2кл упражнения по каллиграфии

Минутки чистописания. 2 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Разработка чистописания для уроков русского языка во 2 классе

Скачать:

Вложение Размер
chistopisanie.2klass.pdf 1.02 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания по чистописанию включают упражнения на детальный анализ строения букв-знаков, овладение начертанием букв, соединений, слов, то есть графическим навыком и навыком каллиграфического письма.Подоб.

Данный материал позволит учителю проводить минутки чистописания. Позволит закреплять правописание словарных слов, работать над фонетическим составом слов, уточнять смысл пословиц и поговорок, работать.

УМК “Планета знаний” 2 класс.Отработка правильного письма по методике Илюхиной В.И. Материал презентации можно использовать на минутках чистописания.

Данный материал по чистописанию содержит увлекательные графические задания, которые позволят учителю продолжить работу по развитию моторики руки и формированию навыка письма букв и их соединений, закр.

Минутка чистописания для 3 класса.

Чистописание – это неотъемлемая часть на уроках русского языка в начальной школе. Данный материал предназначен для того, чтобы урок русского языка начинать с каллиграфии, вспомнить элементы букв, прав.

Мастер-класс “Минутка чистописания в начальных классах&quot.

Источник

Развитие каллиграфического навыка
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Система работы

по формированию каллиграфических навыков у учащихся начальных классов

Скачать:

Вложение Размер
sistema_raboty_nad_razvitiem_kalligraficheskogo_navyka_v_1-4_klassah.docx 68.06 КБ

Предварительный просмотр:

по формированию каллиграфических навыков у учащихся начальных классов

по формированию каллиграфических навыков у учащихся начальных классов

Каллиграфически правильное письмо формируется у учащихся на протяжении всего обучения в начальной школе. Выработать графически правильное, четкое и достаточно скорое письмо невозможно в короткий срок, так как данные навыки формируются медленно и непросто.

Процесс формирования каллиграфических навыков требует от учителя:

– знания психолого-педагогических особенностей формирования письма, гигиенических условий письма;

– осознания важности педагогических принципов обучения письму;

– выбора эффективных приемов при обучении детей чистописанию;

– анализа графических ошибок при письме и на этой основе нахождения способов их предупреждения и исправления.

Гигиенические условия письма

Успешность в обучении чистописанию во многом определяется созданием гигиенических условий:

– правильного подбора и расстановки школьной мебели;

– соответствия парты росту ученика;

– освещенности рабочих мест;

– правильность посадки при письме;

– положения ручки в руке;

– размещение тетради на площади стола.

Что в итоге способствует профилактике нарушения осанки и зрения детей, повышения работоспособности, формированию четкого и быстрого письма.

При расстановке столов и парт должны соблюдаться следующие требования:

– столы и парты устанавливаются параллельно стене со световыми оконными проемами при обязательном левостороннем освещении;

– расстояние между рядами одноместных столов должно быть не менее 0,5 метра, двухместных – не менее 0,6 метра;

– расстояние первых рядов и парт от стены со световыми оконными проемами – не менее 0,5 метра;

– расстояние третьего ряда столов и парт от внутренней стены – не мене 0,5 метра;

– расстояние от первых столов, парт до доски должно быть 1,6 – 2,0 метра в среднем ряду и 2,4 метра в крайних рядах (должно обеспечивать угол рассмотрения 35 0 );

– наибольшая удаленность последнего места учащегося от классной доски – не более 8,6 метра;

– высота подвеса нижнего края классной доски для учащихся I – IV классов должна быть 85 сантиметров.

Основные размеры ученической мебели

Важно не только обеспечить рабочее место, но и приучить школьника сохранять во время учебных занятий наименее утомительную позу – сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову, ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе. Воспитывать правильную посадку у школьников необходимо с первых дней посещения школы, и прежде всего следует принять меры к устранению недостатков, уже имеющихся в посадке детей.

В первом классе надо на всех уроках неоднократно повторять с детьми правила посадки при письме. Для наглядности учитель демонстрирует таблицу «Правильно сиди при письме». Учитель объясняет как надо держать голову, плечи, руки и т.д. и подчеркивает, что нельзя опираться грудью о край парты (при опоре на спинку между грудью и столом должна помещаться ладонь или кулак). Расстояние от глаз до книги приблизительно 30 сантиметров.

Для формирования правильной устойчивой позы на уроках письма важно научить детей готовить рабочее место, правильно размещать тетрадь и другие учебные принадлежности, а также научить правильно держать ручку.

Ручку удерживают три пальца: большой, указательный и средний. Она находится между большим и средним, а указательный придерживает ее сверху (он не должен прогибаться). Расстояние от кончика ручки до указательного пальца 1,5 – 2,0 сантиметра. Ручка держится свободно (указательный палец свободно поднимается вверх и поглаживает ручку или постукивает ее по просьбе учителя).

Тетрадь наклонена к парте под углом 25 0 влево. Тетрадь должна лежать так, чтобы начало строки, на которой будет писать ученик, находилась напротив середины груди. По мере заполнения страницы тетрадь продвигается вверх по наклонной линии. Это обеспечивает постоянное правильное положение корпуса во время письма.

При работе с младшими школьниками необходимо проведение одной – двух физкультминуток, а также специальных упражнений для глаз.

Основные педагогические принципы и методические приемы обучения каллиграфическим навыкам письма.

Основные педагогические принципы обучения чистописанию:

– сознательность (понятность для детей);

– повторность (в процессе упражнений);

– постепенное нарастание трудностей;

– переход от простого к сложному;

– учёт индивидуальных особенностей;

– совместное обучение чтению и письму.

Основные методические приёмы обучения каллиграфическим навыкам письма:

– показ учителем процесса письма и объяснения способа написания букв, слогов, слов, предложений во время этого письма;

– списывание учащимися с готового образца;

– копирование (по точкам, через кальку и т.п.;

– воображаемое письмо или обведение над образцом, письмо в воздухе, письмо мокрой тряпкой на доске и т.п.;

– анализ формы букв: поэлементный анализ и анализ элементов движения в букве, размер соотношения элементов в письме;

– прием введения в обучение правил письма, которые учащиеся должны хорошо знать (сознательно). Правила складываются из тех задач, которые ставит учитель перед учениками в процессе письма;

– приём показа ошибочного написания букв для того, чтобы дети сами увидели, в чём ошибка и нашли ответ, как не допустить её (но не в первом классе). Вынесение общих для нескольких учащихся ошибок на доску;

– приём обучения чистописанию под счёт (для выработки плавного ритмичного письма определенного темпа). Счёт следует вводить так: основной элемент движения – на себя, пишем под счёт «раз – два – три» и т.д., соединительное движение – под счёт «и», которое произносим то длиннее, то медленнее, в зависимости от длины пути;

– приём написания букв в чередовании с прямыми наклонными линиями (для самоконтроля при отработке форм букв, наклона);

– приём взаимной проверки, самопроверки;

– приём рисования бордюров, штриховки, письмо росчерков.

На разных этапах обучения степень применения для того или иного приема будет различный, что зависит от уровня овладения навыками письма.

Для того, чтобы письмо было четким, аккуратным, легко читаемым, необходимо работать над его отдельными качествами. К качествам письма можно отнести его четкость и разборчивость, одинаковую высоту букв, соблюдение строки, то есть соблюдения линейности, ритмичности, правильности соединения букв и плавности письма при достаточной скорости. Стремясь выработать у учащихся эти качества, учитель должен работать в следующих направлениях:

– постоянно, начиная с первых уроков обучения письму, затем на минутках чистописания совершенствовать форму букв;

– работать над правильностью соединения букв;

– отрабатывать правильный наклон и параллельность штрихов идущих в одном направлении (вверх или вниз);

– работать над одинаковой высотой букв на строке и на всей странице;

– вырабатывать одинаковые равномерные и пропорциональные расстояния между элементами букв, между буквами и словами;

– добиваться того, чтобы письмо детей всего класса было приблизительно одной скорости;

– необходимо отрабатывать плавность и ритмичность письма.

Формирование каллиграфических навыков в 1 классе

Подготовка руки ребенка к письму ведется уже в добукварный период. Раскрашивание, рисование узоров и бордюров, обведение по контуру, штриховка в разных направлениях помогают решить эту задачу.

С первых уроков письма особенное внимание обращается на выработку правильной осанки ученика, правильного расположения тетради на парте, умение держать ручку при письме.

В 1 классе работа над каллиграфией письма практически начинается одновременно с процессом изучения букв. По мере изучения букв дети знакомятся с их рукописным начертанием, со способами их соединений в словах. Параллельно ведется работа и над соблюдением при письме:

– одинакового наклона букв, их элементов;

– одинаковой высоты букв;

– одинакового расстояния между словами на строке.

У шестилетних учеников период обучения письму значительно дольше, чем у семилетних, и в формировании графического навыка у них удается достичь меньших результатов. У них нет точности в воспроизведении формы многих букв, особенно заглавных, нет уверенности, четкости в проведении горизонтальных и вертикальных линий, чаще наблюдается дрожание пальцев при начертании штрихов, палочек.

Современные прописи построены следующим образом:

1 строка – ученик пишет, точнее, обводит каждую букву по выписанному точками образцу, т. с. получает первоначальное двигательное представление буквы в рамке линеек;

2 строка – ученик обводит уже часть буквы (так же напечатанную точками), самостоятельно дописывая се остальную часть;

3 строка – ученик обводит меньшую часть букв, дописывая большую часть буквы самостоятельно;

4 строка – ученик самостоятельно пишет букву всю полностью.

Такой подход исключает отрывистость в написании буквы, т. е. ученик уже не пишет букву отдельно (по элементам), как это было раньше, а сразу выводит букву целиком, плавно.

Вот тут (во время работы на 4-й строке) учитель должен очень внимательно проследить за работой каждого ученика, заметить, есть ли ошибки в написании буквы, и построить индивидуальную работу по устранению тех или иных недочетов. Это нужно делать спокойно, доброжелательно, ненавязчиво, терпеливо и своевременно. В прописях есть много свободных линеек. Их и можно использовать в этих целях.

С целью совершенствования техники письма предусмотрено проведение минуток чистописания уже в послебукварный период.

Желательно прописывать правильный образец написания тем, у кого возникают трудности. Минутки чистописания, прежде всего, будут направлены на отработку форм тех букв, при написании которых учащиеся испытывают наибольшие затруднения. Как показывает практика, это строчные буквы: з, б, ч, в, к, д, н, т, ж; прописные: Н, В, Д, Ж, К, Б, 3.

Работу во время минуток чистописания построить не на отработке конфигурации одной буквы, а на действующей группе букв.

Можно построить работу с группами букв, имеющими схожесть в написании, то есть, имеющими похожие элементы:

Или же можно разбить все буквы на две группы, сходные по написанию, и распределить их в порядке усложнения начертания.

– и, й, ш, л, м, я, ц, щ;

– И, Й, III, Ц, Щ, Ч, У;

В первом классе для учеников вводятся правила, непосредственно связанные с процессом письма:

– буквы в словах надо писать с одинаковым наклоном;

– необходимо писать буквы в словах на одинаковом расстоянии друг от друга;

– писать надо красиво.

Правила вводятся постепенно.

Но не нужно забывать и о подготовительных упражнениях для руки, помогающих развитию легкости движений, необходимых для начертания букв той или иной группы. Это могут быть упражнения в воздухе, в тетради, несложные рисунки, бордюры, узоры, росчерки, вносящие разнообразие и вызывающие интерес у маленького ученика.

В течение урока важно предупреждать перегрузку мышечного аппарата руки шестилетнего ученика (пальчиковая гимнастика: имитация движений пальцев при вязании, игры на пианино, наматывания ниток на клубок и т.д.).

При организации индивидуальной работы большое значение имеет правописание образца в тетради. На строке можно прописать несколько раз букву, оставить промежуток для письма ученика.

Каждое улучшение качества должно быть замечено и отмечено учителем, не забывая при этом подбодрить и слабого.

Упражнения, предложенные для чистописания, анализируются, и дети приступают к работе.

В конце каждого вида работы и в конце урока обязательно подводится итог, просматриваются работы, анализируются с точки зрения чистописания и каллиграфии.

Формирование каллиграфических навыков во 2 классе

«Основная задача обучения каллиграфии – формирование навыков красивого и быстрого письма. На уроках важно развивать мелкие мышцы руки и добиваться его свободного движения (предплечья, кисти, пальцев), отработки правильного начертания букв, рациональных соединений, достигать ритмичности и плавности письма.

На совершенствование навыков каллиграфии письма следует отводить специальное время на уроках русского языка. Рекомендуется прописывание учителем букв, слогов и слов в тетрадях учащихся. Содержание упражнений по каллиграфии необходимо связывать по мере возможности с изучаемым на уроке грамматическим материалом».

За время летних каникул первоначальный навык письма несколько потерял свою устойчивость. У многих учащихся точность воспроизведения форм многих букв далека от идеала, некоторые забыли начертания отдельных букв. Движения руки напряжены, скорость письма, как правило, замедленная. А ведь с первого дня ученики приступают к изучению новых предметов — русского и белорусского языков, и, следовательно, к работе с учебником.

Увеличивается объем и сложность письменных упражнении. Вот и приходится наряду с чисто графическими решать и другие задачи (орфографические, грамматические, логические и т. д.), а это требует распределения внимания, которым многие второклассники еще не обладают. В итоге, как правило, большее число недочетов появляется в воспроизведении форм букв, их соединениях.

Отсюда и “основная задача минуток чистописания — формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма”.

Более тщательно, более детально нужно работать над формами всех букв, над разными видами их соединений. Наряду с каллиграфическими упражнениями, выступает и задача ускорения темпа письма, достижения его ритмичности и плавности .

Наряду с этими задачами, по прежнему ведется работа над совершенствованием всех других качеств письма и исправлению недочетов каллиграфического характера: несоблюдение наклона букв, расстояния между элементами букв и буквами, между словами на строке, нарушение параллельности штрихов, соразмерности пропорций, соразмерности заглавных и строчных букв, линейности (соблюдение одинаковой высоты букв на всей строчке письма), искажение форм букв или их отдельных элементов.

Коллективные упражнения сочетаются с индивидуальными, учитываются особенности письма каждого ребенка.

С этой целью, особенно в начале года, нередко возникает необходимость пропедевтического написания ряда букв, слогов и слов учителем в тетрадях учеников.

Прописываются те буквы, в написании которых допускаются искажения. Буквы К, Г ,Т, Р, Г, В, Ф, Е, Ж наиболее часто употребляются в письменных упражнениях, вызывают некоторые затруднения.

Желательно использовать настенную таблицу с алфавитом, выполненную рукописным шрифтом, которая должна висеть на видном месте в классе. Это позволит и ученику, и учителю в любое время обратиться к ней и проверить по ней начертание букв.

Порядок изучения написания букв во время минуток чистописания на уроках обуславливается генетическим принципом:

Источник

Читайте также:  Упражнения для коррекции зеркальное письмо
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector