Адекватная двигательная активность это физические упражнения соответствующие

Двигательная активность как средство сохранения здоровья. Часть 1.

Потребность в движении – одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и формировании человека на всех этапах его развития.

Под двигательной активностью понимается сумма всех движений, выполняемых человеком в процессе своей жизнедеятельности.

Это эффективное средство сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности, профилактики заболеваний, обязательный компонент здорового образа жизни.

Составляющими двигательной активности являются утренняя гимнастика, регулярные занятия физической культурой и занятия в спортивных секциях, подвижные игры и спортивные раз­влечения, туризм.

Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой системы.

Исследования доказали, что регулярные занятия физической культурой способствуют сохранению постоянства внутренней среды, повышают иммунологическую реактивность организма, увеличивают жизненную ёмкость лёгких, уровень тканевого дыхания, улучшается регулирующее влияние центральной и вегетативной нервной системы на сосудистый тонус, что проявляется в нормализации артериального давления . Начинает функционировать большое количество ранее бездействовавших капилляров, что благоприятно сказывается на кровоснабжении органов и тканей и уменьшает сопротивление току крови. Регулярные занятия физическими упражнениями, особенно циклического характера (бег, плавание, ходьба на лыжах, бег на коньках, гребля, езда на велосипеде) влияют на процессы обмена веществ в тканях, тормозя процесс старения .

Уровни двигательной активности.

Для нормального развития и функционирования организма, сохранения здоровья необходим определенный уровень физической активности. Этот диапазон имеет минимальный , оптимальный и максимальный уровни двигательной активности.

1. Минимальный уровень позволяет поддерживать нормальное функциональное состояние организма.
2. При оптимальном достигается наиболее высокий уровень функциональных возможностей и жизнедеятельности организма.
3. Максимальный уровень отделяет чрезмерные нагрузки, которые могут привести к переутомлению, резкому снижению работоспособности.

Гипокинезия. Или к чему приводит снижение двигательной активности?

При уменьшении физической нагрузки в мышцах отмечается усиливающаяся атрофия со структурными и функциональными изменениями. Например, из-за ослабления мышц связочного и костного аппарата туловища, нижних конечностей, развиваются нарушения осанки, деформация позвоночника, грудной клетки, таза, которые влекут целый ряд нарушений здоровья, что приводит к снижению работоспособности.

Ограничение двигательной активности приводит к изменениям функций внутренних органов. При этом очень уязвимой является сердечно – сосудистая система. В дальнейшем снижение физической активности способствует развитию сердечно – сосудистых заболеваний – артериальной гипертензии, ишемической болезни сердца и других.

При низкой двигательной активности уменьшаются гормональные резервы, что снижает общую адаптационную способность организма; нарушается обмен веществ, устойчивость к гипоксии.

Недостаток нервных импульсов при гипокинезии способствует развитию тормозных процессов в головном мозге, из-за чего ухудшается его деятельность, контролирующая работу внутренних органов.

Понравилась статья? Подписывайтесь на мой канал и ставьте палец вверх, чтобы чаще видеть статьи о здоровье, питании и тренировках в своей ленте!

Источник

Двигательная активность
статья по физкультуре на тему

Скачать:

Вложение Размер
dvigatelnaya_aktivnost.docx 23.24 КБ

Предварительный просмотр:

Роль физической культуры заметно возросла в эпоху научно-технического прогресса. Физическая культура как неотъемлемая часть общей культуры современного общества представляет собой многогранное социальное явление, оказывающее мощное воздействие на развитие и воспитание всех слоев населения. В наш век – век значительных социальных, технических и физических преобразований научно – техническая революция, как уже говорилось, наряду с прогрессивными явлениями внесла в жизнь и ряд неблагоприятных факторов. К ним следует отнести гиподинамию, нервные и физические перегрузки, связанные с овладением сложной современной техникой, а также стрессы профессионального и бытового порядка и как следствие – нарушение обмена веществ, избыточный вес, предрасположение к сердечно – сосудистым заболеваниям, а подчас и сами эти болезни. Влияние неблагоприятных факторов на здоровье человека, а особенно на детей, настолько велико, что внутренние защитные функции самого организма не в состоянии справиться с ними. Как показывает опыт, лучшим противодействием неблагоприятными факторам оказались регулярные занятия физической культурой, которые помогли восстановлению и укреплению здоровья, адаптации организма к значительным физическим нагрузкам. Чем дальше идет человечество в своем развитии, тем в большей степени оно будет зависеть от физической культуры. В настоящее время повысился дефицит двигательной деятельности человека, что уже стало тревожным. Адаптационные механизмы человеческого организма работают как в сторону активизации работоспособности различных его органов и систем (при наличии регулярных тренировок), так и в сторону дальнейшего ее снижения (при отсутствии необходимой двигательной активности). Следовательно, образ жизни и деятельности современного общества влекут за собой гиподинамию, и современно очевидно, что кардинально решить задачу повышения режима двигательной деятельности человека, минуя средства физической культуры и спорта, в настоящее время практически невозможно.

Современные дети ведут недостаточно подвижный образ жизни, проводя много времени за компьютером, телевизором. Поэтому взрослым необходимо вернуть детей к активному образу жизни, привить любовь к спорту.

Таким образом моя тема работы по физической культуре: «Формы организации двигательной активности младших школьников» является актуальной в данное время. Работая над своей темой, я использую разнообразные формы, методы и средства для достижения цели.

Цель: «Воспитание здоровых, всесторонне физически развитых путем повышения двигательной активности учащихся»

В процессе развития физических качеств решаю образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.

1.Сформировать устойчивый интерес и потребность к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

2. Повысить уровень физической подготовленности школьников.

3. Привлечь к участию в спортивно-оздоровительных мероприятиях классных руководителей, учителей, родителей, медицинских работников.

  1. Увеличение двигательной активности.
  2. Снижение заболеваемости учащихся.
  3. Повышение интереса к занятиям физической культурой и спортом.

В процессе обучения двигательным навыкам решаются образовательные и воспитательные задачи. Решение оздоровительных задач решаю всем комплексом средств физического воспитания: правильный подбор и дозировка упражнений, оценка состояния здоровья физического развития, подготовленности детей.

  1. Общее представление о двигательной активности.

Как известно, двигательная активность несет в себе как огромный оздоровительный потенциал, так и способна причинять разрушительное действие. Увеличение количества и качества здоровья под влиянием физической нагрузки происходит естественным путем за счет стимуляции жизненно важных функций и систем организма. Для этого физическая тренировка должна соответствовать главному принципу – оздоровительной направленности, необходимо, чтобы она базировалась, прежде всего, на правильно организованной двигательной активности.

Двигательная активность – это вид деятельности человека, при котором активация обменных процессов в скелетных мышцах обеспечивает их сокращение и перемещение человеческого тела или его частей в пространстве. Проще говоря, двигательная активность – суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени. Она выражается либо в единицах затраченной энергии, либо в количестве произведенных движений (локомоций). Двигательная активность измеряется в количестве израсходованной энергии в результате какой-либо деятельности (в кал или Дж за единицу времени), в количестве выполненной работы, например, в количестве сделанных шагов, по затратам времени (число движений за сутки, за неделю).

Как физиологический процесс двигательная активность присуща любому живому существу. Она может быть низкой, если человек осознанно или вынужденно ведет малоподвижный образ жизни и, наоборот, высокой, например, у спортсмена. Она включает в себя любой вид мышечной деятельности. Не важно, это специальные физические упражнения, или работа по дому или на приусадебном участке, или просто ходьба. Двигательную активность можно условно разделить на специально организованную (навязанную) и спонтанную (произвольную) активность. Различают активность в процессе физического воспитания; физическую активность во время обучения, общественно-полезной и трудовой деятельности.

Спонтанная двигательная активность это важное понятие из области физиологии, упрощенно говоря, это активность в свободное время не не вязанная извне. Научным языком, под спонтанной двигательной активностью понимают такие формы деятельности, которые не вызывают непосредственно факторами внешней среды, а в значительной степени определяются количественно и качественно видовыми особенностями организма. Она закономерно повторяется на протяжении различных периодов жизненного цикла (индивидуального развития, суточного периода, сезона года и т.д) и занимают значительное место в общем энергетическом расходе организма.

Ограничение или навязывание физической деятельности сопровождается компенсаторным изменением спонтанной двигательной активности. Биологический смысл спонтанной активности – поддержание постоянства суточного объема движений и энергозатрат. Это вскрывает особую физиологическую роль спонтанной формы активности, как компенсатора избытка или недостатка движений, физиологического регулятора постоянства суточного объема движений и связанных с этим энергозатрат. Важно отметить, что существует специальный механизм саморегуляции двигательной активности, поддержания постоянства ее суточного объема путем изменения спонтанной ее составляющей. Этот механизм называется «потребность в двигательной активности».

Итак, жизнь организма. Его рост и развитие зависят от двигательной активности, которая позволяет реализовать наследственную программу индивидуального развития. Движение эту не истощает, а пополняет «жизненную энергическую копилку»! Именно благодаря движению организма выполняет не только потраченное, но и создает задел для дальнейшего развития. Пассивность снижает приспособительными условиями среды, перед заболеваниями. Активность же поступает как посредник между генетической программой и окружающей средой. Природа очень дорожит законом активности и жестоко за его нарушения

  1. Влияние двигательной активности на организм младшего школьника

Закон Российской Федерации «Об образовании» провозглашает здоровье как важнейший фактор свободного развития личности человека. При этом физическое здоровье является одним из слагаемых определения жизнеспособности ученика. В Гигиенических требованиях к условиями обучения школьников отмечается необходимость организации их оптимального суточного двигательного режима

М. А. Рунова (2002),Н.Н. Супонев, Н. В. Школьника (1983) считают, что нормальный уровень жизнедеятельности ребенка равен 15 600-17 500 локомоций в сутки. Однако по, данным некоторых авторов, у первоклассника в процессе обучения происходит сокращение двигательной активности на 50 % по сравнению с дошкольниками. Основными причинами этого являются: увеличение продолжительности образовательных занятий с преобладанием статических поз, увлечение компьютерными играми, конструированием, просмотром телепередач и т.д. (Лубышева, Кондратьев, 2006).

Младший школьный возраст – это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности. Можно сказать, что основными задачами этого возрастного периода является овладение всеми доступными движениями, испытание и совершенствование своих двигательных способностей и тем самым приобрести более широкую власть как над собственным телом, так и над внешним физическим пространством. Совершенное владение своим телом, развивающееся у детей на протяжении всего этого периода, наделяет их чувством «Я могу» и, безусловно, оказывает мощное воздействие на формирование «Я-концепции» ребенка, его самооценки (Реан, Дандарова, 2006). Кроме того, физические умения представляют одну из трех наиболее значимых, «престижных» областей в среде сверстников, а хорошее владение своим телом во многом определяет социальный статус ребенка (в большей мере это характерно в мальчишеской среде) (Мухина, 2000).

Двигательные умения и навыки имеют большую образовательную ценность, поскольку основной их является активное творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений. Образовательную роль двигательных умений впервые подробно рассмотрел П.Ф. Лесгафт.

Исследования в области физической культуры, психологии и педагогики показали, что правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности. В младшем школьном возрасте развитие двигательных качеств особенно тесно связано с восприятием. Дети становятся более внимательными, наблюдательными и дисциплинированными, у них укрепляется воля, вырабатывается характер. Таким образом, систематическое школьное обучение является, как правило, той деятельностью детей, в процессе которой происходят дальнейшее развитие и постепенная перестройка их умственных (познавательных) процессов.

На основе расширения и обогащения двигательного опыта совершенствуется координация движений, активно развиваются его основные виды: ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание и т.д.

Многообразие движений, используемых в учебном процессе, оказывает на организм учащихся двойное воздействие: специфическое и неспецифическое Первое выражает в прямом участии двигательного анализатора в любом обучении. Второе состоит в том, что мышечная деятельность вызывает повышение тонуса коры больших полушарий мозга, создавая таким образом благоприятные условия не только для функционирования уже имеющихся связей, но и для выработки новых. По данным Сеченова (1947), А.Р. Лурия (1974), и т.д., недостатки двигательной сферы могут оказывать неблагоприятное влияние на общее развития ребенка, его работоспособность, умственную деятельность и успеваемость.

В настоящее время программа физического воспитания детей младшего школьного возраста, предусматривая только два физкультурных занятия в неделю. обеспечивает двигательный режим всего на 14,5 %. однако для детей младшего школьного возраста целесообразно проводить от 6 до 15 часов организованных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

в последнее время педагогика значимое место определяет здоровьесберегающим технологиям на уроке. выходом из сложившегося положения является введение различных форм двигательной активности как во время уроках так и после.

Источник

Читайте также:  Упражнения для свободного дыхания
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector