Как лучше тренировать дикцию – рассказывает логопед для взрослых
Некоторые люди уверены, что хорошая дикция – результат долгих, упорных тренировок, которые заключаются в механическом проговаривании сложных сочетаний слогов, скороговорок и т.п.
По опыту работы могу сказать точно – нет ничего хуже автоматического проговаривания и рутинной отработки филигранного произношения. Это требует от человека колоссальных усилий, чтобы заставить себя поупражняться и получить результат в далёком будущем. Тренировка дикции должна приносить радость и удовольствие, а изменения должны быть заметны после каждого занятия.
Как правильно тренировать дикцию?
Если вы будете заниматься чистым «выговариванием» и полностью сосредоточите внимание на технике, вы получите обратный эффект:
- мышцы речевого и голосового аппарата зажмутся;
- излишнее внимание к трудному звуку приведет к тому, что этот самый звук никогда не получится произносить легко;
Начинайте с проговаривания разных слогов со свистящими С З Ц – эти звуки помогают мышцам языка и губ принимать положение, которое способствует чёткости речи. Чтобы снять лишнее напряжение добавляйте к тренировке различные действия.
Прочитайте слоговые цепочки и стучите по столу ладонью или кулаком на каждый выделенный слог, листайте галерею
Как можно быстрее назовите предметы Следите за точностью произношения звука С. Помните: чем быстрее темп речи, тем четче должна быть дикция.
Упражнение 3
Прочитайте цепочки слов. Придумайте предложение, чтобы в нем были все три этих слова. Например: ФРАЗА ГРЁЗЫ ГРОЗА – В грозу он произнёс фразу, развеявшую грёзы.
У́ЗЫ ИЗО́ АЗУ́/ МУЗА ЛОЗА́ КОЗА́//
ПО́ЗА БА́ЗА ВИ́ЗА/ ЛУ́ЗА РО́ЗА ФА́ЗА//
РИ́ЗА БЛУ́ЗА ГЛАЗА́/ ФРА́ЗА ГРЁЗЫ ГРОЗА́//
ПА́УЗА ПРО́ЗА СЛЕЗА́/ ПО́ЛЬЗА КЛЯ́УЗА БИРЮЗА́//
ГИ́ЛЬЗА БЕРЁЗА ТОРМОЗА́/ МЕДУ́ЗА УГРО́ЗА ЖЕЛЕЗА́//
ФРЕЗА́ ЖЕЛЕ́ЗО МИМО́ЗА/ ЛАКТО́ЗА ГЛЮКО́ЗА ФРУКТО́ЗА//
Работу над дикцией невозможно представить без скороговорок. Однако на первом этапе не стоит гнаться за скоростью произношения. Воспринимайте скороговорку как четкоговорку, чистоговорку, медленноговорку.
Как работать со скороговорками?
Прочитайте скороговорку. Вникните в суть, поймите смысл: О ЧЁМ СКОРОГОВОРКА? Прочитайте СКОРОГОВОРКУ вслух в медленном темпе. Постепенно увеличивайте темп, контролируйте чёткость произношения.
Зи́на в лимузи́не везёт аза́лии в корзи́не.// сообщение
Зи́на в лимузи́не? Везёт аза́лии в корзи́не? // вопрос
Зи́на в лимузи́не! Везёт аза́лии в корзи́не! // восклицание
Зи́на в лимузи́не. Везёт аза́лии в корзи́не.// подтверждение*
То сте́лется, то ко́лется мете́лица-разбо́йница. //сообщение
То сте́лется, то ко́лется мете́лица-разбо́йница? //вопрос
То сте́лется , то ко́лется мете́лица-разбо́йница!//подтверждение
Мете́лица то сте́лется, то ко́лется, разбо́йница ! //возмущение
*повышайте интонацию на выделенных словах
Если тренировать дикцию несколько раз в неделю по 15-20 минут, вы скоро заметите изменения: появится лёгкость в произношении, речь станет более чёткой, увеличится сила голоса.
Удалось ли вам выполнить все задания? Какое упражнение показалось самым сложным?
10 мощнейших упражнений для развития дикции
1.Артикуляция звуков «Ш — Ж»
Шар — жар, ваш — важный, шутка — жутко, ширь — жир, жить — шить.
Жужжит жужелица, жужжит, кружится. Вожжи из кожи в хомут вхожи.
2. Артикуляция звуков «К — Г, X»
Качели — газели, кол — гол, кость — гость, код — год, кнут — гнут, клуб — глуп, Кеша — Геша.
Идет с козой косой козел. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: грабь граблями гравий, краб!
3. Отработка звука «Ц»
Цапля — сабля, цок — сок, цель — сель, цвет — свет, цирк — сыр, улица — лиса.
Молодец против овец, а против молодца сам овца. Цапля чахла, цапля сохла.
4. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:
Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, кждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.
5. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:
Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, сверхзвуковой, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.
6. Тренировка произношения согласных:
К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть.
Верх — вверх, ведение — введение, толкнуть — оттолкнуть, держать — поддержать, тащить — оттащить, водный — вводный, сорить — ссорить.
7. Отработка сочетаний звуков в форме игры:
Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбде!
Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!
8. Произнесите фразы сначала медленно, затем быстро:
В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск — брызг блеск! Сто верст вскачь.
9. Отработка звуков:
Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи.
Волховал волхв в хлеву с волхвами.
Рододендроны из дендрария даны родителями.
Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя.
Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
Интервьюер интервента интервьюировал.
Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.
Четверть четверика гороха без червоточинки.
Яшма в замше замшела.
10. Повторите медленно, а затем быстро сложные слова:
(В, ш) — воспользовавшемуся
(П, в) — опубликовывать
(П, р) — опосредованному субсидированию
(Р, т, с) — территориальная целостность
(Р, т) — проиллюстрировала
(Р, в) — ревербератор
(Ч, в) — четырехсотдолларового
(Ч, ф, р) — фантасмагорический
Не забудь поставить свой лайк и подписаться
Развитие дикции. Упражнения для дикции – ДИКТОРЫ.com
Данный раздел техники речи, посвящён дикции. В статье даны упражнения для улучшения дикции, для развития дикции и речи.
Произнес и те без г о лоса глух и е согл а сные, акт и вно взрыв а я их:
т! ть! т! ть! т! ть! т! ть! .
к! кь! к! кь! к! кь! к! кь! …
Д а нные согл а сные подгот а вливают пр а вильное звуч а ние сл е дующих за н и ми гл а сных. Т.к. согл а сные э ти п а дают р е зко, как м о лот о наков а льню. При э том он и как бы выт а лкивают сто я щие за н и ми зв у ки. Сл е дующее упражн е ние для дикции произнес и те с г о лосом:
пу! по! па! пэ! пи! пы! пя! пе! пё! пю!
ту! то! та! тэ! ти! ты! тя! те! тё! тю!
ку! ко! ка! кэ! ки! кы! кя! ке! кё! кю!
Д а лее включ а йте зв о нкие согл а сные:
бу! бо! ба! бэ! би! бы! бя! бе! бё! бю!
ду! до! да! дэ! ди! ды! дя! де! дё! дю!
гу! го! га! гэ! ги! гы! гя! ге! гё! гю!
ру! ро! ра! рэ! ри! ры! ря! ре! рё! рю!
ву! во! ва! вэ! ви! вы! вя! ве! вё! вю!
фу! фо! фа! фэ! фи! фы! фя! фе! фё! фю!
цу! цо! ца! цэ! ци! цы! ця! це! цё! цю!
Сл е дующее упражн е ние произнес и те с г о лосом. След и те за акт и вным произнес е нием кон е чных глух и х согл а сных:
бу – бу – бу – бу – бупп!
бо – бо – бо – бо – бопп!
ба – ба – ба – ба – бапп!
бэ – бэ – бэ – бэ – бэпп!
би – би – би – би – бипп!
бы – бы – бы – бы – быпп!
Все сл о ги “бег у т” к кон е чному “быпп”. Слогосочет а ния зак а нчиваются хор о шим взр ы вом на “п”.
гу – гу – гу – гу – гукк!
го – го – го – го – гокк!
га – га – га – га – гакк!
гэ – гэ – гэ – гэ – гэкк!
ги – ги – ги – ги – гикк!
гы – гы – гы – гы – гыкк!
ду – ду – ду – ду – дутт!
до – до – до – до – дотт!
да – да – да – да – датт!
дэ – дэ – дэ – дэ – дэтт!
ди – ди – ди – ди – дитт!
ды – ды – ды – ды – дытт!
ву – ву – ву – ву – вуфф!
во – во – во – во – вофф!
ва – ва – ва – ва – вафф!
вэ – вэ – вэ – вэ – вэфф!
ви – ви – ви – ви – вифф!
вы – вы – вы – вы – выфф!
Кон е чные глух и е согл ас ные сл е дует произнос и ть акт и вно. След и те за э тим. Сл о ги как бы “бег у т” к кон е чному. Присл у шивайтесь к дикции, р е чи. Для разв и тия подв и жности язык а присоедин и м согл а сный звук Р к П :
ПРА – ПРЯ , ПРО – ПРЁ , ПРУ – ПРЮ , ПРЭ – ПРЕ , ПРЫ – ПРИ
И так со вс е ми остальн ы ми согл а сными: БРА-, ВРА -, ГРА- …
Сочет а ния ЛРА – ЛРЯ , ЛРО – ЛРЁ , ЛРУ – ЛРЮ , ЛРЭ – ЛРЕ , ЛРЫ – ЛРИ для мн о гих быв а ют тр у дными, по э тому прораб а тывать их н а до д о льше. При сочет а нии Р с шип я щими – ЧРА, ШРА , ЖРА яз ы к на зв у ке Р д о лжен отч е тливо вибр и ровать. Пол е зно выгов а ривать и так и е сочет а ния зв у ков:
ТАДИТА – ТАДИТЯ
ТАДИТО – ТАДИТЁ
ТАДИТУ – ТАДИТЮ
ТАДИТЭ – ТАДИТЕ
ТАДИТЫ – ТАДИТИ
ДАТИДА – ДАТИДЯ
ДАТИДО – ДАТИДЁ
ДАТИДУ – ДАТИДЮ
ДАТИДЭ – ДАТИДЕ
ДАТИДЫ – ДАТИДИ
ТЫТА, ТЫТЯ , ТЫТО, ТЫТЁ , ТЫТУ, ТЫТЮ , ТЫТЭ, ТЫТЕ , ТЫТЫ, ТЫТИ
К а ждое сочет а ние произнос и те по ш е сть раз. Упражн е ния по э тому образц у н у жно д е лать со вс е ми согл а сными, постеп е нно ускор я я темп и добив а ясь ч е ткости и л е гкости движ е ния язык а . Зат е м тренир у йте так и е сочет а ния зв у ков:
РЛА, РЛЯ , РЛО, РЛЁ , РЛУ, РЛЮ , РЛЭ, РЛЕ , РЛИ, РЛЫ
МФА, МФЯ , МФО, МФЁ , МФУ, МФЮ , МФЭ, МФЕ , МФЫ, МФИ
К а ждое сочет а ние – по 6 раз. Д е лая э то упражн е ние, вним а тельно след и те за акт и вной артикул я цией в е рхней губ ы .
ДРДА – ДРДЯ
ДРДО – ДРДЁ
ДРДУ – ДРДЮ
ДРДЭ – ДРДЕ
ДРДЫ – ДРДИ
В э том упражн е нии Р м о жно замен и ть люб ы м друг и м согл а сным зв у ком, кот о рый недост а точно ч и сто произн о сится. Наприм е р: ДЛДА и так д а лее. По образц у предыд у щих упражн е ний тренир у йтесь, присоедин я я к одн о й гл а сной чет ы ре согл а сных: ДРДРА. И здесь Р м о жно замен и ть друг и м н у жным зв у ком. П я тую согл а сную к одн о й гл а сной сл е дует присоедин и ть в конц е сочет а ния зв у ков: БРБРАР. Но и на посл е днем Р яз ы к по-пр е жнему д о лжен отч е тливо вибр и ровать.
ЛБЛБ А ЛЬ – яз ы к на посл е днем ЛЬ д о лжен отрыв а ться.
БТТТБ А – согл а сный звук Т сн о ва исп о льзуется для разв и тия с и лы и упр у гости мышц язык а.
БТТТБ А Б . В э том сочет а нии н у жно след и ть, чт о бы отч е тливо сл ы шались все три Т и посл е дний согл а сный звук. Упражн е ние ос о бенно пол е зно для тех, кто им е ет прив ы чку “глот а ть” конц ы слов.
Техника речи. Тренировка дикции
Произнес и те без г о лоса ряд специ а льных т е кстов, акт и вно взрыв а я глух и е согл а сные:
Приш ё л Прок о п – кип е л укр о п, уш ё л Прок о п – кип е л укр о п, как при Прок о пе кип е л укр о п, так и без Прок о па кип е л укр о п.
На у лице снег бел е ет, ал е ет и голуб е ет. А сн е г всё лет и т, сверк а ет, а сн е г всё лет и т и т а ет.
Кук у шка кук у ет, кук у ет в леск у : ку-к у ! ку-к у ! ку-к у !
“п- б ” – г у бы, “т- д ” – к о нчик язык а , “к- г ” – сп и нку язык а . Акт и вно взрыв а йте согл а сные в сл е дующем упражн е нии:
Птк а ! птк о ! птк у ! птк э ! птк и ! птк ы !
Бдг а ! бдг о ! бдг у ! бдг э ! бдг и ! бдг ы !
Кпт а ! кпт о ! кп ту ! кпт э ! кпт и ! кпт ы !
Гбд а ! гбд о ! гбд у ! гбд э ! гбд и ! гбд ы !
Тпк а ! тпк о ! тпк у ! тпк э ! тпк и ! тпк ы !
Дбг а ! дбг о ! дбг у ! дбг э ! дбг и ! дбг ы !
Продолжайте тренировку дикции взрывая согласные в таких словах:
КБДительности, КПТице, оБТКацкий станок,
аБСТРакция, оБСТРукция, оБСТРелять,
ВЗБежал, ВПРавил, ВКРатчив, на уМВЗБрести,
о нёМВЗДыхать, куроКВЗВёл, боДРСТВовать,
паРТВЗН о с, В3Будор а жить, ВЗБ а дривать,
дилет а НТСТВо, аг е НТСТВо, адъ ю НКТСТВо,
сверхВСТРев о женный, пуНКТВСТР е чи;
конспеКТСХВат и л; не моГВЗДРемн у ть;
коНТРВСТР е ча, куНСТК а мера, ведоМСТВо,
коНСТРукция, деТСТВо, беГСТВо, браНДСПойт,
цеНТРФорвард, маРШБРосок, рекоРДСМен,
Д и ктору для тренир о вки дикции необход и мо трениров а ть труднопроизносимые слова. Больш у ю роль игр а ет тренир о вка согл а сных – “ч“, “ц“, “в“, “ф“. Вм е сто “ч” (” т ь + ш ь” при б ы стром произнес е нии) част е нько звуч и т “щ“, а вм е сто “ц” (состо и т из “т + с” при б ы стром произнес е нии) звук “с“. Э та зам е на происх о дит потом у , что пропад а ет составн о й согл а сный “т“.
“В” и “ф” произнос и ть тр у дно т.к. их артикул я ция “запир а ет” звук г о лоса (н и жняя губ а прикас а ется к в е рхним зуб а м), по э тому необход и ма эн е ргия возд у шной стру и , для озв у чивания э тих согл а сных, ос о бенно в сочет а нии с друг и ми взрывн ы ми.
Ещ ё одн о упражн е ние на улучш е ние дикции:
Ваг о ны впер е д покат и ли, как м я чики:
Т А к-чики, Т А к-чики, Т А к-чики, Т А к-чики.
Б о чка – К о чка – Д о чка – М о чка – Н о чка – П о чка – Т о чка.
П е чь – Ж е чь – С е чь – Т е чь – Л е чь – М е ч – Р е чь.
Стук кол ё с п о езда: тук-т У к-тук-тук-тук-т У к-тук-тук-тук…
Пулем ё тная о чередь: так-т а к-так-т а к-так-т а к…
Ц о кот подк о в: ц О к-цок-ц О к-цок-ц О к-цок-цОк…
Б ы строе зв я канье н о жниц: чик-ч и к-чик-ч и к-чик…
К а пли дожд я : кап-к а п-кап-к а п-кап-к а п…
Чир и канье воробь я : чик-чир и к! чик-чир и к! чик-чир и к.
Зв у к д е тского пистол е та: пиф-п а ф! пиф-п а ф! пиф-п а ф.
Ляг у шка: ква-кв а ! ква-кв а ! ква-кв а .
Д у дочка: дуд У ! дуд У ! дуд У .
Дрож а щий от х о лода: в- в -в- в -в- в -в- в -в-в-в…
Провер я йте звуч а ние согл а сных в слов а х и фр а зах:
Эй, Ветр и ло-ветродуй,
Ветрод у й, в лиц о не дуй!
Кап-кап-кап-к а п-каплет д о ждик.
Каков ы стих и по э та?
Сам нар о д сказ а л про э то:
“Ц и кал-цикал мотоц и кл
И нац и кал ц е лый цикл”.
След и те за сочет а нием э тих зв у ков в в а ших выступл е ниях. Посто я нно тренир у йте дикцию. Раб о тайте над произнес е нием друг и х согл а сных. Как говор и л К.С. Станисл а вский, “не т о лько звуч а щие, но и друг и е – шумов ы е, шип я щие, свист я щие, з ы кающие, ц ы кающие, х а кающие, р ы кающие согл а сные должн ы так же уч а ствовать как сво и м гуд е нием, так и шум а ми в созд а нии непрер ы вной л и нии”. Обрат и те вним а ние на ч ё ткость дикции во вр е мя звуч а ния согл а сных в стихотвор е ниях. И м о жно я сно усл ы шать при ё м “звукоз а писи”. К нем у прибег а ют по э ты для усил е ния эмоцион а льного возд е йствия. Для прим е ра, возьм ё м цикл кор о тких б а сен С. Смирн о ва:
“Чудес а прот е кции” (“ш”, ” ж “).
Он в ы шел
в р о ли протеж е
И в ы ше Кр ы ши
Пр ё т уж е .
“Ханж а ” (” с “, ” з “).
Я – з а ! –
в глаз а
сказ а л Ханж а .
А за глаз а
зар е зал…
без нож а .
“Инжен е р-душег у б” (” ч “, ” щ “).
Он зв а лся
“инжен е ром душ”,
Но сочин я л так у ю чушь,
Что прозвуч а л из э той ч у ши
Сигн а л:
– Спас и те н а ши д у ши!
И, кон е чно же, раб о та над дикцией нем ы слима без скороговорок для развития речи. Как м о жно б о льше чит а йте в слух. Чит а йте вс ё – стих и , худ о жественные произвед е ния, полит и ческую литерат у ру, стеногр а ммы реч е й. И обязательно отрабатывайте собственные выступления. Все эти упражнения непременно помогут диктору правильно поставить речь!