уровня таза, руки развести вверх-в стороны, прогнутъся.

Последовательность разучивания: взмахи ногой назад с опорой прямыми руками на высоте пояса и наклоном вперед у гимнастической стенки, коня, козла, батута; равновесие с поддержкой за ногу – держать 3–5 секунд.

Рис. 66. Акробатическая дорожка и ковер

Группировка. Лежа на спине, согнуть ноги в коленях, взяться руками за голени, прижать колени к груди и раз­вести их немного шире подбородка, пятки соединены.

Стойка на лопатках. Из упора лежа на спине поднять прямые ноги вверх, перекатиться на лопатки и затылок, упереться руками в спину, локти – на полу, туловище держать вертикально, ровно.

Последовательность разучивания: стойка на лопатках в группировке; стойка на лопатках с помощью под спину и ноги.

Кувырок вперед в группировке (рис. 67). Упор присев; наклоняясь вперед, поставить руки на ширине плеч впе­реди ступней (на 40–50 см); перенести тяжесть тела на руки, сгибая их и наклоняя голову к груди; приблизить затылок к мату; оттолкнуться ногами и мягко перекатить­ся вперед с круглой спиной до упора присев (руки впере­ди ног). При перекате на спине плотно сгруппироваться, захватив руками голени.

Рис. 67. Кувырок вперед в группировке

Последовательность разучивания: плотная группировка в положении лежа на спине; перекаты в груп­пировке на спине вперед и назад с переходом вперед в упор присев без опоры руками сзади.

Кувырок вперед прыжком (рис. 68). Полуприсед руки назад, толчком ног и махом рук вперед прыгнуть повыше вверх-вперед на руки, сгибая руки и наклоняя голову на грудь, сделать кувырок вперед в упор присев.

Читайте также:  Упражнения для шейно позвоночного отдела

Последовательность разучивания: выстав­ляя руки подальше вперед, – кувырок вперед с места; кувырок вперед с разбегу толчком двух ног; кувырок вперед через препятствие (низкие стоялки, козел) с посте­пенным увеличением высоты (до 120 см).

Рис. 68. Кувырок вперед прыжком

Стойка на голове (рис. 69). Упор присев; руками опе­реться на мат на ширине плеч; выпрямляя ноги и сгибая руки, поставить голову впереди рук на верхнюю часть лба так, чтобы три точки опоры составляли вершины тре­угольника; поднять ноги вверх до вертикального положе­ния; тяжесть тела в основном удерживается на голове; предплечья располагать перпендикулярно к полу и па­раллельно друг другу, пальцы развернуты вперед-наружу. Последовательность разучивания: стойка на голове в группировке; стойка на голове с помощью (поддерживать за бедра, спину и ступни).

Рис. 69. Стойка на голове

Кувырок вперед через стойку на руках (рис. 70). Махом одной и толчком другой ноги выполнить стойку на руках; не задерживаясь в стойке, плавно согнуть руки, накло­нить голову к груди, опереться лопатками на мат и начать перекат вперед, затем сгруппироваться и завершить ку­вырок.

Рис. 70. Кувырок вперед через стойку на руках

Последовательность разучивания: кувыр­ки вперед через стойку на руках с помощью (поддержи­вать двумя руками за ноги, смягчая опускание на спину).

Стойка на руках (рис. 97). Из стойки на правой ноге, левая – впереди, руки – вверху ладонями вперед, делая шаг левой и наклоняясь вперед, поставить руки на шири­не плеч в одном шаге от толчковой ноги (пальцы рук – врозь и несколько согнуты); подавая плечи вперед, от­толкнуться левой и взмахнуть правой ногой вверх; соеди­няя ноги вверху и отводя плечи назад (до вертикального положения рук), выйти в стойку на руках, максимально вытянувшись вверх; голову поднять и смотреть на пол впереди пальцев; равновесие сохранять усилием кистей (при потере равновесия вперед усилить нажим пальцами на опору). Стойка на руках может выполняться из упора присев толчком двух ног или силой.

Последовательность разучивания: стойка на руках с опорой ногами о стенку (руки ставить в 30–40 см от стенки); стойка на руках с помощью (помогаю­щий поднимает обучаемого вверх за ноги, коленом нажи­мая на плечи; устанавливает руки и спину в вертикальном положении).

Страховать за ноги и спину, при самостраховке в слу­чае падения вперед переставить одну руку вперед, повер­нуться, встать на ноги или сделать кувырок вперед.

Переворот боком (рис. 72). Из стойки на правой ноге (левая – в сторону), наклоняясь влево, оттолкнуться левой ногой и, последовательно опираясь руками о пол по одной линии, перевернуться боком через стойку на руках в стой­ку ноги врозь (при выходе в стойку на руках смотреть в направлении пальцев рук).

Рис. 72. Переворот боком

Последовательность разучивания: махом одной и толчком другой –стойка на руках и переворот в сторону с помощью; перевороты боком по кругу с неполным выходом в стойку на руках (тело несколько согнуто); сопровождая обучаемого со стороны спины поддержкой за поясницу – переворот боком с помощью (руки при этом держать скрестно, левую – над правой).

Кувырок назад (рис. 73). Из упора присев опуститься в сед и перекатиться назад, захватить руками ноги около коленных суставов, рывком усилить вращение; при со­прикосновении лопаток и затылка с матом быстро поста­вить руки за плечи и, разгибая их, облегчить переворачивание через голову. При выполнении кувырка не запроки­дывать голову назад. Особое внимание необходимо обра­щать на своевременную постановку рук за плечи (за го­лову) с тем, чтобы уменьшить нагрузку на шею.

Рис. 73. Кувырок назад

Последовательность разучивания: из упо­ра лежа на спине в плотной группировке после 2–3 перекатов – кувырок назад; кувырок назад по наклонной плоскости.

Переворот вперед (рис. 74). С разбегу сделать подскок на правой ноге с одновременным подниманием согнутой левой ноги и рук вперед-вверх; наклоняясь вперед, поста­вить левую ногу, а затем – и руки на пол; активным махом правой назад-вверх и толчком левой сделать захлесты­вающее движение ногами через стойку на руках, соединить ноги и, энергично оттолкнувшись руками, перевернуться вперед прогнувшись; вставая на ноги, таз подать вперед, голову отклонить назад, руки – вверх.

Последовательность разучивания: освоение подскока, который выполняется на одной ноге, другая, со­гнутая, поднимается вверх, руки также поднимаются вверх (вальсет); махом одной и толчком другой – быстрый пере­вод в стойку на руках с опорой ногами на гимнастический мат, подвешенный на стену; переворот вперед с помощью или в поролоновую яму (при этом обучающий, стоя на правом колене с правой стороны, в момент опоры на руки, захватывает одной рукой правую руку обучаемого выше локтя, другую кладет на спину); энергичным и сильным толчком под спину помочь выполнить упражнение.

Рис. 74. Переворот вперед с разбегу

Переворот вперед с поворотом. С разбегу сделать подскок и, наклоняясь, поставить левую ногу на один шаг вперед; отталкиваясь левой ногой, поочередно поставить на пол сначала левую руку к носку левой ноги пальцами влево, затем – быстро правую с повернутой кистью влево-назад (правая рука ставится за левую руку, правая нога сильным махом способствует выходу в стойку). Опорой на правую руку заканчивается переход в стойку на руках и поворот кругом (ноги в стойке соединяются). Далее, сги­баясь, ноги быстро опустить вниз, оттолкнуться руками и перейти в положение стоя.

Последовательность разучивания: перево­рот в сторону; из стойки на руках – прыжок с рук на ноги с последующим подскоком (рекомендуется выполнять с возвышения); переворот с поворотом с помощью ручного пояса (лонжи) или в поролоновую яму.

Читайте также:  Упражнения для укрепления спены

Характер исполнения переворота зависит от последую­щего упражнения. Если после переворота выполняется сальто назад, то переворот должен быть с приземлением на носки и с высоким прыжком вверх; если следующим будет переворот назад, то переворот с поворотом делается без прыжка на полную ступню, ноги становятся ближе к рукам.

Стойка на плечах в парах. Нижний лежит на спине с согнутыми ногами, ступни расставив несколько шире, чем колени, руки выставлены вперед ладонями вверх; второй, выставляя одну ногу вперед, берется за колени и ставит плечи на руки партнера, затем толчком одной и махом другой ноги выполняет стойку на плечах. Руки нижнего и верхнего прямые.

Последовательность разучивания: упраж­нение выполняется с помощью, отделение разбивается на тройки, первый ложится на спину, второй ставит плечи на руки партнера, третий находится сбоку, второй по команде выполняет стойку, третий – помогает; далее обу­чаемые последовательно меняются ролями (второй ложит­ся, третий выполняет стойку, первый помогает и т.д.).

Кувырок назад с помощью в парах (рис. 75). Стойка в парах спиной друг к другу; первому номеру взять за руки (вверху за лучезапястный сустав) второго; первый делает полуприсед и наклоняется вперед (на руки партнера не нажимать, а только удерживать); второй, прогибаясь назад, поднимает ноги; первый, выпрямляя ноги и наклоняясь вперед, поднимает спину, облегчает второму перекат через спину; при завершении кувырка первый выпрямляется и, поднимая руки вверх, помогает второму мягко призем­литься. При приземлении руки не отпускать. Для повто­рения упражнения повернуться в исходное положение, не выпуская рук.

Рис. 75. Кувырок назад с помощью

Последовательность разучивания: отделе­ние разбивается на тройки; двое выполняют упражнение третий помогает и страхует.

Переворот назад (рис. 76). Из стойки ноги вместе, полу­приседая, руки отвести назад, туловище и голову незна­чительно наклонить вперед; опускаясь назад (как бы са­дясь на стул), энергично выпрямить ноги, сильно взмахнуть руками вперед-вверх-назад и резко откинуть туловище и голову назад; затем, подавая живот и таз вверх, прогнуть­ся и, продолжая движение назад, поставить руки на пол; проходя через стойку на руках, резко согнуться, оттолк­нуться руками, опустить ноги на пол, встать руки вверх (сделать курбет).

Рис. 76. Переворот назад

Последовательность разучивания: приседа­ние с движением тела назад и седом на колено выставлен­ной вперед ноги страхующего; прыжок с рук на ноги (кур­бет); из полуприседа руки назад – энергичное выпрямление ног со взмахом руками вверх-назад и наклоном туловища назад (упражнение выполняется со страховкой, стоя сзади, одной рукой за шею, другой – за спину); переворот назад с помощью ручного пояса (страхующие стоят по обе стороны обучаемого и немного сзади, взявшись за веревки, при этом одна рука находится около пояса). По мере освоения упражнения переходить на помощь и страховку без ручного пояса, в этом случае встать сбоку и поддержи­вать выполняющего двумя руками под поясницу. В момент переворачивания толчком рукой снизу вверх и назад помочь выполнить упражнение.

Сальто вперед с разбегу (рис. 77). С сильного разбега толчком двумя ногами сделать прыжок, усиливая его взмахом рук вперед-вверх; не доходя до верхней точки прыжка, энергично группируясь и подтягивая плечи к но­гам, начать вращение вперед; руки в это время дугами вперед и вниз захватывают голени около голеностопных суставов. Вращение тела осуществляется за счет активного движения рук и головы вперед, поднимания таза вверх и наклона туловища вперед. Заканчивая вращение (в поло­жении головой вверх), резко выпрямить ноги вперед-вниз и приземлиться.

Рис. 77. Сальто вперед с разбегу

Последовательность разучивания: с разбегу прыжок вверх в группиров­ке и в темпе кувырок вперед через горку матов с постепенным увеличением вы­соты; не касаясь препятствия руками и спиной – сальто через возвышение; сальто вперед в поролоновую яму; саль­то с разбегу толчком с гимнастического мостика.

Страховать сбоку и немного впереди от места толчка, а случае неправильного выполнения подхватить рукой под шею и спину, помочь выполнить сальто и предупредить падение на спину или голову.

Сальто вперед с трамплина. После сильного толчка и вылета вперед-вверх с вытянутыми вверх руками сгруппироваться, сгибая ноги в коленных суставах и наклоняя голову к разведенным в коленях ногам; далее начать вра­щение вперед, захватив руками голени и удерживая груп­пировку как мож­но дольше; затем в положении спиной к полу быстро разгруппироваться, направляя ноги вперед-вниз, и приземлиться.

Последовательность разучивания: прыжок вверх в группировке; сальто вперед в поролоновую яму; сальто вперед с помощью и страховкой.

Стоя сбоку у трамплина, одной рукой под спину, другой за плечо или шею помочь обучаемому выполнить упражнение. Страховка может обеспечиваться и с помощью подвесного или ручного пояса.

Сальто назад (рис. 78). Полуприседая и наклоняя тулови­ще слегка вперед, отвести руки назад, резким, сильным толчком ног и энергичным взмахом рук вверх перед собой сделать прыжок вверх; после толчка быстро подтянуть ноги к груди (сгруппироваться), захватив ноги примерно за середину голени; голова откидывается назад, способствуя вращению тела. Заканчивая вращение, выпрямиться руки – вверх и приземлиться.

Рис. 78. Сальто назад

Последовательность разучивания: прыжок вверх с места с поддержкой под спину и группировкой; кувырок назад с возвышения вниз; сальто назад с приме­нением ручного пояса; сальто с небольшого возвышения в поролоновую яму.

Страховать сбоку и, накладывая одну руку на пояс, другую – под бедро сзади, толчком помочь выполнить пры­жок вверх и переворачивание до приземления.

Дата добавления: 2016-07-05 ; просмотров: 79030 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector